Шатун
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскнк
Соцналнстнческнк
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
„„857585 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 09.04.79 (21) 2774074/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.
F 16 C 7/00
Гооударстееииык комитет
Опубликовано 23.08.81. Бюллетень № 31
Дата опубликования описания 28.08.81 (53) УДК 621.43-232.171 (088.8) по делом изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
В. В. Котляров, В. В. Венчкевич и И. К. Мигай (71) заявители (54) ШАТУН
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при разработке кривошипно-шатунного механизма двигателей внутреннего сгорания.
Известен шатун рядных двигателей с V и W-образным развалом блока цилиндров, содержащий поршневую головку, стержень, крышку (1) .
Недостатком известного шатуна является его неточная динамическая балансировка, снижающая надежность и долговечность двигателя. Возникающие при качании шатуна инерционные силы вызывают повышенный уровень вибраций из-за дополнительных перекладок поршня, что приводит к его ускоренному износу.
Цель изобретения — повышение надежности и долговечности путем снижения износа поршня и уровня вибраций.
Эта цель достигается за счет того, что шатун снабжен противовесом, выполненным в виде установленного на крышке балансира с возможностью его перемещения для регулировки центра тяжести.
На фиг. 1 представлена конструкция шатуна с балансиром; на фиг. 2 — расчетная схема сил и моментов; на фиг. 3 — диаграмма суммарной боковой силы N и ее составляющей Хп.
Шатун содержит поршневую головку 1, стержень 2, крышку 3, установленный с возможностью перемещения балансир 4. Кривошипная головка шатуна установлена на шатунной шейке коленчатого вала 5.
На шатун действуют центробежная сила Рк, сила инерции Р„, суммарная боковая сила N, составляющая которой N возникает под действием момента П сил инерции из-за его качания.
Наличие составляющей N вызывает появление перекладок 1 и 8 (фиг. 3) в несбалансированном шатуне. Эти перекладки ускоряют износ поршневой группы, и вызывают дополнительные вибрации.
«Для устранения перекладок перемещают балансир 4 относительно центра тяжести шатуна, при этом оптимальным является следующее ссютношение координат центра тяжести относительно кривошипной и поршневой головок: s L„(1„„+ К(Соз 4.+ Л Cos 2 Ц), М
857585 где 1.ки Ln — расстояния центра тяжести шатуна до осей поршневой и кривошипной головок;
М вЂ” приведенная масса шатуна;
R — радиус кривошипа; с — угол поворота щеки кривошипа;
Л. = — — отношение радиуса кривошипа
L к длине шатуна.
При этом усилие Хв оказывается равно нулю, что устраняет перекладки 7 и 8 (фиг. 3). Величины Jg, 1.z, L> íåñáàëàíñHрованного шатуна определяют его проколкой и взвешивают на весах для определения центра тяжести.
Уменьшение путем балансировки числа перекладок от 8 до 6 снижает износ порш- 1 невой группы, примерно вдвое, что повышает надежность и долговечность двигателя.
Формула изобретения
Шатун рядных двигателей с V-образным и Ъ -образным развалом блоков цилиндров, содержащий поршневую головку, стержень, крышку, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности долговечности путем снижения износа поршня и уровня вибраций, шатун снабжен противовесом, выполненным в виде установленного на крышке балансира с возможностью регулировки центра тяжести
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Орлин А. С. и др. Конструкция и расчет поршневых и комбинированных двигателей. М., «Машиностроение», 1972, с. 185, р. 91.
Рк
/yz un
/000
/т00
rOO0
-Z0O
-000 фиг.3
Составитель А. Тарновский
Редактор А. Шандор Техред А. Бойкас Корректор Л. Иван
Заказ 7199/59 Тираж 860 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4