Главный тормозной цилиндр

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ .СВИДЕТЕЛЬСТВУ

СОюз Caee cx i

Социалистнчес нн я

Республик (((829469

° " (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 20.07,79 (2I ) 2802062/27-11 с присоединением заявки М (23) П риоритет

Опубликовано 15.05.81. Бюллетень М 18

{53)M. Кл.

В 60 Т. 11./16

Гееудеретеенный квинтет

СССР оо делам изобретений и открытий

{ 53 ) УД К 629. 1 1 3-592 (088.8) Дата опубликования описания 18,05.81

В. Ф. Бялоцкий, Н. К. Дьячков, А. К. Дручин

Д. Т. Гапоян, П. В. Антонов и Л. E. Лаптев (72) Авторы изобретения центральный ордена Трудового Красного Знам исследовательский автомобильный и автомот и Фрунзенский политехнический институт (7l ) Заявители (54) ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗНОЙ ЦИЛИНДР

Изобретение относится к тормозным системам транспортных средств и касает ся конструкции главного тормозного цилиндра с переменным передаточным отно шеи ием.

Известен главный тормозной цилиндр с переменным передаточным отношением, содержаший корпус со ступенчатым поршнем, в котором установлен перепускной клапан, соабшаюший между собой штоко1о вую и рабочую полости. В поршне сзади манжеты, уплотняюшей штоковую полость тормозного цилиндра, выполнены сквозные .осевые отверстия, сообщающие штоковую полость с выполненной на поршне проточной

5 и через нее — с резервуаром рабочей жид- „ кости 11., Однако этот главный тормозной цилиндр и его резервуар рабочей жидкости имеют большие осевые размеры, причем главный тормозной цилиндр трудно испольэовать для двухконтурного гидравлического тормозного привода.

Наиболее близким к предлагаемому saляется главный тормозной цилиндр, содержащий корпус с поршнем, разделяющим рабочую и штоковую полости, перенускной клапан для сообщения указанных полостей между собой, состоящий из седла и запорного элемента с подпружиненным стержнем, пропущенным сквозь отверстие в торцовой стенке стакана, образуюшего корпус указанного клапана, и обратный клапан для перекрытия отверстия, связывающего штоковую полость с резервуаром рабочей жидкости f 2).

В указанном главном тормозном цилиндре седло перпендикулярного клапана установлено неподвижно в корпусе тормозного цилиндра, а обратный клапан размешен.в этом же корпусе отдельно от перепускного клапана и выполнен Качающегося типа с приводом or поршня тормозного цилиндра. Однако акое размещение клапанов увеличивает габариты тормозного цилиндра и требует установки резервуара тормозной жидкости на корпусе тормозно3 82

ro цилиндра. Кроме того, растормаживание тормозного привода происходит только лишь после возвращения поршня в исходное положение, когда он, поворачивая обратный клапан, сообщает тормозной цилиндр с резервуаром рабочей жидкости.

llo открытия же обратного клапана почти вся рабочая жидкость из штоковой полости должна сначала перейти в рабочую полость.

Лель изобретения — повышение компактности главного тормозного цилиндра и уменьшение времени растармаживания.

Указанная цель достигается тем, что отверстие, связывающее штоковую полость с резервуаром рабочей жидкости, выполнено в торцовой стенке стакана перепускного клапана, запорный элемент обратного клапана размещен на упомянутом подпружиненном стержне у торцовой стенке стакана, а седло перепускного клапана выполнено на детали, установленной в полости стакана с возможностью осевого переме щения.

Запорный элемент обратного клапана может быть выполнен в виде подпружиненной шайбы, свободно надетой на подпружиненный стержень перепускного клапана. между запорным элементом последнего и упором, выполненным на стержне.

Запорный элемент обратного клапана может быть выполнен в виде тела вращения иэ эластичного материала, герметично закрепленного на стержне, при этом отверстие, сообщающее штоковую полость тормозного цилиндра с резервуаром, может быть выполнено в виде канавки, рас положенной напротив боковой поверхности стержня.

