Дисково-колодочный тормоз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик оо846874 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 030179 (21) 2710161/25-27 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 150781. Бюллетень No 26
Дата опубликования описания 150781 (51)М. Кл З
F 16 0 55/20
16 0 65/54
Государственный «омнтет
СССР
Ао делам нзобретеннй н открытнй (53) УДК 62-592 (088. 8) 1
P.A.Àêoïÿí, В.А.Демьянюк, Б.А.Кс ролевиЧ, Т.П.Шишкина и P.A.Èåëàìóä
l с
f (3
Львовский ордена Ленина политехнический институт (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ДИСКОВО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ
Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к тормозным устройствам с пневматическим при водом. 5
Известен дисково-колодочный тормоз, содержащий тормозной диск, по крайней мере, две тормозные колодки со штоками и фрикционными накладками, установленные в суппорте и кинематически связанные штоком с силовым приводом, расположенным в суппорте и выполненным в вИде гибкого резервуара, имеющего форму тора, торцовые поверхности которого установлены с возможностью взаимодействия с опорными поверхностями штока и суппорта, которые повторяют по форме наружную поверхность упомянутого резервуара, при этом ось резервуара перпендикулярна оси тормозного диска (1(.
Однако эффективная площадь силовых устройств недостаточна для создания необходимого для известного дискового тормоза усилия прижатия накладок к диску в случае использования в качестве рабочего тела сжатого воздуха, а по мере износа тормозных накладок, ход тормозных колодок возрастает, что при принятой форме корпуса, в который заключен резервуар и опорные части колодок, приводит к нарушению постоянства. приводного усилия, в то время как его целесообразно сохранять неизменным.
Цель изобретения — повышение надежности работы тормоза путем обеспечения максимального усилия прижатия фрикционных накладок к тормозному диску, а также путем обеспечения постоянства усилия.
Поставленная цель достигается тем, что дисково-колодочный тормоз, содержащий тормозной диск, по крайней мере, две тормозные колодки со штоками и фрикционными накладками, установленные в суппорте и кинематически связанные штоком с силовым приводом, расположенным в суппорте и выполненным в виде гибкого резервуара, имеющего форму тора, торцовые поверхности которого установлены с возможностью взаимодействия с опорными поверхностями штока и суппорта, выполненные по форме наружной поверхности упомянутого резервуара, снабжен автоматическим регулятором зазора, выполненным в виде шестерни, зубчатого колеса, на торцовой поверхности которого вы3 846871 4
1 полнены дополнительные зубья, установленного в суппорте соосно тормозному диску с возможностью поворота и осевого перецащеыыя, подпружинен— ной собачки ы ахубы с глухим реэьбовым отверстиями, закрепленной одним своим торцом на тормозной колодке, при этом опорная поверхность штока выполнена в виде опорного кольца с глухим осевым отверстием, один иэ концов штока выполнен резьбовым ц установлен в резьбовом отверстии втулки, а другой конец, штока свободно установлен в глухом осевом отверстии опорного кольца, шестерня смонтирована в средней части штока с возможностью зацепления с зубчатым колесом, подпружиненная собачка смонтирована в суппорте и размещена во впадинах между дополнительными зубьями зубчатого колеса, а резервуар установлен соосно тормозному диску.
Кроме того, в дисково-колодочном тормозе наружная боковая поверхность резервуара выполнена, по меньшей мере, с одним гофром.
На фиг. 1 изображен предлагаемый дисково-колодочный тормоз, на фиг. 2 — зацепление собачки с шестерней, вид A на фиг. 1 (увеличено), на фиг. 3 — вариант поперечного сечения гибкого резервуара с гофром.
Тормозной диск 1 крепится к ступице 2 колеса в суппорте 3 тормоза.
В суппорте размещены тороидальные резервуары 4. Резервуар 4 контактирует с кольцевой опорной поверхностью в виде кольца 5, с помощью што †ка б и резьбовой втулки 7 кинематически связан с находящимися танжер суппорте 3 тормозными колодками 8, с фрикционными накладками 9. Между корпусом суппорта 3 и штоком 6 установлены возвратные пружины 10. Регулятор зазора включает соосное тормозному диску 1 зубчатое колесо
11, имеющее возможность поворота и осевого перемещения, на торцовой поверхности которого выполнены дополнительные зубья 12, находящиеся в зацеплении с подпружиненной собачкой 13. Цилиндрический венец 14 зубчатого колеса 11 входит в зацепление с зубчатыми венцами 15 шестерни 16, неподвижно соединенных со штоком б..
