Система аварийного слива топлива из баков самолета
Реферат
Система аварийного слива топлива из баков самолета, содержащая основной насос и форсажный насос с клапанами отсечным, входа и выхода, напорная магистраль которого соединена через клапаны отсечной и выхода с основными насосами, и агрегат слива с подпружиненным распределительным устройством и клапаном слива, подсоединенный к напорной магистрали за клапаном выхода и сообщенный с командной полостью клапана входа и с магистралью низкого давления основного насоса, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы путем предотвращения провалов давления в напорной магистрали основного насоса в момент включения системы, распределительное устройство выполнено в виде золотников управления форсажным насосом и клапаном слива, сообщенных между собой полостями, в которых размещены пружины, причем полость высокого давления золотника управления форсажным насосом соединена с напорной магистралью за клапаном выхода, а полость высокого давления золотника управления клапаном слива - с напорной магистралью форсажного насоса перед клапаном выхода.
Изобретение относится к области самолетостроения, а именно к системам аварийного опорожнения топливных баков в полете. Известна система аварийного слива топлива из баков самолета, содержащая форсажный насос-регулятор, сливной трубопровод и кран-переключатель. Эта система обладает существенным недостатком, заключающимся в том, что для аварийного слива топлива необходимо перевести двигатель на форсажный режим. В аварийной же ситуации необходимость слива топлива может появиться на любом бесфорсажном режиме. Наиболее близким техническим решением из известных является система аварийного слива топлива из баков самолета, содержащая основной насос и форсажный насос с клапанами отсечным, входа и выхода, напорная магистраль которого соединена через клапаны отсечной и выхода с основным насосом, и агрегат слива с подпружиненным распределительным устройством и клапаном слива, подсоединенный к напорной магистрали за клапаном выхода и сообщенный с командной полостью клапана входа и с магистралью низкого давления основного насоса. Однако указанная система имеет тот недостаток, что при включении системы аварийного слива клапан слива открывается раньше клапана входа форсажного насоса, что ведет к резкому провалу давления в напорной магистрали насоса - регулятора основного контура, и как следствие, к резкому провалу оборотов двигателя, что еще более усугубляет аварийное состояние самолета. Это объясняется тем, что время открытия клапана входа выбирается из условия соблюдения заданного времени включения форсажа и по величине намного больше, чем время открытия клапана слива. Увеличить же время открытии клапана слива конструктивно затруднительно из-за необходимости в этом случае значительного увеличения габаритов агрегата слива и, как следствие, значительное увеличение его веса. Целью настоящего изобретения является повышение надежности работы путем предотвращения провала давления в напорной магистрали насоса-регулятора основного контура в момент включения системы. Указанная цель достигается тем, что распределительное устройство выполнено в виде золотников управления форсажным насосом и клапаном слива, сообщенным между собой полостями, в которых размещены пружины, причем полость высокого давления золотника управления форсажным насосом соединена с напорной магистралью за клапаном выхода, а полость высокого давления золотника управления клапаном слива с напорной магистралью форсажного насоса перед клапаном выхода. На фиг. 1 изображена схема аварийного слива топлива из баков самолета. Указанная система состоит из основного насоса-регулятора 1, форсажного насоса 2 с клапанами входа 3 и выхода 4, напорная магистраль 5 которого соединена за клапаном выхода 4 с напорной магистралью 6 насоса-регулятора 1, агрегата слива 7 с клапаном слива 8, клапаном 9, золотником управления 10 насоса 2, золотником управления 11 клапаном слива 8 и пружинами 12, 13 и 14, подсоединенным к напорной магистрали 5 форсажного насоса 2 за его клапаном выхода 4. Агрегат слива 7 сообщен трубопроводом 15 с командной полостью 16 клапана входа 3 насоса 2, трубопроводом 17 с магистралью низкого давления 18 основного насоса-регулятора 1 и трубопроводом 19 с напорной магистралью 5 насоса 2. В агрегате слива 7 золотник управления 10 насоса 2 установлен