Двухпоточная муфта сцепления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Соцмалнстмческих
Республик
< 863916 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29.12.79 (21) 2860350/25-27 (51) М К
F 16 D 13/38 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Государственный комитет
СССР (53) УДК 621.825..54 (088.8) Опубликовано 15.09.81. Бюллетень № 34
Дата опубликования описания 25.09.81 по делам иэоеретеиий и открытий
П. А. Амельченко, М, Е. Логиновс ий, С. -Ф.-_#_g oHoB и Б. М, Олевс щ тф, ° с р, ",<
) (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ДВУХПОТОЧНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в автомобилях, тракторах для передачи вращения от двигателя к трансмиссии в условиях перекосов и радиальных смещений осей муфты сцепления и вала трансмиссии.
Известна двухпоточная муфта сцепления, содержащая маховик, нажимные пружины, ведомый диск и кожух, связанные с валом трансмиссии и валом отбора мощности посредством ступиц и демпферных устройств с упругими элементами, служащих для гашения крутильных колебаний, возникающих из-за неравномерности прилагаемых к валам нагрузок (11.
Однако при наличии перекосов и радиальных смещений осей кожуха и вала отбора мощности имеют место значительные радиальные нагрузки, невоспринимаемые демпферными устройствами известных конструкций. Радиальные нагрузки совместно с крутильными колебаниями вызывают повышенный износ шлицов вала отбора мощности и ступицы кожуха, способствуют преждевременному выходу из строя подшипников, деталей крепления. Недостатком известной конструкции является также ее сложное и трудоемкость сборки и разборки узла.
Цель изобретения — повышение надежности и срока службы и обеспечение прос тоты и удобства сборки за счет компенсации перекосов и радиальных смещений осей кожуха и вала отбора мощности.
Поставленная цель достигается тем, что демпферное устройство выполнено в виде связанных одна с другой при помощи зубчатого соединения ведущей и ведомой сту10 пиц, одна из которых имеет вдвое большее число зубьев, размещенных попарно с зазором во впадинах между зубьями другой ступицы, при этом упругие элементы выполнены в виде вкладышей, установленных с натягом в сопряженных впадинах ступиц.
15 Муфта снабжена прикрепленными к торцам одной из ступиц ограничительными пластинами.
На фиг. 1 изображена двухпоточная муфта сцепления, разрез; на фиг. 2 — разрез
А — А на фиг. 1.
Двухпоточная муфта сцепления содержит маховик 1, ведомый диск 2 с фрикционными накладками 3, нажимной диск 4, 863916
Формула изобретения
25
40 отжимные рычаги 5, нажимные пружины 6 и кожух 7. Ведомый диск 2 связан через ступицу 8 с валом трансмиссии 9, передней опорой которого является подшипник 10, расположенный в маховике 1. Кожух 7 связан с валом отбора мощности 11 через демпферное устройство, состоящее из ведущей ступицы 12, ведомой ступицы 13, упругих элементов 14 из резины и ограничительных пластин 15 и 16, установленных с обеих сторон ведущей ступицы 12 при помощи вингов 17. Ведущая ступица 12 жестко связа- на с кожухом 7 и имеет внутренние зубья.
Ведомая ступица 13 установлена посредством шлиц на вал отбора мощности 11 и имеет на наружной поверхности удвоенное количество зубьев меньшего размера, которые расположены попарно с зазором во впадинах между зубьями ведущей ступицы 12, а во впадины между парами зубьев ведомой ступицы 13 и сопряженные впадины ведущей ступицы 12 установлены с предварительным натягом упругие элементы 14. Форма поперечного сечения упругих элементов 14 для более полного использования свободного обь ема впадин образована сопряженными поверхностями впадин между зубьями ведущей 12 и ведомой 13 ступиц.
Муфта сцепления работает следующим образом.
Крутящий момент от маховика 1 передается на кожух 7 и жестко связанную с ним ведущую ступицу 12. В режиме работы агрегата с отбором мощности от вала отбора мощности 11 крутящий момент от ведущей .тупицы 12 к ведомой ступице 13 передается через упругие элементы 14. По мере увеличения момента упругие элементы 14 сжимаются, боковой зазор между зубьями ступин выбирается и крутящий момент передается через контактирующие поверхности зубьев ведущей и ведомой ступиц. Радиальные нагрузки и крутильные колебания воспринимаются и гасятся упругими элемен ами 4. В режиме работы агрегата без отбора мощности от вала отбора мощности
11,упругие элементы 14 участвуют в передаче вращения от ведущей ступицы 12 к ведомой ступице 13 и воспринимают радиальные нагрузки, возникающие из-за перекоса и смещения осей кожуха 7 и вала отбора мощности 11.
Использование предлагаемого решения позволяет исключить радиальные нагрузки, возникающие в узле, и тем самым повысить надежность и долговечность деталей муфты сцепления, трансмиссии и двигателя при одновременном упрощении конструкции.
1. Двухпоточная муфта сцепления, содержащая маховик, нажимной диск, отжимные рычаги, нажимные пружины, ведомый диск и кожух, связанные с валом трансмиссии и валом отбора мощности посредством ступиц и демпферных устройств с упругими элементами, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и срока службы и обеспечения простоты и удобства сборки за счет компенсации перекосов и радиальных смещений осей кожуха и вала отбора мощности, демпферное устройство выполнено в виде связанных одна с другой при помощи зубчатого соединения ведущей и ведомой ступиц, на одной из которых выполнено вдвое большее число зубьев, размещенных попарно с зазором во впадинах между зубьями другой ступицы, при этом упругие эле менты выполнены в виде вкладышей, установленных с натягом в сопряженных впадинах ступиц.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена прикрепленными к торцам одной из ступиц ограничительными плас тинами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Патент США Хо 3534837, кл. 192 — 48.8, 1971.
863916
4-А
Puz.Z
Составитель Б. Стукан
Редактор Т. Гыршкан Техред А. Бойкас Корректор Ю. Макаренко
Заказ 7738/53 Тираж 1009 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4