Многоконтурная гидравлическая тормозная система транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ИСАНИЕ(((>8

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. санд-ву (22) Заявлено 310380 (21) 2900519/25-06 с присоелнненнем заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 30.1 1.81. Бюллетень М 44

Дата опубликования описания 30.11.81 (Я)м. Кл.

F 15 В 7/00

В 60 Т 13/10 (оеударстесииый кеиитет

СССР пе аелеи иэебретеиий к открытий (53 ) УД К 621. 225 (088. 8) А. С. федосов, В. M. Цырлин, В. Н. Скл ров Д®ф)Я Щтович,, А. С. Булавкин. и Б. И. Кун ыш

11 ((f. и -, т1;, ТЕХ;1((,:...,;:

Харьковский автомобильно-дорожный и ститр(т у т- Кстмсомола

Ъ *..--объединение ГАЗ) (72) Авторы изобретения (71) Заявители (54) МНОГОКОНТУРНАЯ ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ТОРМОЗНАЯ

СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в безрельсовых колесных машинах, преимущественно автомобилях.

Известна многоконтурная (двухконтурная) тормозная система транспортного средства, содержащая источник давления, главный тормозной цилиндр с подпружиненными поршнями, имеющий по меньшей мере две камеры, каждая иэ которых соединена с рабочими тормозными цилиндрами, одним из контуров системы, и гидроусилитель, соединенный с источником давления и сливом и содержащий корпус, в котором с образованием напорной. и сливной полостей установлен поршень, взаимодействующий с поршнем главного тормозного цилиндра через шток, и .распределительный золотник, связанный толкателем с тормозной педалью (11.

Недостатком известной системы является возможность увеличения хода педали при выходе из строя одного из контуров, что снижает надежность устройст ва.

Цель изобретения - повышение надежности путем предотвращения недопустимого увеличения хода тормозной педали при разгерметизации одного из контуров.

Указанная цель достигается тем, что гидроусилитель снабжен промежуточным поршнем, кинематически связывающим шток с поршнем,гидроусилителя и образующим с последним дополнительную полость, а система снабжена нормально закрытым клапаном, связанным ма ги ст ралями с и сточни ком давления

15 и через обратныи клапан - с дополнительной полостью, причем. нормально закрытый клапан снабжен. управляющими полостями, соединенными с камею рами главного тормозного цилиндра.

При этом промежуточный поршень размещен в осевой расточке поршня гидроусилителя, а магистраль соединена дополнительной полостью с обдатным клапаном, выполнена в виде радиальных каналов в корпусе гидроусилителя, его поршне и промежуточном поршне и кольцевых канавок на наружных поверхностях указанных поршней.

Нормально закрытый клапан выполнен в виде подпружиненного золотника с торцовыми управляющими полостями, каждая из которых сообщена с одной из камер. главного тормозного цилиндра.

Кроме того, дополнительная полость соединена со сливом через принудитBJlьно открываемый обратный клапан, кинематически связанный с толкателем.

Причем обратный клапан установлен в поршне гидроусилителя и сообщен с

его. сливной, полост ью.

Кроме того, кинематическая связь выполнена в виде стержня, установленного с зазором между обратным клапаном и толкателем,. причем величина зазора больше максимального рабочего хода толкателя относительно пор". шня гидроусилителя.

На фиг.1 изображена схема: двухконтурной тормозной системы, на фиг.2" гидроусилитель с главным тормозным цилиндром и нормально открытым клапаном, продольный разрез.

Тормозная система состоит. из емкости 1, содержащей рабочую жидкость источника давления, включающего насос 2, связанный магистралью 3 с клапаном 4 зарядки, обеспечивающим зарядку гидроаккумулятора 5 и разгрузку насоса 2. Гидроаккумулятор 5 через клапан 4 сообщен с гидроусилителем 6, связанным также со сливом, и с переключателем 7 потока (фиг.1) °

В корпусе 8 переключателя 7 потока установлен .нормально .закрытый клапан, выполненный в виде подпружиненного золотника 9, образующего с корпусом. 8 управляющие торцовые, полости 10 и 11, Полости 10 и 11 сообщены с камерами 12 и 13. соответственно главного тормозного цилиндра 14, образованными подпружиненными поршнями 15 и 16. Камеры 12 и 13 соединены с рабочими тормозными цилиндрами (не- показаны) в, два контура 17 и

18 соответственно. Выходы 19 и 20 переключателя. 7 соединены магистралью

21 с гидроусилителем 6.