Опорное кольцо 5 удерживается от проворачивания относительно суппорта 3 с помощью штифта 17, а втул ка 7 — с помощью штифта 18. На сопрягаемых поверхностях штока 6 и втулки 7 выполнена резьба 19. Резервуар
4 может быть выполнен, по крайней мере, с одним гофром 20.
, При повышении давления в резервуарах 4 усилие, воспринимаемое кольцевой опорной поверхностью 5 штока
6, перелает<;я ч< ре» шток 6 и втул— ку 7 на торм<>:11<уI«кол<щку 8 с наклад-. камы 9.:3a счет трения между фринцион ными накладками 9 и тормозным диском 1 создается тормозной момент.
Реактивное усилие от колодок 8 воспринимается суппортом 3.
Автоматический регулятор зазора работает следующим образом.
При торможении зубчатое колесо 11 вместе с опорным кольцом 5 и штоком
6 перемещается по направлению к тормозному диску 1. При этом подпружиненная собачка 13 скользит по поверхности дополнительного зуба 12 зубчатого колеса 11. Если зазор между накладками 9 и диском 1 превыша.ет допустимую величину, то собачка
1$ 13 переходит в соседний зуб. При обратном ходе штока 6 и под действием пружин 10 собачка 13 проворачивает зубчатое колесо 11, а следовательно, входящую в зацепление с ним
;у шестерню 11, в результате чего шток б проворачивается в резьбе 19 втулки 7, и общая длина штока 6 увеличивается, устраняя излишний зазор..
Для обеспечения постоянства приводного усилия форма обраэующей гибкого резервуара 4 может быть выполнена такой, чтобы эффективная площадь в направлении создания приводного усилия не изменялась с изменением хода тормозной колодки
8, поэтому поперечному сечению резервуара 4 может быть придана форма вогнутого гофра 20, причем площадь его соприкосновения с опорным кольцом 5 штока б не изменится на всем
3$ возможном в эксплуатации диапазоне хода тормозной колодки 8. Неизменным при этом остается и наружный диаметр поперечного сечения резервуара 4.
Щ Дисково-колодочный тормоз предлагаемой конструкции позволяет обеспечить максимальное усилие прижатия фрикционных накладок к фрикционному диску, сохраняя при этом постоянство
4 тормозного усилия, что, в свою очередь, Влияет на надежность работы тормоза.
Формула изобретения .
1 ° Дисково-колодочный тормоз, содержащий тормозной диск, по крайней мере, две тормозные колодки со штоками и фрикционными накладками, $$ установленные в суппорте и кинематически связанные штоком с силовым приводом, расположенным в суппорте и выполненным в виде гибкого резервуара, имеющего форму тора, торцовые поверхности которого установлены с возможностью. взаимодействия с опорными поверхностями штока и суппорта, -выполненные по форме наружной поверхности упомянутого резервуара, отличающийся тем, что, с
846874 целью повышения надежности работы путем обеспечения максимального усилия прижатия фрикционных накладок к тормозному диску, а также путем обеспечения постоянства укаэанного усилия, он снабжен автоматическим регулятором зазора, выполненным в виде шестерни, зубчатого колеса, на торцовой поверхности которого выполнены дополнительные зубья, установленного в суппорте соосно тормозному диску с возможностью поворота и осевого перемещения, подпружиненной собачки и втулки с глухим резьбовым отверстием, закрепленной одним своим торцом на тормозной колодке, при этом опорная поверхность штока выполнена в виде опорного кольца с глухим осевым отверстием, один иэ концов штока выполнен резьбовым и установлен в реэьбовом отверстии втулки, а другой конец атома свободно установлен в глухом осевом отаерс тии опорного кольца, местерня смонтирована в средней части мтоиа с воэможностью зацепления с эубчатава колесом, а подпружиненная собачка смонтирована в суппорте н размещена во впадинах между дополнительнимн зубьями зубчатого колеса, кройв того резервуар установлен соосно тормоз-. ному диску.
2. Тормоз по п.1, о т л н ч а ршийся тем, что наружная боковая поверхность резервуара выполнена, по меньшей мере, с одним гофром.
15 Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе
1. Патент Великобритании ф1222бЭ5, кл. F 2 Е, 1969.
846874
ВидЯ
Фиг.2
Составитель Е. Ахматова
Техред З.фанта Корректор С.Щомак
Редактор M.Келемеш
Заказ 5445/54 Тираж 1006 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4