Система электроснабжения для автомобилей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Соаатфимх

Со@н@пи<тичфеиин

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свна-ву (22)Заявлено 03.09.79 (21) 2815432/24-07 с присоединением заявки М (23) Приоритет (51)М. Кл.

H 02 J 1l14

Н 02 P 9/30 ооударотаенный комитет

СССР но делам изобретений н открытий

Опубликовано 15.08.81. Бюллетень 34 30

Дата опубликования описания 25.08.81 (53) УДК621. 316. .722(088.8) /

В.Б.Клейменов, О.С.Дмитриенко и В.Г.О иненко

/ /

/ ! (72) Авторы изобретения

Калужский завод автомотоэлектрообор дования им. 60-летия Октября (71) Заявитель (54) СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах электроснабжения для транспортных средств, преимущественно в системах электроснабжения для ав5 томобилей.

Известны системы электроснабжения, в которых питание чувствительного элемента регулятора осуществлятО ется с помощью дополнительного провода непосредственно от аккумуляторной батареи, а обмотка возбуждения соединена с дополнительным блоком непосредственно и с аккумуляторной

15 батареей через индикаторную лампочку (1 1.

Недостаток схемы — наличие дополнительного соединения между аккумуляторной батареей.и регулятором, а также возможность появления аварийного режима работы генераторной установки при нарушении этого соединения.

Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является система электроснабжения для автомобилей, содержащая генератор, якорные обмотки которого через основной выпрямитель подключены к параллельно включенным аккумуляторной батарее и нагрузке, дополнительный выпрямительный блок, вход которого соединен с якорными обмотками генератора, регулятор напряжения, состоящий из последовательно соединенных измерительного органа и усилителя, "плюсовая" ицииа питания которого подключена к выходу дополнительного выпрямительного блока, и индикаторную лампу, один вывод которой соединен с выходом основного выпрямительного блока. Эта система электроснабжения обеспечивает возбуждение генератора ва счет протекания тока от аккумуляторной батареи через лампу и обмотку возбуждения. Блокировка от разряда аккумуляторной батареи через

3 855858 обмотку возбуждения и регулятор при неработающем генераторе осуществляется эа счет питания обмотки возбуждения от дополнительного блока диодов (2).

Недостатком этой системы электроснабжения является низкая точность регулирования напряжения, так как чувствительный элемент регулятора подключен к дополнительному выпрямительному блоку.

Цель изобретения — повышение точности регулирования.

Поставленная цель достигается тем, что дополнительно введены два встречнО-параллельно соединенных диода, включенных между "плюсовой" шиной питания регулятора, входом измерительного органа регулятора и другим выводом индикаторной лампы.

На чертеже приведена блок-схема системы электроснабжения.

Якорная обмотка генератора 1 соединена с основным выпрямительным блоком

2 диодов и с дополнительным блоком

3 диодов. Блок 2 диодов соединен с аккумуляторнои батареей 4 и с индикаторной лампой 5, которая вторым электродом соединена с диодным блоком 6 и с измерительным органом 7 регулятора напряжения. Блок 3 диодов соединен с блоком 6 диодов, с обмоткой 8 возбуждения генератора и с

"плюсовой" шиной усилителя 9 регулятора, который в свою очередь сов динен с измерительным органом 7.

Система электроснабжения работает следующим образом.

В то время, когда напряжение генератора 1 меньше напряжения аккумуляторной батареи, горит лампа 5, регис.-рируюцая разряд аккумуляторной батареи через один из диодов блока 6, через обмотку 8 возбуждения генератора и открытый усилитель

9. Откоытое состояние усилителя 9 обе-печивается сигналом, поступающим с измерительного органа 7 регулятора, который подключен через лампу 5 к аккумуляторной батарее 4.

