Установка для кондиционированиявоздуха
Иллюстрации
Показать всеРеферат
0 И С А Н И Е (, 83974
Союз Советснмх оцмалистичесннх
С
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 12.09.79 (21) 2816924/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М, Кл.з
В 60 Н 3/00
F24 F5/00
Гесудеретееиимй кемитет
СССР
Опубликовано 23.06.81. Бюллетень №23
Дата опубликования описания 28.06.81 (53) УДК 629.! 13. .06:628 84 {йЖЭ
IIo делам иэебретеиий и открытий . (72) Авторы изобретения
Ю. Н. Колин, И. М. Илинич, Л. Г. Маляренко, Л. Г. Окладников, С. А. Поздняков, А. Г. Семянников и В. М. Шабанов (54) УСТАНОВКА ДЛЯ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ
ВОЗДУХА
Изобретение относится к холодильной технике, а именно к установкам для кондицигнирования воздуха преимущественно в транспортных средствах.
Наиболее близким к изобретению техническим решением является установка для кондиционирования воздуха для транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания и нагнетателем воздуха, содержащая последовательно расположенные на воздушной магистрали трубокомпрессор, теплообменник, турбодетандер, сепаратор вла- 10 ги, датчик давления перед турбокомпрессором и систему смазки турбоагрегатов с соединенным с датчиком давления клапаном на смазочной магистрали перед турбокомпрессором и турбодетандером (1).
Недостатком этой установки является то, что в ней возможно попадание смазки в воздушную магистраль как после, так и до турбокомпрессора с турбодетандером, что приводит к ухудшению работы всей установки и снижению ее эффективности. 20
Цель изобретения — повышение эффективности установки путем устранения возможности попадания смазки в воздушную магистраль.
Поставленная цель достигается тем, что установка снабжена датчиком давления, расположенным на входе воздушйой магистрали в двигатель, клапанами, установленными, соответственно, на входе смазочной магистрали в турбонагнетатель и на газовой магистрали перед турбиной последнего, и блоком команд, с которым соединены указанные датчик и клапаны.
На чертеже изображена схема установки для кондиционирования воздуха.
Установка для кондиционирования воздуха транспортного средства содержит приводящийся в действие от двигателя 1 внутреннего сгорания нагнетатель воздуха, состоящий из турбокомпрессора 2 наддува двигателя и турбонагнетателя 3, последовательно расположенных на газовой магистрали 4, а также последовательно расположенные на воздушной магистрали 5 турбокомпрессор 6, теплообменник 7, турбодетандер 8 и сепаратор 9 влаги.
Установка содержит также вентиляторы
10 для продувки теплообменника 7, вентилятор-смеситель 11, смешивающий поступающий в кабину 12 холодный воздух с рециркуляционным, систему 13 смазки двигателя 1
839747
15 го
Формула изобретения
3 и турбоагрегатов. В последней на смазочных магистралях 14 и 15 перед турбонагнетателем 3 и турбокомпрессором 6 с турбодетандером 8 установлены, соответственно, клапаны 16 и 17, соединенные с расположенным в двигателе 1 датчиком 18 температуры.
Кроме того, в установку для. кондиционирования воздуха включены датчик 19 давления на входе воздушной магистрали в двигатель 1, в которую воздух засасывается через фильтр 20, датчик 21 давления, расположенный на воздушной магистрали 5 перед турбокомпрессором 6, клапан 22, расположенный на газовой магистрали 4 перед турбиной 23 турбонагнетателя 3. Турбина 23 раскручивает колесо компрессора 24, засасывающего воздух из окружающей среды через фильтр 25.
Установка для кондиционирования воздуха содержит также блок 26 команд, в который идут сигналы от клапанов 16 и 17 и от датчика 19 давления, соединенных с ним.
Клапаны 16 и 17 можно заменить одним с соответствующим проходным сечением, если соединить смазочные магистрали 14 и 15 и установить этот клапан перед местом соединения.
4 ных магистралях 14 и 15 и клапан 22 на газовой магистрали 4, причем клапан 22 открывается с заданной задержкой по времени только после того, как откроются клапаны
16 и 17 на смазочных магистралях 14 и
15. Клапаны 16 и 17 открываются только после достижения заданного значения как температуры смазки в кар гере двигателя 1, так и давления воздуха на входе в двигатель.
Все это позволяет устранить возможное попадание смазки из подшипниковых уплотнений в проточную часть рабочих колес турбоагрегатов при пуске двигателя или при небольших его загрузках, отличных от расчетных. Как при пуске, так и на этих режимах попадание смазки в проточную часть рабочих колес возможно из-за разности давлений в смазочной и воздушной магистралях, вследствие чего и происходит перетекание смазки из подшипниковых уплотнений в проточную часть рабочих колес и далее в воздушную магистраль 5, что существенно загрязняет поступающий в кабину воздух.
Установка для кондиционирования воздуха работает следующим образом.
Нагнетатель воздуха, включающий турбокомпрессор 2 наддува двигателя 1 и турбонагнетатель 3, подает сжатый воздух соответственно, в двигатель 1 и по воздушной магистрали 5 — в турбокомпрессор 6, после которого сжатый до заданного давления воздух охлаждается в теплообменнике 7, продуваемом двумя вентиляторами 10 (предусмотрена возможность продувки одним или несколькими вентиляторами двух и более теплообменников). После теплообменника 7 сжатый воздух расширяется в турбодетандере 8 и освобождается от возможных капель влаги в сепараторе 9 влаги, а затем поступает в кабину 12, перед которой предварительно смешивается с рециркулирующим в ней воздухом.
Турбонагнетатель 3 и турбокомпрессор 6 с турбодетандером 8 могут быть приведены в действие только. после того, как достигнуты заданное давление на входе воздуха в двигатель 1, контролируемое датчиком 19 давления, и заданная температура смазки в картере двигателя 1, контролируемая датчиком 18 температуры, Сигналы этих датчиков поступают в блок 26 команд, который открывает клапаны 16 и 17 на смазочУстановка для кондиционирования воздуха транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания и нагнетателем воздуха, состоящим из последоваельно расположенных на газовой магистрали турбокомпЗ0 рессора наддува двигателя и турбонагнетателя, содержащая последовательно расположенные на воздушной магистрали турбокомпрессор, теплообменник, турбодетандер, сепаратор влаги, датчик давления перед турбокомпрессором и систему смазки турбоЗ5 агрегатов с клапаном на смазочной магистрали передтурбокомпрессором и турбодетандером, отличающаяся тем, что, с целью повышения ее эффективности путем устранения возможности попадания смазки в воздушную магистраль, она снабжена датчиком
40 давления, расположенным на входе воздушной магистрали в двигатель, клапанами, установленными, соответственно, на входе смазочной магистрали в турбонагнетатель и на газовой магистрали перед турбиной послед45 него, и блоком команд, с которым соединены указанные датчик и клапаны.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Системы кондиционирования воздуха с воздушной холодильной машиной. Обзор
ЦНИИС Госстроя СССР. М., 1974, с. 8 — 1О, рис. 2 (прототип).
839747
Составитель Л. Смольская
Редактор И. Николайчук Техред А. Бойкас Корректор Н. Стец
Заказ 4626/15 Тираж 732 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4