Дистанционный привод управления механизмом переключения передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное и авт. свид-ву (22) Заявлено 130330 (2)) 2894611/18-24
{51) М. Кп.3
6 05 С 9/16
В 60 K 19/00 с присоединением заявки М
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет
{53) УДК 621-327 (088. 8) Опубликовано 15.04.82 Бюллетень Йо 14
Дата опубликования описания 15.04.82 (72) Авторы изобретения
A.Ë.3èëüïåðò и A.Â.Ðîìàí÷óê
1
Волжское объединение по производству легкбвщ1„автОмобилей (71) Заявитель а (54) ДИСТАНЦИОННЫЙ ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗИОИ
ПЕРЕКЗЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автомобильным механическим коробкам передач с ручным дистанционным приводом управления механизмом переключения передач.
Известен механизм переключения ступеней в коробке передач, который содержит рычаг управления переключением передач, установленный на шаровой опоре отдельно от коробки передач и соединяющийся с рычажной системой внутри коробки йередач через тягу и шарнирные упругие элементы. Рычажная система включает s себя два рычага, один из которых обеспечивает выбор передач, другой — включения. Имеются две пружины, установленные в коробке передач, для возврата рычажной системы в нейтральное положение (1).
Однако подобный механизм не исключает нечеткости выбора передач рычагом управления, на который непосредственно воздействует водитель.
Известен также дистанционный привод управления механизмом переклю-, чения передач, содержащий рычаг управления и рычаг выбора и переключения передач, причем рычаг управления подпружинен в направлении выбора передач и снабжен фиксирующим элементом (2).
Недостатком этого устройства является сложность и . большие размеры подпружинивающего и фиксирующего устройств, что снижает их надежность.
Целью изобретения является повышение адежности устройства путем упрощения конструкции.
Цель достигается тем,, что в дистанционном приводе управления механизмом переключения передач, содержащем рычаг управления, установленный в корпусе и соединенный тягой с рычагом выбора и переключения передач, причем рычаг управления подпружинен к корпусу в направлении выбора передач и снабжен фиксирующим устройством, рычаг выбора и переключения передач также подпружинен в направлении выбора передач, причем и рычаг управления, и рычаг выбора передач подпружинены пружинами двустороннего действия, фиксирующее устройство выполнено в виде сцепных элементов, размещенных s плоскости выбора передач на рычаге управления и сопряженных с выступа30 ми на корпусе, и пружины ры .агов закреплены цанговой защелкой, На. Фиг, 1 изображен дистанционный привод; яа фиг. ". — разрез
A-А на Фиг. 1; на Фиг. 3 — разрез
Г
Б-Б на фиг. 1. 3
Дистанционный привод управления механизмом переключения передач содержит рычаг управления 1, установленный в корпусе 2 и соединенный тягой 3 с рычагом 4 выбора и переклю- 10 чения передач, причем рычаг управления подпружинен пружиной 5 двустороннего действия в сопротивле1 нии выбора передач и снабжен фиксирующими сцепными элементами б, взаимодействующими с выступами 7 на корпусе 2. Рычаг 4 выбора и переключения передач взаимодействует со штоками 8 — 10. Пружина 5 имеет ветви
11 и 1-2, а рычаг 1 — шаровую опору 13. Рычаг 4 поджат в направлении выбора передач пружиной 14 двусто роннего действия и может перемещаться вдоль оси 15. Пружины 5 и 14 закреплены цанговыми защелками 16. Направление переключения передач показано стрелками 17, а направление выбора передач — стрелками 18.
Устройство работает следующим образом..
При включении передач рычаг 1 поворачивается в шаровой опоре 13 в направлениях, указанных стрелками
16 и через тягу 3 поворачивает рычаг 4. Рычаг 4 перемещает один из трех штоков 8, 9 или 10 в направлении включения нужной передачи. При включении передач пружины 5 и 14 в работу не вступают. При выборе передач рычаг 1 поворачивается в плоскости выбора, которая перпеядикулярна40 плоскости его поворота при включении передач, в направлениях, указанных стрелками 17 и поворачивает тягу 3. При этом рычаг 4 двигается вдоль оси 15 в направлениях выбора нужных передач. Б зависимости ат направления .поворота рычага 1 он воздействует л-.áo на ветвь 11, либо на ветвь 12 пружины 5. Когда одна ветвь отводится рычагом в сторо- О ну (указано пунктиром}, другая в это время упирается в выстуг. корпуса 2, обеспечивая тем самым =-акручивание пружины 5. После выключения передачи отведенная ветвь пружины возвращает рычаг I в яейтрв(льное положение до упора в другуй ветвь пружины. Рычаг 1 фиксируется между ветвями 11 и 12 пружины 5. Аналогично работает пружина 14.
Воздействие пружин двусторонне-. го действия одновременно на рычаг управления и рычаг выбора и переклю чения, расположенных на достаточно большом расстоянии друг от друга, исключает влияние зазоров, трения
b многочисленных промежуточных звеньях, придает обоим рыча" àì yc-,îé÷èíîå фиксированное положение и четкость возврата рычагов из положения выбора передач в нейтральное.
Для более четкой фиксации рычага 1 в положении включенной передачи на нем имеются сцепные элементы 6, которые расположены в плоскости выбо ра передач и при выборе упираются в дальние от центра выступь- 7 корпуса
2 (тем самым ограничивается поворот рычага 1), а при включении передач, перемещаясь вместе с рычагом 1, зацепляются за ближние к центру выступы 7„ Тем самым нейтрализуется влияние пружины 5 на рычаг 1 в положении включенной передачи и исключается частичный поворот этого рычага в сторону нейтрали, а значит и нечеткость положения рычага, которая может привести к ошибочному включению ненужной передачи при дальнейших манипуляциях рычагом.
Таким образом, применение более простой конструкции подпружинивающих и фиксирующих устройств повышает надежность привода. формула изобретения
1. Дистанционный привод управления механизмом переключения передач, содержащий рычаг управления, установленный в корпусе и соединенный тягой с рычагом выбора и переключения передач, причем рычаг управления подпружинен к корпусу в направлении выбора передач и снабжен Фиксирующим устройством, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности привода, рычаг выбора и переключения передач также подпружинен в направлении выбора передач.: причем рычаг управления и рыча выбора и переключения передач подпружинены пружинами двустороннего действия, а фиксирующее устройство выполнено в лиде сцепных элементов, размещенных в плоскости выбора передач на рыча-;е управления и сопряженных с выступами яа корпусе.
2. Привод по и. 1, о т л и ч а ющ и и с v тем, что пружины закреплены цан-..ààoé защелкой.
Ncòo÷íèêè информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент CIOA М 3550467 кл. 74 — 473, опублик 1970.
2. Патент США Р 3866488, кл. 74 — 475, опублик. 1973 (прототип).
920682
Составитель В.Муханов
Редактор M.Òoâòèí Техред Т. Маточка Корректор М.Демчик
Закаэ 2341/54 тираж 908 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР .по делам иэобретений и открытий . 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4