Когда генератор I развивает напряжение, достаточное для самовозбуждения, на выпрямительных блоках

2 н 3 появляется напряжение, ток через обмотку 8 возбуждения и открытый усилитель 9 резко возрастает и соответственно возрастает.напряжение на выходе выпрямителвных блоков 2 и 3,- достигая величины, при которой измерительный орган 7, представляющий из себя пороговое устройство, через один из диодов блока 6, вырабатывает закрывающий сигнал, который поступает на усилитель 9. При достижении напряжения величины, равной пороговому, в точке соединения блока 6 и лампы 5 лам". па гаснет, тем самым регистрируется . конец разрядки аккумуляторной батареи 4 на обмотку 8 возбуждения начало ! возбуждения генератора

Каскад закрывается и ток через обмотку 8 возбуждения от генератора

1 через выпрямительный блок 3 прекращается. Поскольку возбуждение генератора прекращается, напряжение на, выходе блоков 2 и 3 быстро падает до величины порогового значения напряжения, на которое настроен измерительный орган 7 регулятора. Как только напряжение становится меньше порогового, измерительный орган 7 вырабатывает сигнал, который поступает на усилитель 9 и открывает его. Начинает течь ток через обмотку 8 возбуждения, и напряжение, вырабатываемое генератором, возрастает. Процесс повторяется с некоторой частотой, зависящей от параметров регулятора генератора и нагрузки. Напряжение на выходе блоков 2 и 3 диодов поддерживается на определенном уровне, необходимом для обеспечения нормального тока заряда аккумуляторной батареи 4 через блок 2 диодов и для питания внешних нагрузок бортовой сети автомобиля. При этом точность регулирования зависит от сопротивлений, прямо смещенных выпрямительнык блоков 2 и 3 диодов, поскольку регулирование напряжения происходит по уровню напряжения на блоке 3 диодов, так как чувствительный элемент непосредственно подключен к нему и развязан от аккумуляторной батареи 4 сопротивлением индикаторной лампы 5.

Сопротивления прямосмещенных блоков 2 и 3 диодов различны, во-первых, из-за технологического разброса самих диодов, во-вторых, из-за разных по величине токов, протекающих через них, поэтому точность поддержания уровня регулируемого напряжения меняется в процессе работы генераторной установки на внешнюю нагрузку. Высокая точность регулируемого напряжения достигается блоком

6 диодов, один из диодов которого

855858 6 уменьшая ток через обмотку возбуждения.

Формула изобретения

ФО

"развязывает" измерительный орган

7 от выходного ьапряжения с блока

3 диодов. Второй диод обратной полярности по отношению к первому служит для обеспечения работоспособности генераторной установки в аварийном случае, когда обрывается соединение аккумуляторной батареи 4 с индикаторной лампой 5 и с силовым выпрямительным блоком 2 диодов. В этом случае на измерительный орган

7 напряжение от блока 3 диодов поступает через этот диод и обеспечивается регулирование . напряжения генератора в заданных пределах.

За счет применения системы электроснабжения, выполненной по данному изобретению, удается уменьшить начальные обороты генераторной установки, так как в момент пуска на чув- 20 ствительный вход регулятора подается напряжение большее, чем на обмотку возбуждения на величину падения напряжения на дополнительном .диодном блоке, обеспечивая насыщенное состояние выходного каскада регулятора. При отсутствии дополнительного диодного блока напряжение на обмотке возбуждения равно напряжению на чувствительном входе pery- 30 лятора, так что при открывании выходного транзистора регулятора уменьшается напряжение на чувствительном входе регулятора, а это ухудшает условия открывания выходного транзис- з тора, вследствие чего последний находится в ненасыщенном состоянии, Система электроснабжения для asтомобилей, содержащая генератор, якорные обмотки которого через основной выпрямитель подключены к параллельно соединенным аккумуляторной батарее и нагрузке, дополнительный выпрямительный блок, вход которого соединен с якорными обмотками генератора, регулятор напряжения, состоящий из последовательно соединенных измерительного органа и усилителя, "плюсовая" шина которого подключена к выходу дополнительного выпрямительного блока, и индикаторную лампу, один вывод которой соединен с выходом основного выпрямительного блока, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения точности регулирования, дополнительно введены два встречно-парадлельно соединенных диода, включенных между "плюсовой" шиной регулятора, входом измерительного органа и свободным выводом индикаторной лампы.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

i. Патент ФРГ В 1613933, кл. Н 02 7/14, 1973.

2. Патент ФРГ Р 1588434, кл. Н 02 Р 9/08, 1972.

855858

Составитель Р.Лебедев

Редактор Т.Парфенова Техред А, Ач

Корректор В.Синицкая

Подписное

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 6957 79 Тираж 675

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5