Дорожная железобетонная плита
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сотоэ Соввтснмк
Соцмалмстнчвскнк
Республик !908981 (SI 3 Дополнительное к авт. свяд-еу(2к} Заявлено l9. 06. 80 (2132980 1 О?/29-33 с прнсоедннеияети заявки йе(233йриорнтет— (53)М. Кл.
Е 01 С 5/06
9куллретеекМ кеиетет
СССР ео лелем кзебретеккй к открытки
Опубликовано 28.02.82. Ьтоллетень,Рй 8
Лата опубликования описании 28 ° 02 ° 82 (53) УДК 625.874 (088.8) (72} Авторы изобретения
Б. Н. Карпов, А, Н. Симановский и Б. А. Розенгауз
Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени инженерностроительный институт / (7l } Заявитель
f ($4) ДОРОЖНАЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ПЛИТА. Изобретение относится к дорожному строительству, в частности к сооружению сборных покрытий или оснований дорожных одежд.
Известны железобетонные плиты прямоугольной или шестиугольной фор мы относящиеся к разновидности таи
I называемых малых плит,.т.е. площадью
1-2,5 м2 (1)
Для устройства покрытий и основа10 нии автомобильных дорог также плиты применяют сравнительно редко, что вызвано большой протяженностью стыковых швов, приходящаяся на единицу площади покрытия, что значительно
15 ухудшает его ровность и создает опасность проникновения поверхностной воды в основание; возрастанием объемов ручных работ при укладке плит и суммарной трудоемкостью всего строительного процесса.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемой является дорожная железобетонная плита, разделенная рустами на ряд армированных секций, смежные стороны которых связаны соединительными стержнями, расположенными перпендикулярно направлению рус тов. Особенностью этих плит прямо-. угольной формы является наличие ряда армированных секций, связанных между собой с помощью соединительных стержней. При этом между секциями обе поверхности плиты соедине"
Цель изобретения - повышение долговечности плиты и надежности при эксплуатации.
Поставленная цель достигается тем, что в дорожной железобетонной плите, разделенной рустами на ряд армированных секций, смежные стороны которых связаны соединительными стержнями, русты образуют ломаную линие.
908981
1О
2О
При этом угол между о-,резками ломаной линии, образующей русты, равен 120
Угол между отрезками ломанной линии, образующими русты, на краях плиты равен 135, а в центре - 90 .
На фиг. 1 изображена дорожная железобетонная плита с углом между отрезками ломаной и линии рустов, равным 120 ; на фиг. 2 - то же, с углом 90 в центре и 135 по краям плиты; на фиг. 3 — часть сечения плиты в зоне расположения рустов и соединительных стержней.
Дорожная плита выполнена иэ бетона, армированного металлическими каркасными секциями 1, выполненными по форме в соответствии с формой рустов 2. Русты выполняются в виде ломаной линии, . составленной иэ разнонаправленных отрезков, расположенных под некоторым углом. Наиболее оптимальными являются углы в
120 и комбинации углов 90 в центре плить; и 135 на краях), которые дают возможность сформировать армированные :екции соответственно в виде равностороннего шестиугольника и квадрата. Между собой секции 1 связаны с помощью соединительных стержней 3, в зоне которых на одной или обеих поверхностях плиты расположены русты 2. Наличие рустовки в зоне соединительных стержней приводит к образованию в плите так называемь1х ложных швов, по которым в процессе эксплуатации покрытия плита распадается на мелкие ячейки, шарнирно связанные между собой.
В соответствии с классификацией улиц и дорог рекомендуются четыре варианта конструкций дорожной одежды со сборными покрытиями из плит предлагаемой конструкции. Для 1.<илых. парковых улиц, внутри квартальных проездов и дорог lV технической категории - покрытие из рекомендуемых плит на песчаном слое толщиной 75 см, для промышленных и складских дорогпокрытие с применением указанных плит на щебеночном основании толщиной
15 см и песчаном подстилающем слое
60 см; для магистралей районного зна чения со смешанным и преобладающим грузовым движением и для дорог
ill технической категории - сборное покрытие со щебеночным основанием толщиной 20 см и песчаным подстила25
4Î
50 ющим слоем толщиной 55 см; для магистралей районного значения с преобладающим пассажирским движением— сборное покрытие или основание на слое толщиной 20 см из тощего бетона или песка, укрепленного цементом, и песчаном подстилающем слое толщиной 55 см. Марка бетона плит принимается не меньше 300.
В условиях монтажа и эксплуатации в покрытии или основании вероятность разлома предлагаемой плиты гораздо меньше, чем у плит с прямолинейной рустовкой. Объясняется это тем, что в известном случае монтажнь1е и эксплуатационные нагрузки стермятся сложить плиту, как бы поворачивая ее части вокруг общей оси, которой явля ется прямолинейный руст. В случае рустовки в виде ломаной линии такой общей оси нет, а есть целый ряд осей причем раэноориентированных друг относительно друга, в чем и состоит главное препятствие расчленению плиты. Даже если по одному из отрезков рустов происходит разлом, то плита не складывается, а сохраняет свою форму. Такая повышенная жесткость плиты позволяет уменьшить ее металлоемкость и толщину.
В процессе эксплуатации покрытия из описываемых плит обеспечивается его высокая ровность, обславливаемая, во-первых, отсутствием удара при косом наезде колеса автомобиля на поперечные ложные швы, во-вторых устойчивостью секций из-за разнонаправленности ложных швов, образующихся по форме рустовки плиты в виде ломаной линии. Эти два обстоятельства приближают работу конструкции плиты к пространственной, повышая ее сопротивление нагрузкам.
С другой стороны, cr особность плиты к расчленению обеспечивает ее более плотное контактирование с основанием, что повышает долговечность покрытия в целом эв счет более распределенной передачи эксплуатационных нагрузок на основание.
Преимущества предлагаемой плиты определяются ее повышенной жесткостью, достигаемой эа счет рустовки, выполненной в виде ломаной линии, что дает в итоге увеличение надежности и долговечности в работе, а также производительности укладки плит большого размера.
908981
Формула изобретения
1. Дорожная железобетонная плита, разделенная рустами на ряд армированных секций, смежные стороны которых связаны соединительными стержнями, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности плиты и надежности при эксплуатации русты образуют ломаную линию.
2. Плита по п.l, о т л и ч а ющ а я с я тем, что угол между отрез ками ломаной линии, образующими русты, равен 120 ь
Плита по и. l, о т л и ч а ющ а я с я тем, что угол между отрезками ломаной линии, образующими русты на краях плиты равен 135, а в
О центре плиты - 90
Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США N 3242832, кл. 94-12, опублик.1975.
2. Могилевич В. М. Сборные покрытия автомобильных дорог. М., "Высшая школа", 1972, с. 28-30.
908981
Составитель 6. Трусканов
Редактор И. Ковальчук Техред A. Бабинец Корректор Г. Orap
Заказ 772/3б тираж 556 Йодлисное
ВНИИПИ Гоаударственного комитета СССР
0о делам изобретений и открытий
113035, Москва, N-35,.Рауаская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4