Амортизатор сжатия
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик (1) 1
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву .— (22) Заявлено 29.12.79 (21) 2860288/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет — (51) М. Кл.
F 16F3/08 гасударственный кемлтет
СССР
Опубликовано 30.03.82. Бюллетень № 12
Дата опубликования описания 05.04.82 (53) УДК 621-567..1 (088.8) по делам нзебретеннй и етнрмтий
В. К. Клевакин, А. Т. Головатый, Б. Д. Никифоров, (72) Авторы (54) АМОРТИЗАТОР С)КАТИЯ
Изобретение относится к машиностроению, предназначено для амортизации и гашения энергии колебаний и может быть использовано в транспортных машинах.
Наиболее близок к предлагаемому по технической сущности и достигаемому ре-,5 зультату амортизатор сжатия, содержащий металлические элементы, между которыми размещен резиновый упругий элемент с вогнутой боковой поверхностью, а в местах крепления к металлическим пластинам площадь его сечения на 35 — 45%больше площади параллельного сечения, проведенного через середину резинового элемента 11) .
Недостатком известного амортизатора является то, что при длительной работе происходит отслоение резины от .металли- 15 ческой арматуры вследствие тангенциальных напряжений в зоне крепления резины к металлу, соответствующих степени и частоте сжатия. Это приводит к снижению жесткости амортизатора и последующему разрушению в результате интенсивного трения опорных поверхностей резинового элемента о металл.
Цель изобретения — повышение нагрузочной способности и надежности амортизатора сжатия в условиях статических и динамических перегрузок.
Указанная цель достигается тем, что в амортизаторе сжатия, содержащем металлические элементы, между которыми размещен резиновый элемент с вогнутой боковой поверхностью, на резиновом элементе выполнены опорные пояски высотой, составляющей 10 — 200/р от высоты резинового элемента, и вогнутая поверхность описана разными радиусами кривизны, а в металлических элементах выполнены гнезда, объем каждого из которых меньше половины объема резинового элемента.
На фиг. 1 показан амортизатор, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.
Амортизатор сжатия содержит резиновый упругий элемент 1, расположенный в гнездах (не обозначены), двух металлических элементов 2 и 3, которые охватывают по периметру опорные поверхности резинового элемента. Опорные пояски (не обозначены), каждый из которых по высоте H „ составляет 10 — 20 /0 от высоты резинового элемента 1, позволяют устанавливать резиновый элемент без какого-либо специаль916807
Формула изобретения
Фиг 1 (Риг. Я
ВНИИПИ Заказ 1839 50 Тираж 981 Подписное
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ного способа крепления к металлу, например вулканизацией, и получать более надежную и долговечную конструкцию, так как в замкнутом объеме гнезд отсутствуют относительные перемещения резины по металлу, что исключает ее износ. Объем каждого гнезда V металлического элемента 2 и 3 меньше объема резинового элемента 1.
Резиновый элемент имеет вогнутую боковую поверхность, описанную разными радиусами кривизны, например, две поверхности выполнены по радиусу К1, а в перпендикулярной плоскости по R . .Амортизатор работает за счет сжатия резинового элемента. Тогда при условии, что объем каждого из гнезд меньше половины объема резинового элемента 1 сжатие амортизатора под нагрузкой происходит в пределах зазора 8 за счет спрямления криволинейных боковых поверхностей резинового элемента 1 внутри гнезд металлических элементов 2 и 3. Причем боковые поверхности, имеющие больший радиус кривизны.R 1, раньше войдут в контакт с металлическими стенками гнезд, что резко меняет коэффициент формы резинового элемента 1, и жесткость амортизатора возрастает. Дальнейшая деформация сжатия амортизатора происходит за счет изменения формы боковых поверхностей с меньшим радиусом кривизны R до полного заполнения резиной свободного объема гнезд. Поскольку резина в замкнутом объеме практически несжимаемая, амортизатор становится упором, способным выдерживать значительные перегрузки без перенапряжения резины. Подбирая различные соотношения между радиусами кривизны боковой поверхности резинового элемента, можно получать характеристику сжатия с необходимым коэффициентом нелинейности, улучшая виброгасящие свойства амортизатора и снижая опасность резонансных явлений.
Таким образом, эффективность амортизатора сжатия предлагаемой конструкции определяется повышенной нагрузочной способностью и надежностью в условиях статических и динамических перегрузок, что позволяет более широко и эффективно использовать его в машиностроении.
Амортизатор сжатия, содержащий металлические элементы, между которыми размещен резиновый элемент с вогнутой боковой поверхностью, отличающийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и надежности в условиях статических и динамических перегрузок, на резиновом элементе выполнены опорные пояски высотой, составляющей !Π— 20% от высоты резинового элемента, и вогнутая поверхность описана разными радиусами кривизны, а в металлических элементах выполнены гнезда, объем каждого из которых меньше половины объема резинового элемента.
Источники информации, »в принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 312995, кл. F 16 F 7/00, 1969 (прототип).