Причем поверхность торцовой стенки стакана, обращенная в сторону запорного элемента обратного клапана, может быть выполнена конической, а запорный элемент обратного клапана в этом случае может быть выполнен в виде диска, на торцовой поверхности которого, обращенной в сторону торцовой стенки стакана, над боковой поверхностью стержня может быть выполнена колЬцевая ступенька, высота которой меньше глубины канавки.

На фиг. 1 изображен главный тормозной цилиндр; на фиг. 2 — модификация клапанов главного тормозного цилиндра; на фиг. 3 - другая модификация клапанов тормозного цилиндра.

Главный тормозной цилиндр содержи ксрпус 1, в котором установлен поршень

2 со штоком 3, образующие в корпусе

9469 4 рабочую полость 4 и ттокову н полость

5. Эти полости могут сообщаться между собой через перепускной клапан, расположенный в корпусе тормозного цилиндра, и каналы 6 и 7. Перепускной клапан состоит иэ шарикового запорного элемента

8 с подпружиненным стержнем 9 и седла

l0, стержень 9 размещен в стакане 11, установленном на корпусе тормозного ци10 линдра и,, связанным с ним прй помощи резьбы. Седло 10 перепускного клапана установлено в стакане 11 с воэможностью осевого перемещения, для чего оно выполнено в виде плунжера с осевым отверстиj.5 ем 12, диаметр которого больше диаметра стержнй 9. В торце плунжера с обратной стороны от запорного элемента выполнена проточка, в которой расположен дроссельный элемент 13, выполненный в виде

2О шайбы, Толщина стой шайбы больше хода плунжера. В главном тормозном цилиндре предусмотрен обратный клапан, имеющий аапорный элемент 14, расположенный напротив отверстия 15, сообщающего што ковую полость 5 тормозного цилиндра с резервуаром рабочей жидкости. Отверстие

15 выполнено в торцовой стенке стакана

11 напротив седла 10 перепускного клапана. Запорный элемент 14 обратного клапана расположен на стержне 9 между указанным отверстием 15 и запорным элементом 8 перепускного клапана. Запорный элемент 14 обратного клапана выполнен в. виде шайбы (фиг. 1), надетой на стержень 9, и прижатый к упору 16 нанем с помощью пружины 17, расположенной между шайбой и запорным элементом перепускного клапана. Стакан 1 1 сверху закрыт крышкой 18, в которой выполнено отверстие 19, сообщающее главный тормозной цилиндр с резервуаром рабочей жидкости. Под крышкой 18 расположена пружина 20, нагружающая осевым усилием стержень 9, Перед поршнем 2 уста--.

45 новлена уплотнительная манжета 21, при-: жатая к нему пружиной 22, упирающейся в шайбу 23, надетую на хвостовик штока.

Шайба 23 в свою очередь прижата к буртику на хвостовике пружиной 24, упи5О рающейся в шток 25 второго гидравлического контура, Рабочая полость 4 сообщена с колесными тормозными цилиндрами первого из контуров через отверстие

26, а рабочая полость 27 сообщена с

55 колесными тормозными цилиндрами второго контура через отверстие 28. Шток 3 уплотнен по окружности при помощи уплотнительного кольца 29. Причем шток

5 820 имеет ступенчатый кольцевой выступ 30, ширина которого меньше ширины поршня

2. При расторможенном состоянии тормозной системы шток 3 кольцевым выступом 30 под действием пружины 24 прижат к торцу втулки 31, установленной в корпусе 1 соосно с поршнем 2, Работа этого главного. тормозного цилиндра происходит следующим образом.

При перемещении штока 3 последний упирается выступом 30 в поршень 2 и перемешает его влево, выталкивая жидкость из рабочей полости 4 в колесные тормозные цилиндры первого контура. При

15 этом манжета 21 обеспечивает герметизацию рабочей полости 4, отделение ее от штоковой полости 5. По мере перемещения штока 3 влево объем, освобождаемый справа от поршня 2, заполняется рабочей

20 жидкостью, поступающей из резервуара через отверстие 19 в крышке 18, отвер стие 15 в торцовой стенке стакана 11 и канал 7. Когда давление в полости 4 возрастает настолько, что усилие от этого 25 давления на седло 10 снизу больше усилия пружины 20, седло 10 вместе с запорным элементом 8 поднимается и упирается в уступ, выполненный в стакане 11.

