Устройство управления коробкой передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТИЗЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (51) М. Kll.з (22) Заявлено 191079 (21) 2833526/27-11 с присоединением заявки Ио (23) Приоритет

В 60 К 20/02

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий

Опубликовано 1511.81 Бюллетень N942

Дата опубликования описания 15.11.81 (53) УДК 629.113-58 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. К. Вамчевский и Б . Б. Назаров (71) Заявитель (54) УСТРОИСТВО УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОИ

ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДС .ВА

Изобретение относится к устройствам управления коробкой передач транспортного средства.

Известно устройство управления ко5 робкой передач транспортного средства, содержащее элемент управления, связанный кинематически со штоком, имеющим поводки для включения передач переднего и заднего хода, причем поводок заднего хода установлен поворотно на корпусе и выполнен с пазом для размещения в нем цилиндрического выступа, закрепленного на указанном штоке (1) .

Недостатком известного устройства является сложность в изготовлении, требует повышенной точности изготовления. Кроме того, устройство не исключает заклинивание в результате работы. 20

Цель изобретения — упрощение конструкции.

Цель достигается тем, что поводок заднего хода выполнен в виде рычага с двумя выступами, между которыми размещена управляемая шестерня передачи заднего хода, при этом упомянутый паз расположен по радиусу поворота поводка заднего хода и выполнен, с боковыми сторонами разной длины для взаимодействия с цилиндрическим выступом штока, а примыкающая к одному из выступов и к меньшей стороне паза поверхность впадины расположена под углом к оси паза, причем последняя расположена в нейтральном положении штока переключения передач под углом к плоскости, перпендикулярной оси вращения управляемой шестерни передачи заднего хода, кроме того, с целью повышения надежности, оно снабжено вкладышем из антифрикционного материала, на торцах которого выполнены проточки с размещенными в них с возможностью перемещения выступами поводка заднего хода, а в центральной части вкладыша выполнен паз, перпендикулярный проточке, в котором размещена управляемая шестерня передачи заднего хода.

Устройство снабжено фиксатором положения поводка заднего хода, На фиг.1 изображено устройство управления коробкой передач, вид сбоку, перпендикулярный разрез; на фиг.2 увеличенное изображение рычага с цилиндрическим поводком. Устройство управления коробкой передач имеет поводок заднего хода, выполненный в виде рычага 1, закреплен880803 ного с помощью оси 2 на кронштейне 3, шток 4 вилки 5 включения, например, тягой передачи, имеющей поводок 6, кинематически связанный с элементом управления, содержащим переключающий селектор 7 и вал 8 управления перек-. лючением силовой передачи, цилиндрический поводок 9, кинематически связынающий рычаг 1 со штоком 4 за счет сопряжения с пазом 10 поверхности 11 впадины рычага. Рычаг 1 связан c управляемой шестерней 12 заднего хода, установленной в картере 13. силовой передачи на оси 14, с помощью вкладыша 15, выполненного из антифрикционного материала. На торцах вкладыша 15 выполнены проточки 16, в них размещены с воэможностью перемещения выступы 17 и 18 рычага 1, а н центральной его части выполнен паз

19, перпендикулярный проточке, в ука эанном пазу размещена управляемая шестерня заднего хода.

Паз 10 имеет боковые стороны 20 и

21 разной длины, при этом они параллельны друг другу, длина стороны 20 ограничена поверхностью 11, примыкающей к выступу 17, расположенной под углом к оси 22 паза 10, причем укаэанная ocb расположена в нейтральном положении штока 4 под углом к плоскости, перпендикулярной оси вращения управляемой шестерни передачи заднего хода. йа цилиндрической поверхности 23 рычага 1 имеется лунка 24 для Фиксации. Ось 2 и ось поводка 9 расположены в плоскости симметрии охватываемого выступами 17 и

18 рычага 1 венца шестерни 12 в положении последней, соответствующем включенному заднему ходу. Такое расположение осей деталей 2 и 9 выбрано из соображений получения минимальных ходов штока 4, габаритов устройства в сочетании с надежной работой последнего. С этой целью цилиндрическая поверхность поводка снизу ограничена горизонтальной лыской 25.

11ток 4 выполнен эа одно целое с поводком б и цилиндрическим поводком 9, что не исключает их отдельное изготовление с последующим креплением.

Вилка закреплена на штоке и входит в сопряжение с муфтой 26 включения пятой передачи, которая со скользящей посадкой установлена на шлицах ступицы 27 . Иуфта 26 может находиться s зацеплении с венцом 28 шестерни 29.

Хронштейн 3 установлен цилиндрическим шипом 30 в картере 13 силоной передачи и зафиксирован болтом 31 со стопорной шайбой 32. Ыип 30 может одновременно являться и осью качания селектора 7. Между картером 13 и кронштейном 3 установлены регулировочные прокладки 33. В отверстии 34 кронштейна 3 установлена пружина 35, шарик фиксатора 36 рычага 1. Регулировочные прокладки 33 позволяют перемещать рычаг 1 вместе с осью 2 ка-. чания по нертикали для достижения оптимального расположения поверхностей 11 и 25 рычага 1 и цилиндрического поводка 9.

