Беспазовый якорь элетрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

И 3OSPKTE Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сокзэ Советских

Социалистических

Республик (ii) 886141 (6l ) Дополнительное к авт. саид-ву (22) 3 « «î 17. 01. 80 (2 I ) 2869892/24-07 (51)М. Кл. с присоединением заявки Рй (23) Приоритет

Н 02 К . I/02

ГооуАарственный квинтет

СССР оо делаи изобретений н открытий

Опубликовано 30 ° 11° . 81 Бюллетень яе44

Дата опубликования описания 30. 11.81 (53) УДК 621.

° 3I3 ° 713 (088.8) О.P. Иандрыка, В.Е. Верхогляд и И.Я. Блошенко (72) Авторы изобретения (7!) Заявитель (54) БЕСПАЗОВЫЙ ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ИАЫИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению и касается конструкции беспазовых якорей электрических машин.

Известен беспазовый якорь электрической машины, у которого обмотка укладывается равномерно на гладкую поверхность сердечника (1 1.

К недостаткам конструкции относится значительное увеличение воздушного зазора под полюсами, что требует

10 увеличения витков обмоток полюсов и увеличения габаритов электрической машины. Кроме того, в беспазовом якоре увеличены добавочные потери, наг15 рев обмоток и соответственно низкий КПД.

Известен также беспазовый якорь электрической машины, содержащий распределенную обмотку и ферромагнитные элементы, размещенные между проводниками обмотки в активной части. Фер" ромагнитные элементы могут быть либо изолированы от проводников обмоток либо электрически соединены с ни.ми f2).

Недостатком известного якоря яв.пяется однослойное исполнение ферромагнитных элементов и обмотки. В этом случае между любыми соседними катушками обмотки прикладывается полное напряжение машины, что снижает надежность конструкции и требует наложения корпусной изоляции на каждую катушку, состоящую из отдельных проводников и ферромагнитных элементов. Последнее обстоятельство снижает коэффициент заполнения обмоточного слоя, а следовательно, и экономичность машины. Для сохранения сечения приходится увеличивать радиальный размер проводников, что, в свою очередь, приводит к ухудшению коммутации электрической машины из"за повышенного коэффициента самоиндукции секции.

Цель изобретения — повышение экономичности и надежности.

8861

Укаэанная цель достигается тем, что в якоре ферромагнитные элементы располагают в два слоя, между которыми имеется радиальный зазор, заполненный междуслойной изоляцией, выполненной на полное напряжение электрической машины.

На чертеже изображен обмоточный слой беспазового якоря электрической машины постоянного тока, поперечный 1р разрез.

На гладкий шихтованный сердечник

1 якоря нанесена корпусная изоляция 2 известной конструкции. Проводники нижнего слоя обмотки 3, подразделенные, при необходимости, по высоте для снижения добавочных потерь, изолированы витковой изоляцией 4.

Между секциями установлены ферромагитные элементы 5, которые представляют из себя шихтованные в тангенциальном направлении ферромагнитные пакеты, которые для надежности витковой изоляции и удобства изготовления помещены в ферромагнитную П-образную коробочку 6. В некоторых случаях возможно изготовление ферромагнитного элемента из сплошного стержня. Ферромагнитные элементы и проводники могут быть либо электрически изолированы друг от друга витковой изоляцией, либо соединены. Целесообразность того либо иного варианта определяется по минимуму суммарных потерь в проводниках и ферромагнитных элементах.

На нижний слой обмотки нанесена известным способом междуслойная корпусная изоляция 7, уложены проводники верхнего слоя обмотки 8, ферро- магнитные элементы 5 и стеклобандаж 9. Далее якорь пропитывается в эпоксидном компаунде. Ширина ферромагнитного элемента 5 в верхнем слое может быть больше, чем в нижнем за счет увеличения числа стальных пластин. Этим обеспечивается одинаковая плотность обмоточного слоя при одной и той же толщине медного проводника, а также снижаются потери ампер41 . 4 витков из-за уменьшения магнитной индукции в ферромагнитных элементах.

При работе электрической машины проводники якоря обтекаются током, который создает. магнитное поле, замыкающееся через ферромагнитные элементы. Взаимодействие этого поля с магнитным потоком главных полюсов приводит к образованию электромагнитного момента.

Наличие двух дополнительных немагнитных зазоров на пути магнитно о потока через обмоточный слой (зазоры образуются между ярмом якоря 1 и ферромагнитными элементами 5 в радиальном направлении) благоприятно сказывается на коммутации электрической машины из-за снижения самоиндукции секций и уменьшения эффекта вытеснения тока.

Предлагаемая конструкция двухслойного исполнения ферромагнитных элементов и обмотки беспазового якоря позволяет отказаться от корпусной изоляции в тангенциальном направлении. Это снижает стоимость электрической машины и трудоемкость ее изготовления, повышает надежность, улучшает коммутацию.

Формула изобретения

Беспазовый якорь электрической машины, содержащий распределенную обмотку и ферромагнитные элементы, раз" мещенные между проводниками обмотки в активной части, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью говышения экономичности и надежности, ферромагнитные элементы расположены в два слоя, между которыми имеется радиальный зазор, заполненный междуслойной изоляцией, выполненной на полное напряжение электрической маши,ны.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Бочаров В,И, Беспазовые тяговые электродвигатели постоянного, тока. M., "Энергия", 1976.

2. Явторское свидетельство СССР

Р 278836, кл. Н 02 К l5/10, 1960.

886141

Заказ 10553/72

Тираж 733 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 6-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель А. Воинов

Редактор Е. Дичинская Техред Т.Маточка Корректор М. Шароши