Устройство для смазки опор шаро-шечного долота
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОИ:КОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ
Союз Севвтсиик
Сощиалистичесиик
Республик
< > g)7)94
PQ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 190279 (21) 2726822/22-03 с присоединением заявки М (23) Г1риоритет
Опубликовано 300381. Бюллетень 89 12 (Я)М. Кл3
E 21 В 9/10
Государственный комитет
СССР яо делам изобретений и открытий (53) УДК 622.24.0Ы..55(088.8) Дата опубликования описания 300381
Л.Ю, Козак, В.Я. Белоусов, Б.В. Мелень и И.П. Мокренко (72) Авторы изобретения
Ивано-Франковский институт нефти и газа (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ОПОР ШАРОШЕЧНОГО
ДОЛОТА
Изобретение относится к буровой технике, а именно к устройствам для смазки опор шарошечного долота.
Известно. устройство для смазки опор шарошечного долота, содержащее корпус, размещенный внутри корпуса резервуар для смазки и механизм подачи смазки в подшипниковые полости шарошек по каналам в лапах долота, выполненныЯ в виде подпружиненного поршня (1), Недостатком этого устройства является неравномерная подача смазки в опоры долота, обусловленная уменьшением давления поршня на смазку по мере разжатия пружины, а также повькаенный расход смазки в силу того, что поршень поддерживает повышенное давление смазки в опоре как в процессе бурения, так и при выполнении вспомогательных операций.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату
- является устройство для смазки опор шарошечного долота, содержащее корпус, размещенный внутри корпуса резервуар для смазки и насосный блок для подачи смазки в подшипниковые полости шарошек по каналам в лапах долота, включающий плунжеры,каждыЯ иэ которых контактирует с профилированной поверхностью привода (2) .
Данное устроЯство обеспечивает равномерную порционную подачу смазки в опоры долота только в процессе бурения, что улучшает условия работы подшипников шарошек и уменьшает расход смазки.
К недостаткам устроЯства относится сложность конструкции, обусловленная наличием сложного механизма для привода плунжеров и, как следствие этого, малая надежность работы устроЯства.
Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение надежности работы устройства.
Укаэанная цель достигается тем, что плунжеры установлены в лапах доло20 та, а контактирующие с ними профилированные поверхности выполнены на торцах шарошек, причем профилированная поверхность образована скосом торца шарошки под углом 1-5 .
На фиг.1 изображено устройство для смазки опор шарошечного долота с частичным вырывом, общий вид; на фиг.2 узел I на фиг.1; на фиг.3 - вид А на фиг.2; на фиг.4 - сечение Б-Б на фиг.
30 3 °
817194,4
Устройство содержит корпус 1 с ла.пами 2, на цапфах 3 которых смонтированы с возможностью вращения шарошки 4. Внутри корпуса размещен резервуар 5 для. смазки, снабженный под пружиненным поршнем 6 для создания иЗбыточного давления смазки. В корпусе и лапах выполнены каналы 7 для подвода смазки в подшипниковые полости шарошек. В лапах установлены насосные блоки 8, каждый иэ которых вклю- 1ф чает плунжер 9 и два обратных клапана 10 и 11. Блоки 8 установлены таким образом, что свободные концы плунжеров 9 контактируют с профилированными поверхностями, выполненными на торцах шарошек за счет скоса этих тор-1 цов под углом 1-5. Для автоматического о поддержания избыточного давления в системе смазки каждая лапа снабжена диафрагмой 12 и подпружиненным золотником 13, а в лапах выполнены допол- 20 нительные каналы 14 для возврата части смазки обратно в резервуар 5. В основании цапфы Э выполнена проточка 15 и радиальные каналы 16.
Устройство для смазки опор шарошеч-Q5 ного долота работает следующим образом.
В процессе бурения шарошки 4 вращаются и своими скошенными торцами взаимодействуют с плунжерами 9, вызы- 30 вая их возвратно-поступательное движение. В результате смазка по каналам
7 через обратные клапаны 10 и 11 подается в проточку 15 и по радиальным .каналам 16 поступает в шдшипниковые полости шарошек. При этом часть смазки по зазорам между основанием цапфы и. внутренней поверхностью шарошки выдавливается к подшипникам, а часть выходит наружу, вследствие того, что внутреннее давление выше затрубного. 40
По мере увеличения избыточного давления в системе смазки золотник .13, преодолевая усилия пружины и диафрагмы 12, вопринимающей давление эатрубного пространства, открывает проход 45 в канал .14 и смазка перекачивается плунжером 9 обратно в резервуар 5.
С увеличением глубины бурения давление в эатрубном пространстве возрастает.
При этом диафрагма 12 заставляет подпружиненный золотник 13 перемещаться в обратном направлении, что приводит к перекрыванию канала 14 и повьаиению давления в системе смазки.
Таким образом, описываемое устройство позволяет автоматически поддерживать . избыточное давление смазки в местах проникновения жидкого шлама в опоры долота, что дает возможность надежно герметизировать подшипниковые полости шарошек и обеспечивает смазку подшипиикозе
Такое выполнение устройства для смазки опор шарошечного долота упрощает его конструкцию и повышает надежность работы.
Формула изобретения
1. Устройство для смазки опор шарошечного долота, содержащее корпус, размещенный внутри корпуса резервуар для смазки и насосный блок для подачи смазки в подшипниковые полости шарошек по каналам в лапах долота, включавший плунжеры, каждый из которых контактирует с профилированной поверхностью привода, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности работы устройства, плунжеры установлены в лапах долота, а контактирующие с ними профилированные поверхности выполнены на торцах шарошек.
2. Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что нрофилированная поверхность образована скосом торца шарошки под углом 1-5. о
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Кутузов Б.Н. Теория, техника и технология буровых работ. М., Недра, 1972, с.153, рис.79.
2. Авторское свидетельство СССР
9 298732, кл. Е 21 В 9/10, 1970
817194
Узел т
Фигл! г
Фиг.
Заказ 1271/39
Тираж 627 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель В. Якимов
Редактор П. Макаревич Техред И.вабурка Корректор М. демчик