Устройство работает следующим об5 разом, Включение передачи переднего хода, например тягой передачи, осуществляется следующим образом. Вал 8 управления перемещается вверх, селектор 7 поворачивается против часовой стрелки и перемещает шток 4 с помощью поводка б влево в положение, соответствующее включенной пятой пзредаче. При этом вилка 5 перемещается влево и вводит муфту 26 в зацепление с венцом 28 шестерни 29, цилиндрический повод 9 занимает крайнее леное положение, а рычаг 1 остается неподвижным, так как лыска 25

20 свободно скользит по поверхности 11 рычага 1. Положение поводка 9 и муФты 26 при нключеннои пятой передаче показано штрих-пунктирнои линией. Самопроизнольное перемещение рычага 1, а следовательно шестерни 12 заднего хода, при включенной пятои передаче исключается фиксатором 36, упором шестерни 12 в картер 13, поверхности 11 рычага в лыску 25 поводка 9.

Выключение указанной передачи осуществляется возвращением деталей н исходное нейтральное положение перемещением их в обратном направлении.

При этом рычаг 1 по-прежнему остается неподвижным, а фиксация его исключает самопроизвольное ее перемещение и эаклининание н сопряжении поверхностей 11 и 25 за счет сил трения.

Включение заднего хода осуществляется следующим образом. Вал 8 управле40 ния перемещается нниэ, селектор 7 понорачинается по часовой стрелке и перемещает шток 4 с помощью поводка б нместе с поводком и вилкои 5 включения пятой передачи вправо в поло45 жение, соответствующее включенному заднему ходу. При этом вилка 5 перемещает вправо муфту 26 по ступице 27 вхолостую, а поводок 9, контактируя своей цилиндрической поверхностью с

5р боковой поверхностью паза 10 рычага

1, поворачивает последнюю по часоной стрелке, перемещая с помощью вкладыша 15 шестерню 12 в положение, соответствующее включенному заднему ходу. Положение деталей 12, 1 и 9, соответствующее включенному заднему ходу, показано штрих-пунктирной линией. Фиксатор 36 до полного выхода из лунки 24 препятствует повороту рычага 1 по часовой стрелке, что обеспе60 чивает беззазорное сопряжение цилиндрической поверхности поводка 9 и боковой поверхности паза 10 рычага 1, свободное без заклинивания утопание поводка 9 в пазу 10, которое начина65 ется с начала поворота рычага по ча880S03 совой стрелке. С этого момента и до полного включения заднего хода перемещение рычага 1 зависит от перемещения поводка 9, так как цилиндрическая поверхность его оказывается охваченной боковыми поверхностями паза

10 с минимальным зазором, гарантирующим свободу перемещения поводка 9 в пазу 10. Это сопряжение при включенном заднем ходе исключает самопроизвольное перемещение рычага 1 как по часовой, так и против часовой стрелки, а следовательно, и самопроизвольное перемещение шестерни 12. Выключение заднего хода осуществляется возвращением деталей в исходное нейтральное положение, перемещением их 15 в обратном направлении.

Формула изобретения

1. Устройство управления коробкой передач транспортного средства, содержащее элемент управления, связанный кинематически со штоком, имеющим поводки для включения передач пе" g$ реднего и заднего хода, причем поводок заднего хода установлен поворотно на корпусе и выполнен с пазом для размещения в нем цилиндрического выступа, закрепленного на указанном што- ЗО ке, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, :с целью упрощения конструкции, поводок заднего хода выполнен в виде рычага с двумя выступами, между которыми размещена управляемая шестерня передачи заднего хода, прн этом упомянутый паэ расположен по радиусу поворота поводка заднего хода и выполнен с боковыми сторонами разной дли" ны .для взаимодействия с цилиндрическим выступом штока, а примыкающая к одному из выступов и к меньшей боковой стороне паза поверхность впадины расположена под углом к оси паза, причем последняя расположена в нейтральном положении штока переключения передач под углом к плоскости, перпендикулярной оси вращения управляемой шестерни передачи заднего хода.

2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено вкладышем иэ антифрикционного материала, на торцах которого выполнены проточки с размещенными в них с возможностью перемещения выступами поводка заднего хода, а в централь-. ной части вкладьыа выполнен паэ, перпендикулярный проточке, в котором размещена управляемая шестерня передачи заднего хода.

3. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что оно снабжено фиксатором положения поводка заднего хода.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент CliIA 9 4022079, кл. 74-476, 1977 .

880803

12 рие 2

Тираж 735 Подписное

ВнииПй Государственного комитета СССР по делам изобретепий и открытия

113035, Москва, М-35, Раушская наО., д, 4/5

Закаэ 9831/27 филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Н.Николаева

Редактор М. Дылын Техред М. Голинка корректор Н.Швыдкая