Шатун

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскнк

Соцналнстнческнк

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

„„857585 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 09.04.79 (21) 2774074/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

F 16 C 7/00

Гооударстееииык комитет

Опубликовано 23.08.81. Бюллетень № 31

Дата опубликования описания 28.08.81 (53) УДК 621.43-232.171 (088.8) по делом изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

В. В. Котляров, В. В. Венчкевич и И. К. Мигай (71) заявители (54) ШАТУН

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при разработке кривошипно-шатунного механизма двигателей внутреннего сгорания.

Известен шатун рядных двигателей с V и W-образным развалом блока цилиндров, содержащий поршневую головку, стержень, крышку (1) .

Недостатком известного шатуна является его неточная динамическая балансировка, снижающая надежность и долговечность двигателя. Возникающие при качании шатуна инерционные силы вызывают повышенный уровень вибраций из-за дополнительных перекладок поршня, что приводит к его ускоренному износу.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности путем снижения износа поршня и уровня вибраций.

Эта цель достигается за счет того, что шатун снабжен противовесом, выполненным в виде установленного на крышке балансира с возможностью его перемещения для регулировки центра тяжести.

На фиг. 1 представлена конструкция шатуна с балансиром; на фиг. 2 — расчетная схема сил и моментов; на фиг. 3 — диаграмма суммарной боковой силы N и ее составляющей Хп.

Шатун содержит поршневую головку 1, стержень 2, крышку 3, установленный с возможностью перемещения балансир 4. Кривошипная головка шатуна установлена на шатунной шейке коленчатого вала 5.

На шатун действуют центробежная сила Рк, сила инерции Р„, суммарная боковая сила N, составляющая которой N возникает под действием момента П сил инерции из-за его качания.

Наличие составляющей N вызывает появление перекладок 1 и 8 (фиг. 3) в несбалансированном шатуне. Эти перекладки ускоряют износ поршневой группы, и вызывают дополнительные вибрации.

«Для устранения перекладок перемещают балансир 4 относительно центра тяжести шатуна, при этом оптимальным является следующее ссютношение координат центра тяжести относительно кривошипной и поршневой головок: s L„(1„„+ К(Соз 4.+ Л Cos 2 Ц), М

857585 где 1.ки Ln — расстояния центра тяжести шатуна до осей поршневой и кривошипной головок;

М вЂ” приведенная масса шатуна;

R — радиус кривошипа; с — угол поворота щеки кривошипа;

Л. = — — отношение радиуса кривошипа

L к длине шатуна.

При этом усилие Хв оказывается равно нулю, что устраняет перекладки 7 и 8 (фиг. 3). Величины Jg, 1.z, L> íåñáàëàíñHрованного шатуна определяют его проколкой и взвешивают на весах для определения центра тяжести.

Уменьшение путем балансировки числа перекладок от 8 до 6 снижает износ порш- 1 невой группы, примерно вдвое, что повышает надежность и долговечность двигателя.

Формула изобретения

Шатун рядных двигателей с V-образным и Ъ -образным развалом блоков цилиндров, содержащий поршневую головку, стержень, крышку, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности долговечности путем снижения износа поршня и уровня вибраций, шатун снабжен противовесом, выполненным в виде установленного на крышке балансира с возможностью регулировки центра тяжести

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Орлин А. С. и др. Конструкция и расчет поршневых и комбинированных двигателей. М., «Машиностроение», 1972, с. 185, р. 91.

Рк

/yz un

/000

/т00

rOO0

-Z0O

-000 фиг.3

Составитель А. Тарновский

Редактор А. Шандор Техред А. Бойкас Корректор Л. Иван

Заказ 7199/59 Тираж 860 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4