Жидкостный демпфер крутильныхколебаний
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОюз СОюетскнх
Соцнаннстнчесннх
Республнк
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИ ИТБЛЬСТВУ
<и18 04 94 9 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 210379 (2f ) 2738163/25-28 с присоединением заявки HP (23) Приоритет
Опубликовано 15.02.81. бюллетень Н9 6 (51)м. КД.Э
Г 16 F 15/12
Государственный комитет
СССР по дмам изобретений н открытий
Ж) УДК 621-752. .2(088.8) Дата опубликования описания 18.02.81 (72) Авторы изобретения
И.A Коваль, Ю.Б. Лущицкий, Г.Н. Шемет и A.Ë. Шоломов
Головное специализированное конструкторское бюро по двигателям средней мощности (71) Заявитель (54 ) ЖИДКОСТНЫЙ ДЕМПФЕР КРУТИЛЬНЫХ кОлеБАний
Изобретение относится к устройст вам для гашения крутильных колебаний вращающихся динамических систем, например коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания.
Известен жидкостный демпфер крутильных колебаний, содержащий замкнутый корпус, заполненный вязкой жидкостью, и размещенную в нем инерционную массу, которая центрируется относительно корпуса упругими резиновыми элементами f1).
Недостатки известного демпфера состоят в том, что физико-механические свойства резины нестабильны и зависят от деформации и температуры, а также меняются в процессе эксплуатации из.-за естественного старения, а эффективность жидкостного демпфера зависит от величины радиальных и торцовых зазоров между инерционной массой и корпусом, центровка инерционной массы посредством упругих резиновых элементов, точность изготовления которых относительно невысока, не позволяет выдерживать величины этих зазоров в оптимальных пределах, что приводит к нестабильности демпфирующих характеристик.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является демпфер крутильных колебаний, содержащий замкнутый корпус, заполненный вязкой жидкостью, инерционную массу, размещенную в нем, и упругие резиновые элементы, связывающие корпус с инерционной массой и расположенные в ее пазах (2 1.
Недостатком данного дейпфера является также нестабильность демпфирующих характеристик.
Цель изобретения — повышение ста15 бильности демпфирующих характеристик жидкостного демпфера крутильных колебаний.
Цель достигается тем, что в инерционной массе выполнены сквозные ра20 диальные отверстия, в корпусе — углубления, а каждый из упругих элементов выполнен в виде рессоры, один конец которой расположен в углебле1 нии корпуса, а другой закреплен в отверстии инерционной массы.
На фиг. 1 изображен предлагаемый демпфер крутильных колебаний, поперечный разрез; на фиг. 2 — то же, закрепление упругого элемента выпол30 кено при помощи отдельной детали.
804949
Формула изобретения
ВНИИПИ Заказ 10836/53 Тираж 1017 Подписное.
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4
Демпфер крутильных колебаний имеет замкнутый корпус 1, в котором размещена инерционная масса 2, а в последней имеются сквозные радиальные отверстия. Инерционная масса центрируется относительно корпуса 1 при помощи металлических упругих элементов 3, выполненных в виде рессор, например, цилиндрической формы. Упругие элементы 3 одним концом упираются в глухие отверстия 4 (углебления) в корпусе, а другим закреплены в инерционной массе при помощи резьбы, выполненной на конце упругого элемента и в отверстии в инерционной массе 2. Зазоры между корпусом и инерционной массой заполнены вязкой силиконовой жидкостью. Закрепление упругого элемента 3 может осуществляться с помощью отдельной резьбовой детали 5 (фиг. 2).
Демпфер работает следующим образом.
Корпус 1 демпфера, жестко связанный с коленчатым валом двигателя (на чертеже не показан) совершает колебания вместе с ним. Инерционная масса 2, стремящаяся к равномерному вращению, совершает колебания относительно корпуса 1, деформируя при этом упругие элементы 3. Гашение крутильных колебаний в системе происходит за счет деформации упругих элементов
3 и вязкостного трения в жидкости, возникающего при относительных пере.мещениях инерционной массы 2 и корпуса 1 демпфера.
Применение в предлагаемом демпфере упругих элементов 3 в виде металлических рессор, имеющих стабильные механические свойства и позволяющих выдерживать зазоры между, корпусом 1 и инерционной массой 2 .с необходимой точностью, повышает стабильность демпфирующих характеристик.
Жидкостный демпфер крутильных колебаний, содержащий замкнутый корпус, 15 заполненный вязкой жидкостью, инерционную массу, размещенную в нем, и упругие элементы, связывающие корпус с инерционной массой, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышеЩ ния стабильности демпфирующих характеристик, в инерционной массе выполнены сквозные радиальные отверстия, в корпусе — углубления, а каждый из упругих элементов выполнен в виде рессоры, один конец которой расположен в углеблении корпуса, а другой закреплен в отверстии инерционной массы.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
® 1. Патент США Р 3495459, кл. 74-574, 1970.
2.. Патент CUIA Р 3552230, . кл.74-574, 1971 (прототип),