между полостью высокого давления 20, которая сообщена с напорной магистралью 5 за его клапаном выхода 4 и полостью 21, сообщенной с помощью трубопровода 15 с командной полостью 16 клапана входа 3, а золотник управления 11 клапаном слива 8 установлен между напорной магистралью 5 за его клапаном выхода 4 и полостью 22 клапана слива 8 и,кроме того, полость высокого давлении 23 золотника 11 сообщена с помощью трубопровода 24 с напорной магистралью 5 до его клапана выхода 4. Золотник управления 10 и золотник управлении 11 имеют общую полость 25, которая через клапан 9 сообщена с помощью трубопровода 17 с магистралью низкого давления 18 насоса-регулятора 1. От форсунок форсажного контура напорная магистраль 5 отделена регулятором форсажа 26. В насосе 2 имеется отсечной клапан 27, разъединяющий напорные магистрали 6 и 5 насоса-регулятора 1 и форсажного насоса 2. Работа системы осуществляется следующим образом. При включении клапана 9 полость 25 трубопроводом 17 сообщается с магистра лью низкого давления 18 насоса-регулятора 1, в результате чего на золотнике 10 появляется перепад давлений, перемещающий его в крайне левое положение, при этом полости 21 и 20 золотника сообщаются между собой и высокое давление напорной магистрали 6 насоса-регулятора 1 попадает через трубопровод 15 в полость 16 клапана подвода 3 и он открывается. В напорной магистрали 5 насоса 2 перед клапаном выхода 4 появляется топливо под высоким давлением. В результате чего, отсечной клапан 27 отсекает напорную магистраль 6 насоса-регулятора 1 и создает перепад давлений на золотнике 11. Золотник 11 перемещается в крайне левое положение, сообщая при этом полость 22 клапана слива 8 с полостью 26, которая в свою очередь сообщена с магистралью низкого давления 18 насоса-регулятора 1. В результате этого, на поршне клапана слива 8 возникает перепад давлений, перемещающий в крайне правое наложение, тем самым открывая напорную магистраль 5 на слив. При выключении клапана 9 полость 25 отсекается от магистрали низкого давления 18 насоса-регулятора 1, в результате чего давление в полости 25 становится равным давлению в напорной магистрали 5. Золотники 10 и 11 под действием пружин 13 и 14 уходят в крайне правое положение, при этом полость 16 отсекается от напорной магистрали 5, а полость 22 клапана слива 8 соединяется с напорной магистралью 5, в результате чего клапан входа 3 закрывается и топливо не поступает на насос 2, а клапан слива 8 под действием пружины 12 отключает слив топлива. Давление в напорной магистрали 5 падает и отсечной клапан 27, открываясь, сообщает напорную магистраль 6 насоса-регулятора 1 с напорной магистралью 5. При зависании одного из золотников 10 или 11 в положение "аварийный слив включен" система все равно отключается при отключении клапана 9, так как в это время агрегат слива становится непроточным и давление в полости 22 становится равным давлению в напорной магистрали 5 и под действием пружины 12 клапан слива закрывается. Реализация предложения позволяет повысить надежность полета самолета в аварийной ситуации, когда необходим быстрый аварийный слив топлива, за счет предотвращения провала давления в напорной магистрали насоса-регулятора основного контура, а значит и ликвидировать провал оборотов и падение тяги газотурбинного двигателя.
Формула изобретения
Система аварийного слива топлива из баков самолета, содержащая основной насос и форсажный насос с клапанами отсечным, входа и выхода, напорная магистраль которого соединена через клапаны отсечной и выхода с основными насосами, и агрегат слива с подпружиненным распределительным устройством и клапаном слива, подсоединенный к напорной магистрали за клапаном выхода и сообщенный с командной полостью клапана входа и с магистралью низкого давления основного насоса, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы путем предотвращения провалов давления в напорной магистрали основного насоса в момент включения системы, распределительное устройство выполнено в виде золотников управления форсажным насосом и клапаном слива, сообщенных между собой полостями, в которых размещены пружины, причем полость высокого давления золотника управления форсажным насосом соединена с напорной магистралью за клапаном выхода, а полость высокого давления золотника управления клапаном слива с напорной магистралью форсажного насоса перед клапаном выхода.РИСУНКИ
Рисунок 1