Ходоуменьшитель транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП КСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ к сатоискомь свидетельств

В 60.К 17/10

Государственный комитет

СССР

«о делам изобретений н открытий

Опубликовано 0 7. 05. 82, Бюллетень М 1 7

{53) УДК 629.113 (088.8) Дата опубликования описания 07.05.82

А.М.Абрадушкин, К.И.Городецкий, В.М.Мастер вой, В.Л.Довжик, В.А.Зайцев и В.В.Кийко н т,а т

Государственный союзный научно-нсследователаскнн тракторный институт (НАТИ) и Челябинский филиал НАТИ (72) Авторы изобретения (7!) Заявители (4) ХОДОУИЕНЫИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА. Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств, а именно к дополнительным устройствам трансмиссий - ходоуменьшителям, предназначенным для обеспечения движения этих средств на пониженных скоростях. „

По основному авт. св. Р 673477 известен ходоуменьшитель транспортного сред ства,содержащий трехзвенный дифференциал, первое звено которого связано с двигателем, второе - с движителем транспортного средства, а третьес основной гидромашиной постоянного рабочего объема, дополнительную гидро т5 машину постоянного рабочего объема с дроссельным регулятором потока, приводимую от двигателя, и основной двухпозиционный распределитель, связанный с одной стороны с напорной гидролинией дополнительной гидромашины, а с другой стороны -. с напорной гидролинией основной гидромашины, гидролиния низкого давления которой .

2 сообщена с гидробаком, причем вход и выход дроссельного регулятора потока сообщены соответственно с напорной гидролинией и гидролинией низкого давления основной гидромашины, а напорная гидролиния дополнительной гидромашины связана с основным двухпозиционным распределителем, сообщающим в одном положении напорную гидролинию дополнительной гидромашины с гидролинией низкого давления основной гидромашины, а в другом положении - напорные гидролинии основной и дополнительной гидромашины (lj.

Недостатком известного ходоуменьшителя является ограниченный диапазон регулирования скорости движения транспортного средства.

Цель изобретения состоит в расширении диапазона бесступенчатого регулирования пониженной скорости движения транспортного средства без снижения его КПД.

3 925688

Это достигается тем, что известный ходоуменьшитель транспортного средства снабжен механизмом переключения, выполненным в виде тормоза и муфты, при этом последняя установлена между двигателем и первым звеном дифференциала, а тормоз связан с первым звеном дифференциала.

На чертеже изображена схема ходоуменьшителя транспортного средства. щ

Ходоуменьшитель включает трехзвенный дифференциал и гидросистему °

Трехзвенный дифференциал 1 установлен 3 кинематической цепи трансмиссии так, что его первое ведущее звено, например, коронная шестерня 2

1соединена с двигателем, второеведомое звено, например водило 3с движителем через коробку 4 перемены передач и задний мост, а тре- уз тье — промежуточное звено - солнечная шестерня 6 — с основной гидромашиной постоянного рабочего объема.

Гидросистема ходоуменьшителя вклю" чает гидробак 7, распределитель О, 25 основную 9 и дополнительную 10 гидромашины постоянного рабочего объема, а также дроссельный регулятор 11 потока.

В гидросистеме используется предохранительный клапан 12 и Фильтр (не показан) в гидролинии 13. Гидромашина 9 подключена к гидробаку 7 с помощью гидролинии- низкого давления

13, а к распределителю 8 — с помощью дополнительной гидролинии. Дроссельный регулятор 11 подключен к распределителю и одновременно к напорной гидролинии 15. Гидромашина 10 подключена к гидробаку 7 и распределителю

8 соответственно гидролиниями t 6 и

17. Вал гидромашины 9 соединен через зубчатую передачу с солнечной шестерней 6 дифференциала, а вал гидромашины 10 - через зубчатую переда45 чу с двигателем.

