Способ сохранения устойчивости транспортного средства и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ЙСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Реслублик (i i 356887 (Bl ) Дополнительное к авт, свнд-ву (51)M. Кл. (22)Заявлено 18.12,79 (21) 2854369/27-11 с присоединением заявки №
В 62 9 49/О&
Гааудерстненнь111 камнтет
СССР аа денем язебретеннй н аткрмтня (23) Приоритет
Опубликовано 23. 08. 81. Бюллетень ¹ 31
Дата опубликования описания 25,08.81 (53) УДК 629 114.2:621.783..48(088.8) (72) Авторы изобретения
В. В. Павлов и Г. И. Гладов
Московский автомобильно-дорожный институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к способам сохранения устойчивости движения транспортных средств.
Известен способ сохранения устой5 чивости транспортного средства, заключающийся в том, что к транспортно- му средству прикладывают внешнюю силу за счет тяги реактивных двигателей.
По сигналу датчика наклона транспорт10 ного средства создают реактивную силу, прижимающую его в вертикальнойплоскости определенное время 11 .
Однако известный способ не позволяет предотвращать боковой занос транс15 портного средства, хотя прн этом и
I увеличивают продольные силы в зоне контактадвижителей с опорной поверхностью, но сохранение инерции при по20 вороте транспортного средства с большой скоростью и малым радиусом может привести к продолжению бокового заноса.
Устройство для осуществления этого способа содержит пакет реактивных двигателей, установленных на транспортном средстве, механизм их включения, связанный с усилителем, и корректор, подключенный к усилителю.
К недостаткам устройства следует отнести то, что датчик угла наклона сигнализирует уже об отрыве движителей одного борта транспортного средства, т.е. о начале его опрокидывания,которое по времени происходит позднее,чем наступление бокового заноса при определенных условия движения. Установка пакета реактивных двигателей в вертикальной плоскости также не способствует надежному предотвращению заноса
Цель изобретения - повышение ус тойчивости транспортного средства при поворотах.
Укаэанная цель достигается тем, что устройство снабжено двухсторонним датчиком поперечного ускорения, свя-
3 85688 занного через усилитель с механизмом включения, а пакет реактивных двигателей установлен в горизонтальной плоскости поперек продольной оси транспортного средства с расположени-.
5 ем сопел по обе стороны транспортного средства.
На фиг. 1 показано устройство, реализующее предлагаемый способ; на фиг. 2 — принципиальная схема управления реактивными двигателями.
Для реализации. способа имеется
1 транспортное средство 1, на котором установлен пакет реактивных двигателей 2. Реактивные двигатели 2 распо,пожены своими соплами по обе боковые
1стороны по отношению к транспортному средству 1.
Также (по центру тяжести) имеется датчик 3 поперечного ускорения, сигнал от которого подается на усили-тель 4, а от него к запалам 5 реактив- ных двигателей. С усилителем 4 связан корректор 6 сигнала.
При движении транспортного средст- ва на повороте и возникновении бокового заноса значительно возрастает поперечное ускорение. Это приводит к тому, что сигнал от датчика 3 подается на усилитель 4, где он усиливается, а затем — к запалам 5 реактивных двигателей 2. Последние включаются за счет воспламенения запалов 5. Корректор 6 служит для регулировки. максимальной величины сигнала (напряжения) от датчика 3 при движении транспортного средства в заданных дорожных условиях с максимальной скоростью и ми-, нимальным радиусом. Таким образом, корректор 6 служит для настройки электрической схемы (фиг. 1) и адаптации ее к дорожным условиям. Причем автоматически включаются те реактивные двигатели 2, которые создают стабилизирующую внешнюю силу, приложенную 4 к транспортному средству 1 и действующую в противоположную сторону по отношению к инерционным силам, вызывающим боковой износ этого средства при поворотах, т.е. эту силу направ- so ляют в сторону совершения поворота.
Величина внешней силы подбирается автоматически по сигналу от датчика 3, включающего определенное количество двигателей 2.
Предлагаемый способ позволяет повысить безопасность движения транспортных средств в специальных дорожных условиях при экстремальных режимах движения, так как направлен на предотвращение заносов, зачастую сопровождающихся опрокидыванием транспортного средства. Реализация способа в народном хозяйстве позволяет сократить число аварий и уменьшить де.нежные средства, выделяемые на ремонт транспорта.
Формула изобретения
1. Способ сохранения устойчивости транспортного средства, заключающийся в том, что к транспортному средству прикладывают внешнюю силу за счет тяги реактивных двигателей, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения устойчивости транспортного средства при поворотах, внешнюю силу прикладывают в горизонтальной плоскости поперек продольной оси транспортного средства и направляют ее в сторону поворота, 2. Устройство для сохранения устойчивости транспортного средства, содержащее пакет реактивных двигателей, установленных на транспортном средстве, механизм их включения, связанный с усилителем, и корректор, подключенный к усилителю, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что оно снабжено двухсторонним датчиком поперечного ускорения, связанного через усилитель с механизмом включения, а пакет реактивных двигателей установлен в горизонтальной плоскости поперек продольной оси транспортного средства с расположением сопел по обе стороны. транспортного средства.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Тракторостроение."Экспресс-информация" ВИНИТИ, 1972, Ф 8, с. 15 (прототип).
856887
Фиг. Е
Составитель Ю. Шурупов
Редактор В. Иванова Техреп М.Голинка Корректор М. Шароши
Заказ 7097/25 Тираж 699 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
ll3035 Москва Ж-35 Раушская наб.z д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4