При этом запорный элемент 14 обратного клапана, поднимаясь вместе с стержнем 9, ложится на торцовую стенку стакана 11 и закрывает отверстие 15. Однако до момента открытия перепускного клапана жид. кость иэ резервуара по-прежнему поступа35 ет в штоковую полость 5 через отверстие

15, так как под действием атмосферного давления жидкость, преодолевая усилие пружины 17, отодвигает запорный элемент

14 or торцовой стенки стакана 11 вниз. 4, Когда усилие на шариковый запсрный элемент 8 перенускного клапана превышает усилие пружины 20, запорный элемент

8 приподнимается и пропускает жидкость из рабочей полости 4 через канал 7 в штоковую полость 5, создавая в ней давление. Это давление действует на поршень 2 справа, облегчая перемещение штока 3. Причем в штоковой полости 5 сначала устанавливается давление, мень-. шее давления в рабочей полости 4, так как давление в штоковой полости, действуя сверху на шариковый запорный элемент совместно с пружиной 20, прижимает запорный элемент 8 к седлу 10 раньше, чем выравнивается .давление между полостями 4 и 5. Разность давлений между полостями уменьшается по мере роста давления в полости 4. Когда усилие

46 6 на стержень 9 or давления в штоковой полости 5 превышает усилие пружины 20, стержень 9 поднимается еще вьпне sto тех пор, пока витки пружины 20 не сядут друг на друга. Когда шток Э перемещается в нормальном темпе, дроссельный элемент находится во взвешенном состоянии, практически не препятствуя проходу жидкости из канала 6 в отверстие 12 седла переиускного клапана. При резком же, ударном. перемещении штока 3, когда происходит резкое увеличение давления в полости 4, дроссельный элемент 13 прижимается этим давлением к торцу седла I0 и приподнимается вместе с ним.

При. этом образуется ощутимая разность давлений под этим элементом 13 (в канале 6) и над ним (в отверстии 12). Эта разность давлений удерживает дроссельный элемент 13 у торца седла О, прикрывая проход жидкости в отверстие 12.

В это отверстие в данном случае поступает лишь незначительное количество жидкости, поскольку жидкость поступает в это отверстие лишь между микронеровно. стями сопряженных поверхностей седла

10 и дроссельного элемента 13. Величи-; на давления в отверстии 12 определяется диаметром этого отверстия и усилием пружины 20. После того, как давление в тормозном приводе выравняется, дроссельный элемент 13 под действием собственного веса опускается вниз, не препятствуя свободному проходу жидкости через перепускной клапан. При растормаживании тормозного привода шток 3 перемещается вправо, при этом жидкость из полости 5 переходит в полость 4, отжимая поршень

2 от выступа 30 на штоке 3. Затем, когда давление в полости 4 падает до величины, при которой пружина 20 спускает седло 10 вниз, жидкость из штоковой полости 5 через канал 7, отверстие 15 и отверстие 19 поступает в резервуар. В конце своего хода шток 3 выступом 30 упирается в торец втулки 31. В эту же в улку упирается поршень 2, не доходя до выступа 30 на штоке 3. Между ними образуется зазор, через который рабочая полость 4 сообщается с резервуаром рабочей жидкости. B модификации выполнения. клапанов главного тормозного цилиндра (фиг. 2) запорный элемент 32 обратного клапана выполнен из эластичного материала в виде тела вращения, например та= релки. Этот запорный элемент герметично закреплен на стержне 9. При подъеме стержня 9 запорный элемент 32 прилегает к ropstîâoé стенке стакана 11, закры1, Главный тормозной цилиндр, содержащий корпус с поршнем, разделяющим ра45 бочую и штоковую полости, перепускной клапан для сообщения указанных полостей между собой, состоящий из седла и запорного элемента с подпружиненным стержнем, i0 пропущенным сквозь отверстие в торцовой стенке стакана, образующего корпус указанного клапана, и обратный клапан для перекрытия отверстия, связывающего штоковую полость с резервуаром рабочей жид55 кости, о г л и ч а ю шийся тем, что, 7 8 А4 вая отверстие 15. При падении давления в полости 5 во время перемещения штока