Гидроусилитель 6 содержит корпус

22, в котором с образованием, напорной 23 и сли вной 24 .полост ей у ст а55

Возврат поршня 28 в исходное положение при устранении негерметичности тормозной системы происходит при открытии .обратного клапана 39

563 8

4 новлен поршень 25. с пружиной 26. В осевой расточке 27 поршня 25 установлен промежуточный поршень 28, кинематически связывающий шток 29 с поршнем 25. В свою очередь, шток

29 взаимодействует с поршнем 16 гидроцилиндра 14. При установке поршня

28 в поршне 25 гидроусилителя 6 образуется дополнительная полость 30, 1о связанная через, радиальные каналы

31, 32 и 33, выполненные соответственно в промежуточном поршне 28, поршне 25 гидроусилителя 6 и Йго корпусе 22, а также через кольцевые канавки 34 и 35 на наружных поверхностях 36 и 37 поршней 28 и 25 и обратный клапан 38 с магистралью 2 1.

Дополнительная полость 30 через принудительно открываемый обратный клапан 39 соединена со сливной полос,тью 24 гидроусилителя 6. Обратный клапан 39 через стержень 40, установленный с зазором S между ниии толкателем .41, может взаимодействовать с пос25 ледним. При этом величина зазора 5 больше максимального рабочего хода толкателя 41 относительно поршня 25 гидроусилителя 6.

Устройст во работает следующим обзо разом.

При разгерметизации одного из контуров 17 или 18 системы золотник 9 смещается в сторону той из управляющих полостей 10 или 11, которая со35 общена с разгерметизированным контуром 17 или 18. В этом случае через один иэ выходов 19 и 20 переключателя 7 жидкость по магистрали 21 через обратный клапан 38, радиальные

4о каналы 33, 32 и 31 и канавки 35 и

34 попадает в дополнительную полость

30. Под действием давления жидкости промежуточный поршень 28 перемещается совместно со штоком 29 и поршнем

16 главного тормозного цилиндра, 14 на величину, соответствующую изменению хода поршневой 15 и 16. главного тормозного цилиндра 14, вызванному утечками жидкости. При перемещении промежуточного поршня 28 на расстоя50 ние, равное максимальному свободному ходу поршней 15 и 16, поступившая в дополнительную полость 30 жидкость отсекается наружной поверхностью 36 поршня 28.

5 885 стержнем 40, связанным с толкателем

41. при неработающем насосе 2 и гидроаккумуляторе 5.

Предлагаемое устройство повышает

I надежность тормозной системы при разгерметизации одного из контуров за счет исключения при этом недопустимого увеличения хода тормозной педали.

Формула изобретения

1. Многоконтурная гидравлическая тормозная система- транспортного средства, содержащая источник. давления, главный тормозной. цилиндр с подпружиненными поршнями, имеющий по меньшей мере две камеры, каждая из которых соединена с рабочими тормозными цидиндрами, одним из контуров системы, и гидроусилитель, соединенный с источником давления и сливом и содержащий корпус, в котором с образованием напорной и сливной полостей установлен поршень, взаимодействующий ,с поршнем главного тормозного цилиндра через шток, и распределительный золотник, связанный толкателем с тормозной педалью, отличающийся тем, что, с целью повышения на дежности путем предотвращения недопустимого увеличения хода тормозной педали при разгерметизации одного из контуров, гидроусилитель снабжен промежуточным поршнем, кинематически связывающим шток с поршнем гидроусилителя и образующим с последним дополнительную полость, а система снабжена нормально закрытым клапаном, связанным магистралями с источником давления и через обратный клапан с дополнительной полостью, причем нормально закрытый клапан снабжен управляющими

638 6 полостями, соединенными с камерами главного тормозного цилиндра.

2. Система по п.1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что промежуточный поршень размещен в осевой .расточке поршня .гидроусилителя,. а магистраль соединена дополнительной .полостью с .обратным клапаном,. выполнена в виде радиальных каналов. в корпусе

10 гидроусилителя, его поршне и промежуточном поршне и кольцевых. канавок на наружных поверхностях .указанных поршней.

3. Система по пп.1 и 2, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, нормально закрытый, клапан выполнен.в виде подпружиненного золотника с торцовыми управляющими полостями, каждая из которых сообщена с одной из камер го главного тормозного цилиндра.

4. Система по пп.1"3, о т л и ч аю щ а я с я тем, что дополнительная полость сообщена со сливом, через принудительно открываемый. обратный гз клапан, кинематически связанный с толкателем.

5. Система по пп. 1-4, о т л ич а ю щ а я с я тем, что обратный клапан установлен в поршне гидро" усилителя и сообщен. с его сливной полостью.

6. Система, по нп. 1-5,, о т л ич а ю щ а я с я тем, что кинематическая связь выполнена в виде стерж35 ня, установленного с зазором между обратным клапаном и толкателем, причем величина зазора больше максимального рабочего хода толкателя относительно поршня гидроусилителя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США и 3.532.027, кл. 9 1-371, опублик. 1970.