Электропривод

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскик

Социалистичесиик.

Ресиублин

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ >917289 (61 ) Дополнительное к авт. с вид-ву(22)Заявлено 18.07.80 (21) 2959369/24-07 (51)М. Кл. с присоединением заявки М

Н 02 Р 5/06

3ЬеударетаееыЯ комитет

СССР

IIO дЕЛаю изобретений и вткрытвЯ (23} Приоритет

Опубликовано 30. 03 ° 82. Бюллетень №12 (53) УДК 621..316.718.5 (088.8) Дата опубликования описания 30.03.82 (72) Авторьи изобретения А.А. Кобзев и И.Н. Егоров

Владимирский политехнический институт (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в следящих электроприводах и реверсивных системах регулирования скорости.

Известен электропривод, содержащий последовательно соединенные электродвигатель постоянного тока с тахогенератором, усилитель мощности с блоком токоограничения в цепи обратной связи, усилитель с корректируюto щим звеном, блок сравнения, входы которого соединены задающим блоком и тахогенератором !11.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является

IS электропривод, содержащий последовательно соединенные электродвигатель постоянного тока с тахогенератором, усилитель мощности с блоком токоограничения в цепи обратной связи, усилитель с корректирующим звеном, блок сравнения, входы которого соединены с задающим блоком и тахогенератором ;2).

Недостатком известных устройств является неполное использование энергетических и динамических возможностей электропривода в связи с тем, что блок токоопраничения настраивается на величину максимально допустимого ускорения независимо от его знака, т.е. на ускорение торможения., при этом ускорение разгона оказывается меньше максимально допустимого.

Цель изобретения - улучшение энергетических и динамических показателей электропривода.

Поставленная цель дости -ается тем, что в устройство дополнительно введены нелинейный блок произведения, две параллельные цепи, состоящие из последовательно соединенных резистора и управляемого ключа с инверсным и прямым входами, и схема ИЛИ, выход которой соединен с входом усилителя мощности, причем первый вход нелинейного блока произведения соединен с выходом усилителя мощности, 917289 4 нейный блок 12 произведения реализует функцию

3 второй - с выходом тахогенератора, выход - с инверсным входом одного и прямым входом другого ключей, а резисторы соединены с выходом блока токоограничения.

На чертеже приведена функциональная схема электропривода, Электропривод содержит элемент сравнения, усилитель 2 с корректиI0 рующим звеном, элемент 3 сравнения сигнала прямого тракта с сигналом обратной связи по скорости, усилитель 4 с корректирующим звеном, усилитель 5 мощности, электродвигатель

6, редуктор 7, нагрузку 8, датчики обратной связи по положению 9 и по скорости 10. Выход усилителя 5 мощности соединен с входом блока II токоограничения. Входы нелинеиного бло20 ка 12 произведения соединены с входом блока 1I токоограничения и вуходом тахогенератора. Выход блока 11 токоограничения соединен с вторым вхо25 дом усилителя мощности через резистор 13, управляемый ключ 14, схему

ИЛИ 15 и через резистор 16, управляемый ключ 17 и схему ИЛИ 15. Выход блока 12 произведения соединен с вторым инверсным входом ключа 14 и с вторым входом ключа 17. Резистором 13 регулируется уставка токоограничения на участке разгона, движения с постоянной скоростью и в статике.

Величина уставки определяется из условия максимально допустимого тока двигателя. Резистором 16 регулируется уставка токоограничения на участке торможения. Величина ее выбирает40 ся из условия обеспечения максимально допустимого ускорения торможения, как правило, равному ускорению разгона.

Так как на участке разгона момент сопротивления нагрузки препятствует разгону электродвигателя, а на участке торможения этот момент создает дополнительный тормозной момент, то для обеспечения равного. по величине ускорения на обоих участках, на участке торможения электродвигатель должен развивать меньший момент. Поэтому величина уставки токоограничения меньше максимально допустимого тока электродвигателя. При различных требуемых величинах ускорения разгона и торможения они устанавливаются посредством тех же резисторов 13 и 16. Нели.® ®,(1 при Я. -" м - 0 >

1 0 при D Eq Ъоу где Qq и 2 -н соответственно скорость и ускорение нагрузки и служит для определения участков разгона, движения с постоянной скоростью, статисти( ческого режима и участка торможения.

Независимо от знака скорости задания

1{Е,Q) = 1 только на участке торможения, в других режимах f(E,Q) = О.

Устройство работает следующим образом.

При постоянном входном воздействии на участках разгона и движения с постоянной скоростью f(Е,Q) > О и сигнал на выходе блока произведения равен "О", На вход усилителя 5 мощности подается уставка с блока 11 токоограничения через резистор 13, ключ

14, схему ИЛИ 15. Ток в якорной цепи электродвигателя ограничивается до значения, максимально допустимого.

При этом на участке разгона величина ускорения определяется максимально возможными энергетическими характеристиками двигателя.

На участке торможения f, Я,С?) (О сигнал на выходе блока произведения равен I -. На вход усилителя 5 мощности подается уставка с блока 11 токоограничения через резистор 16, ключ 17, схему ИЛИ 15. Максимальный г ток в якорной цепи двигателя регулируется резистором 16 и ограничивается из условия обеспечения требуемого ускорения торможения, как правило, равного ускорению разгона.

Если электропривод работает не в следящем режиме, а в режиме регулятора скорости, то в нем отсутствуют элементы 1, 2 и 9. Устройство токоограничения работает аналогичным образом.

Таким образом, в предлагаемом электроприводе величины ускорения разгона и торможения регулируются, обеспечиваются равными заданному и выбираются из условия максимальных энергетических характеристик двигателя. В результате привод имеет большее быстродействие и более полное использование энергетических возможностей двигателя, 5

Формула изобретения

917289

Составитель Ю. Воробьев

Редактор А. Мотыль Техред 3.. Фанта

Корректор Н. Швыдкая

Заказ 1900/74

Тираж 719 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, И-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, Электропривод, содержащий последовательно соединенные электродви- . гатель постоянного тока с тахогенератором, усилитель мощности с блоком токоограничения в цепи обратной свя-. зи, усилитель с корректирующим зве-ном, блок сравнения, входы которого соединены с задающим блоком и тахогенератором, отличающийся тем, что, с целью улучшения динамических и энергетических показателей,.

1 в него дополнительно введены нелинейный блок умножения, две параллельные цепи, состоящие из последовательно . соединенных резистора и управляемого ключа с инверсным и прямым вхоДами, и схема ИЛИ, выход которой соединен с входом усилителя мощности, причем первый вход нелинейного блока умножения соединен с выходом усилителя мощности, второй - с выходом тахогес нератора, выход — с инверсным входом одного и прямым входом другого ключей, а резисторы соединены с выходом блока токоограничения.

Источники информации, 10 принятые во внимание при экспертизе

1, Корытин А.М. и Шанарев И.К.

Оптимизация управления металлорежу- щими станками. М., "Машиностроение", 1з 19742. Андреев Г.И., Боснизон М.А. и Кондриков A.È. Электроприводы главного движения металлообрабатывающих станков с ЧПУ.М.,"Машиностроение",1980.