Обтекатель транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ii» 887335

ОП ИСА НИ Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Соцналнстнческнх

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву 686929 (22) Заявлено 21.09.?7 (21) 2524089/27-11 с присоединением заявкы— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.12.81. Бюллетень № 45 (45) Дата опубликования описания 07.12.81 (51)М.Кл.з В 62 D 35/00

В 62 D 37/02 государственный комнтет по делам изобретений н открытий (53) УДК 629.113.068 (088.8) 1

В. В. Московкин, А. Н. Евграфов и Е. Ф. Медведев (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Центральный ордена Трудового Красного Знамен научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (54) ОБТЕКАТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортным средствам, характеризующимся обтекаемыми формами для уменьшения аэродинамического сопротивления их движению.

По основному авт. св. № 686929 известен обтекатель транспортного средства, который содержит экран, шарнирно установленный на крыше кабины транспортного средства, стойки, верхними концами шарнирно соединенные с экраном, и средство перемещения экрана относительно крыши (1).

Экран этого обтекателя выполнен из гибкого материала. Средство перемещения экрана содержит по крайней мере один силовой цилиндр двустороннего действия„ шарнирно соединенный с экраном и сообщенный с источником рабочей среды с помощью распределителя, н балку, установленную на крыше перпендикулярно продольной оси кабины. Нижние концы стоек и силовой цилиндр шарнирно связаны с балкой.

Регулировка кривизны экрана данного обтекателя при различных скоростях движения производится вручную посредством 25 рычага распределителя, который обеспечивает лишь два крайних и одно среднее положение экрана.

При движении транспортного средства его скорость в зависимости от дорожных 30 условий движения изменяется постоянно.

Однако из-за неудобства частого переключения распределителя регулировка кривизны экрана может оказаться несвоевременной илн, в определенной дорожной ситуации, вообще отсутствовать. Указанные причины отрицательно влияют на снижение аэродинамического сопротивления движению транспортного средства. Кроме того, известный обтекатель обеспечивает лишь ступенчатую регулировку кривизны экрана, что также отрицательно влияет на снижение аэродинамического сопротивления движению транспортного средства.

Целью изобретения является снижение аэродинамического сопротивления путем автоматической регулировки кривизны экрана в зависимости от скорости движения транспортного средства.

Указанная цель достигается тем, что обтекатель транспортного средства снабжен тахогенератором с приводом от трансмиссии транспортного средства, и блоком слежения, состоящим из последовательно включенных электромагнита, связанного с распределителем, источника питания и реостата, движок которого механически связан с экраном, а также дополнительным электромагнитом, связанным с распределителем и подключенным к тахогенератору.

887335

Такое выполнение обтекатсля позволяет автоматически регулировать угол отклонения набегающего потока воздуха при изменении скорости движения транспортного средства.

На фиг. 1 изображен обтекатель транспортного средства; на фиг. 2 — функциональная схема обтекателя; на фпг. 3 — узел

I на фиг. 1; на фиг. 4 — узел 11 па ф..г. 2.

Обтекатель транспортного средства содержит экран 1, шарнирно установленный на крыше 2 кабины транспортного средства, в частности тягача 3, и стойки 4, которые верхними концами шарнирно соединены с экраном 1. Экран выполнен из гибкого материала.

Обтекатель имеет средство перемещения экрана относительно крыши, которое содержит по крайней мере один силовой цилиндр 5 двустороннего действия, шарнирно соединенный с экраном и с помощью распределителя 6 (фиг. 2) сообщенный с источником 7 рабочей среды. Нижние концы стоек 4 и силовой цилиндр 5 шарнирно связаны с крышей 2 кабины тягача.

Рабочие полости силового -цилиндра 5 сообщены с распределителем 6 трубопроводами 8 и 9, а распределитель 6 связан с источником 7 рабочей среды трубопроводом 10.

Обтекатель снабжен тахогенератором 11 с приводом от трансмиссии 12 тягача 3 и блоком слежения, который состоит из последовательно включенных электромагнита

13, связанного с распределителем 6, источника питания 14 и реостата 15, движок которого механически связан тягой 16 с экраном. Обтекатель, кроме того, снабжен дополнительным электромагнитом 17, связанным с распределителем 6 и подключенным к тахогенератору 11 электрической цепью

18. Элементы блока слежения соединены между собой электрической цепью 19.

Электромагниты 13 и 17 связаны со штоком 20 распределителя (фиг. 4).

Экран 1 обтекателя установлен на крыше кабины тягача с помощью шарниров 21, 22 и 23. Шарниром 24 силовой цилиндр 5 связан с экраном 1.

Шток 20 распределителя фиксируется в нейтральном положении пружинами 25 и

26. Имеются также предохранительные клапаны 27 и 28 и фильтр 29, которые сообщены магистралями 30 и 31 со сливным баком 32. Трубопровод 10 выполняет функции напорной магистрали. Напорная и сливная магистрали 10 и 31 сообщены с рабочими полостями распределителя 6.

На фиг. 1 пунктирной линией условно показан двигатель 33, соединенный с трансмиссией 12, Тягач 3 соединен с полуприцепом 34.

Обтекатель транспортного средства работает следующим образом.

При стоящем на месте транспортном т л л л rr тллт тлттттттт ттттттт л т лrrrrrr тт т лтт

60 ник 7 подает рабочую среду, поддерживая постоянное давление в трубопроводе 10 напорной магистрали, соединенной с распределителем 6. При работе распределителя положение его штока, который соединяет в различной последовательности трубопровод 10 и магистраль 31 с трубопроводами 8 и 9, определяется величиной силы токов, подводимых к электромагнитам 13 и 17.

