Рулевая колонка транспортногосредства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОЛ И САНИ Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 1 ц SI 8940

Союз Советский

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 20.03.79 (21) 2760666/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.04.81. Бюллетень № 13 (45) Дата опубликования описания 07.04.81 (51) М. Кл.

В 62D 1/18

Государствеииый кеетитет

СССР ле делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113 (088.8) ,ar::;

Б. И. Кальченко, В. Н. Каменев, С. И. Зав лишйн* и В. Г. Балабан (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) РУЛЕВАЯ КОЛОНКА ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортным средствам и предназначено для рулевых управлений колесных и гусеничных машин.

Известна рулевая колонка транспортного средства, содержащая верхний наклоняемый корпус с рулевым валом и рулевым колесом, нижний ненаклоняемый корпус с рулевым валом, шарнир для соединения корпусов с фрикционным элементом, состоящим из ведущих, ведомых и нажимного дисков, обеспечивающим удержание наклоняемого корпуса в рабочем положении, и шарнир для соединения рулевых валов (1).

Однако эта рулевая колонка имеет малую надежность из-за частого воздействия на рукоятку при каждом наклоне колонки и неудобна в использовании, так как в ней отсутствует устройство, фиксирующее положение рулевой колонки при возвращении ее в исходное положение.

Цель изобретения — повышение удобства при использовании рулевой колонки и надежности работы.

Указанная цель достигается тем, что колонка снабжена педалью управления, а нажимной диск — подпружиненным управляемым фиксатором, выполненным в виде стержня с зубом, входящим в паз, выполненный на нажимном диске, причем указанный стержень соединен с педалью управления, нажимной диск — с ведомыми дисками фрикционного элемента, а ведущие диски— с наклоняемым корпусом.

На фиг. 1 изображена рулевая колонка;

5 на фиг. 2 — шарнир; на фиг. 3 — сечение

А — А фиг. 2; на фиг. 4 — сечение Б — Б фиг. 3.

Рулевая колонка состоит из верхнего наклоняемого корпуса 1 и нижнего ненакло10 няемого корпуса 2, которые соединены шарнирами 3 и 4. Шарнир 3, соединяющий верхний и нижний корпуса колонки, состоит из П-образной скобы 5, связанной с верхним корпусом. В скобу впрессованы

15 штифт б и втулка 7 с внутренней резьбой.

На эту втулку свободно насажены- фрикционные ведущие диски 8, ведомые диски 9 и нажимной диск 10 с впрессованным штифтом 11. Ведущие диски через штифт 6

20 и скобу 5 соединены с наклоняемым корпусом 1, а диски 9 через штифт 11 — с нажимным диском. На последнем на наружной образующей поверхности выполнен цилиндрический выступ 12 по радиусу из цен25 тра качания шарнира 4. На цилиндрической части этого выступа имеется паз 13, в который входит фиксатор 14, выполненный в виде стержня с зубом и расположенный в обойме 15. Стержень фиксатора подпружи30 нен пружиной 16, смонтированной в обой3 ме, при этом нижний конец стержня тягой

17 связан с педалью управления 18, установленной на оси 19. Обойма 15 закреплена болтами 20 на ненаклоняемом корпусе

2. На последнем укреплены втулки 21 и 22.

Во втулке 22 проходит палец 23, а во втулке 21 размещена рукоятка 24 со ступенчатым хвостовиком 25, ввинченным во втулку 7.

На пальце 23 с внутренней стороны щеки скобы установлено пружинное кольцо

26. В рукоятке 24 выполнено ступенчатое отверстие 27 с хвостовиком 28 стопорной рукоятки 29, ввернутым во втулку 7. В ступенчатом отверстии 27 между торцом рукоятки 29 и торцом отверстия в рукоятке 24 посажена пружина 30.

В корпусах имеются рулевые валы 31 и

32, соединенные шарниром с помощью вилок ЗЗ и 34.

Для регулировки наклона верхнего корпуса 1 водитель сначала отвинчивает рукоятку 29, затем рукоятку 24. После этого он наклоняет корпус на необходимый угол и фиксирует это положение рукояткой 24 и потом рукояткой 29.

Для облегчения посадки водителя на сиденье он нажимает на педаль управления

18, которая через тягу 17 перемещает стержень фиксатора 14, выводит его из паза 13 и отводит верхний корпус от сиденья. Благодаря этому увеличивается пространство между ободом рулевого колеса и сиденьем. Для возвращения наклоняемого корпуса в исходное рабочее положение водитель наклоняет его к себе до ввода пружиной 16 зуба стержня фиксатора 14 в паз 13, что

818940 обеспечивает автоматическую установку за. данного наклона верхнего корпуса. При наклоне колонки и ее возвращении зуб стержня фиксатора 14 постоянно поджат к ци5 линдрической поверхности выступа 12 диска 10.

Формула изобретения

1О Рулевая колонка транспортного средства, содержащая верхний наклоняемый корпус с рулевым валом и рулевым колесом, нижний ненаклоняемый корпус с рулевым валом, шарнир для соединения корпусов с

15 фрикционным элементом, состоящим из ведущих, ведомых и нажимного дисков, предназначенным для удержания верхнего наклоняемого корпуса в рабочем положении, и шарнир для соединения рулевых валов, о т20 личающаяся тем, что, с целью повышения удобства при использовании и надежности работы, она снабжена педалью управления, а нажимной диск — подпружиненным управляемым фиксатором, выпол25 ненным в виде стержня с зубом, входящим в паз, выполненный на нижнем диске, причем указанный стержень соединен с педалью управления, нажимной диск — с ведомыми дисками фрикционного элемента, а

ЗО ведущие диски — с наклоняемым корпусом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе з5 1. Проспект фирмы «Мерседес Бенц», «Автомобиль», модели 1217, 1978, ФРГ (прототип) .

818940

Фиг 4

Заказ 643/б Изд. № 274 Тираж 712 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель В. Калмыков

Редактор М. Стрельникова Тсхред И. Заболотнова

Корректоры: P. Беркович и 3. Тарасова