3 влево жидкость под действием атмосферного давления отгибает кромки запорного элемента 32 и поступает в канал

7 и далее в штоковую полость тормозного цилиндра, В другой модификации клапанов главного тормозного цилиндра (фиг.3) отверстие, сообщающее штоковую полость

5 тормозного цилиндра с резервуаром, to выполнено в виде канавки 33, расположенной напротив боковой поверхности стержня 9, Поверхность 34 торцовой стенки стакана 11, обращенная в сторону запорного элемента 35 обратного кла- 15 пана, выполнена конической, Запарный элемент 35 обратного клапана выполнен иэ эластичного материала в виде диска, на торцовой поверхности которого, обращенной в сторону торцовой стенки стака- 20 на 11, над боковой поверхностью стержня

9 выполнена кольцевая ступенька 36. Высота этой ступеньки меньше глубины канавки 33. При перемещении стержня 9 вверх запорный элемент 35 кромкой, рас- >> положенной на его периферии, ложится на коническую поверхность 34, закрывая проход жидкости иэ штоковой полости тормозного цилиндра в резервуар. По мере подъема стержня 9 запарный элемент

35 упруго деформируется до тех пор, пока кольцевая ступенька 36 не упрется в коническую поверхность 34. За счет того, что высота укаоанной ступеньки меньше глубины канавки ЗЗ, последняя остается частично открытой; позволяя жидкости поступать в штоковую полость тормозного цилиндра при падении в ней давления ниже атмосферного, 40

Формула изобретения с целью повышения компактности и уменьшения времени растармаживания отверстие, связывающее штоковую полость с резервуаром рабочей жидкости, выполнено в торцовой стенке стакана перепускного клапана, эапарный элемент обратного клапана размещен на упомянутом подпружиненном стержне у торцовой стенки стакана, а седло перепускного .клапана выполнено на детали, установленной в полости стакана с воэможностью осевого перемещения.

2.цилиндрпоп. 1, отличаю— ш и и с я тем, что эапорный элемент обратного клапана выполнен в виде подпружиненной шайбы, свободно надетой на подпружиненный стержень перепускного клапана между запорным элементом последнего и упором, выполненным на стержне.

3. цилиндр пс п. 1, î r л и ч а юшийся тем, что запорный элемент обратного клапана выполнен в виде подпружиненной шайбы, свободно надетой на подпружиненный стержень перепускного клапана между запорным элементом последнего и упором, выполненным на стержне.

3. цилиндр по п. l о т л и ч а ю— шийся тем, что запарный элемент обратного клапана выполнен в виде тела вращения из эластичного материала, гера метично закрепленного на стержне.

4. цилиндр поп. 3, о тл.ичающ и Й с я тем, что отверстие, сообщающее штоковую полость тормозного цилиндра с резервуаром, выполнено в в4де канавки, расположенной напротив боковой поверхности. стержня.

5. цилиндр по п. 4, о т л и ч а юшийся тем, что поверхность торцовой стенки стакана, обращенная в сторону запорного элемента обратного клапана, выполнена конической, а запорный элемен обратного клапана выполнен в виде диска, на торцовой поверхности которого, обращенной в сторону торцовой стенки стакана, над боковой поверхностью стержня выполнена кольцевая ступенька, зысота которой меньше глубины канавки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ М 868 3 99, кл. 63 с 54/07, 1963.

2. Авторское свидетельство СССР

% 99514, кл. В 60 Т 1 1/20, 1 952, 82 1469 .7

Составитель С. Макаров

Редактор М. Дылын Техред А.CasKa - Корректор Е. Р шко

«Ю

Заказ 2743/2 1 Тираж 732 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1.13035, Москва,.-Ж-35, Раушская. наб., д; 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4