Сила электрического тока, подаваемого на электромагнит 17, зависит от числа обо р отов та хо ге пер а тор а 11.

Сила тока, подаваемого на электромагнит 13 от источника питания 14, определяется величиной сопротивления реостата

15, которое меняется перемещением тяги

16 при изменении кривизны экрана 1. Таким образом, под воздействием электромагнита 13 шток распределителя 6, преодолевая сопротивление пружины 25, стремится отодвинуться влево, соединяя при этом магистраль 31 с трубопроводом 8, а трубопровод 10 с трубопроводом 9. С другой стороны под воздействием электромагнита 17 шток распределителя 6 стремится, преодолев сопротивление пружины 26, сдвинуться вправо, и при перемещении он соединяет трубопровод 10 с трубопроводом 8, а магистраль 31 — с трубопроводом 9. При стоящем автомобиле с работающим двигателем тахогенератор не работает, экран находится в вогнутом положении, а шток распределителя 6 смещен влево таким образом, что трубопровод 10 соединен с трубопроводом 9, а трубопровод 8 — со сливной магистралью 31.

При движении и разгоне автомобиля тахогенератор 11 вырабатывает ток, сила которого зависит от числа оборотов выходного вала трансмиссии. При достижении определенной скорости транспортного средства сила тока, воздействующая на электромагнит 17, смещает шток 20 вправо, преодолевая при этом сопротивление электромагнита 13, В этом положении трубопровод

10 соединяется с трубопроводом 8, а сливная магистраль 31 — с трубопроводом 9, в результате экран 1 под действием силового цилиндра 5 начинает выпрямляться.

По мере выпрямления экрана 1 тяга 16 перемещает движок реостата 15, уменьшает сопротивление в электрической цепи

19 и повышает ток. При этом электромагнит 13, преодолевая сопротивление электромагнита 17, перемещает шток распределителя 6, фиксируя его в нейтральном положении. B результате трубопроводы 10, 9, 8 и магистраль 31 запираются штоком, а экран 1 фиксируется в положении, имеющем кривизну, соответствующую определенной скорости движения транспортного средства, что достигается путем воздействия на шток распределителя равных усилий со стороны электромагнитов, к т. л т лт т тъс ттлттттлтттттлтт лттттттлтлтттттг ттл лтт тттт

887335 электрический ток. При дальнейшем увеличении скорости автопоезда и числа оборотов вала трансмиссии сила тока от тахогенератора 11 увеличивается настолько, что обеспечивается возможность перемещения штока распределителя 6 вправо и трубопровод 10 вновь соединяется с трубопроводом 8, а шток силового цилиндра 5 выдвигается и выпрямляет экран 1.

При этом тяга 16 воздействует на движок реостата 15, перемещает его, уменьшает величину сопротивления в цепи и увеличивает силу тока, подаваемого на электромагнит 13, под воздействием которого шток распределителя 6 вновь занимает нейтральное положение. Таким образом, блок слежения, состоящий из источника питания, электромагнита и реостата, обеспечивает фиксацию положений экрана 1 при установившейся скорости транспортного средства, при этом шток силового цилиндра 5 выдвигается до упора и экран 1 становится выпуклым (на фиг. 2 показано пунктиром) .

При снижении скорости транспортного средства устройство работает в обратном порядке. При этом вследствие снижения числа оборотов вала трансмиссии тахогенератор вырабатывает электрический ток меньшей силы, что дает возможность электромагниту 13, преодолевая противодействие электромагнита 17, переместить шток распределителя 6 из нейтрального положения влево, соединив, таким образом, трубопроводы 10 и 9, трубопровод 8 и магистраль 31. В результате шток силового цилиндра будет втягиваться, увлекая за собой экран 1 и делая его вогнутым.

Переход экрана 1 от выпуклой формы к вогнутой будет происходить последовательно, по мере снижения скорости автопоезда, с фиксацией положения экрана и штока распределителя путем воздействия блока слежения, позволяющего при движении с постоянной скоростью иметь неизменный профиль экрана с оптимальной для данной скорости кривизной.

Данный обтекатель позволяет изменять кривизну профиля гибкого экрана в б функции скорости движения транспортного средства.

Изменение кривизны профиля гибкого экрана в функции скорости дает возможность направлять встречный поток возду10 ха на крышу полуприцепа 34 при любых скоростях движения, . что позволяет за счет повышения обтекаемости транспортного средства снизить лобовое аэродинамическое сопротивление передней стенки

15 полуприцепа, выступающей над кабиной тягача, а следовательно, и суммарную силу сопротивления движению транспортного средства. Снижение сопротивления движению транспортного средства позволяет

20 увеличить скорость и снизить расход топлива транспортного средства.

Формула изобретения

25 Обтекатель транспортного средства по авт. св. Мо 686929, отличающийся тем, что, с целью снижения аэродинамического сопротивления путем автоматической регулировки кривизны экрана в зависимости от

30 скорости движения транспортного средства, он снабжен тахогенератором с приводом от трансмиссии транспортного средства, блоком слежения, состоящим из последовательно включенных электромагнита, 35 связанного с распределителем, источника питания и реостата, движок которого механически связан с экраном, а также дополнительным электромагнитом, связанным с распределителем и подключенным к тахо40 генератору

Источник информации, принятый во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР № 686929, кл. В 62 D 35/00, 30.06.77 (про45 тотип).

887335

Ах c

Корректор С. Файн

Редактор Г. Бельская

Заказ 1756/1285 Изд. № б37 Тираж 712 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Составитель Л. Смольская

Техред И. Пенчко

ib

Май