Между двигателем внутреннего сгоранил 18 и коронной шестерней 2 установлен механизм переключения 19, который состоит из муфты 20, соединяю-5О щей или разъединяющей коронную шестеню с двигателем, и тормоза 21, блокирующего коронную шестерню на неврацающий элемент, например кор" пус трансмиссии. В качестве механизма. 55 переключения может быть использовано любое другое устройство, например зубчатая муфта. ф

При работе ходоуменьшителя обеспечивается движение транспортного средства в одном из трех поддиапазонов бесступенчатого изменения пониженной скорости — низшем, среднем и высшем. Настройка на каждый поддиапаэон осуществляется водителем с помощью распределителя 8 и механиз- ма переключения 19.

Настройка на работу в первом поддиапаэоне осуществляется при включении тормоза 21 и выключении муфты 20 механизма переключения и включения распределителя в нижней позиции °

В этом случае коронная шестерня

2 дифференциала муфтой ?0 отсоединена от двигателя и не вращается за счет блокирования ее тормоза 21 на корпус, а напорная гидролиния 17 дополнительной гидромашины 10 соединена с напорной гидролинией 15 основной гидромашины 9. Тогда мощность от двигателя подводится к гидромашине 10, которая, вращаясь, подает масло из гидробака 7 по всасывающей гидролинии 16 в напорную гидролинию

17 и к распределителю 8.

Далее рабочая жидкость под напо" ром по гидролинии 15 подводится к гидромашине 9, заставляя ее вращаться. В рассмотренном случае гидромашина 10 работает в режиме насоса, а гидромашина 9 - в режиме гидромотора. Ноток мощности от гидромашины

9 подводится к солнечной шестерне б и далее - к коробке 4 перемены передач, заднему мосту 5, движителям средства, заставляя их вращаться и перемещая при этом транспортное средство.

При изменении настройки регулятора 11 потока поступательная скорость транспортного средства также изменяется от нуля (транспортное средство стоит), когда регулятор потока открыт полностью и пропускает через себя .на слив всю жидкость, нагнетаемую гидромашиной 10 до максимальной скорости первого поддиапазона, когда регулятор закрыт и весь поток масла от гидромашины 30 подается к гидромашине 9. Для первой настройки регулятора потока гидромашина 9 остановлена, а следова"-:;. тельно, остановлено транспортное средство, для второй настройки— гидромашина 9 вращается с максимальной скоростью - транспортное средст.

25688

5 9 во при этом также перемещается с максимальной скоростью Н 1первого поддиапазона.

При плавном изменении настройки регулятора потока между двумя крайними положениями поступательная скорость транспортного средства бесступенчато изменяется в диапазоне (О-Vy ). Иощность дросселирования в этом случае определяется величиной потока, задаваемого гидромашиной 10 и давлением в гидролинии 15.

При необходимости увеличить скорость транспортного средства водитель устанавливает второй поддиапазон, для чего выключает муфту 20 и включает муфту механизма переключения 19, одновременно распределитель устанавливается в верхнюю позицию. В.этом случае коронная шестерня 2 разблокируется и соединяется с двигателем, а гидролиния 17 соединяется с помощью дополнительной гидролинии 14 с гидромашиной 9 и гидролинией низкого давления 13 .

Тогда мощность от двигателя будет подводиться к дифференциалу и делится на два.потока: первый — через водило подводится к движителям; второй — через солнечную шестерню и зубчатую передачу привода передается к гидромашине 9. Гидромашина под действием подводимого от двигателя вращающего момента, разгоняяся, подает рабочую жидкость из гидролинии

14 по напорной гидролинии 15 к входу регулятора 11 потока и предохранительному клапану 12 и развивает при этом производительность, равную заданному регулятором расходу. Гид- ромашина 9 работает здесь с подпиткой от гидромашины 10. При изменении во" дителем настройки регулятора 11 потока изменяется также и угловая скорость гидромашины 9, при этом изменяется кинематическое передаточное число дифференциала и трансмиссии в целом, а следовательно, и скорость транспортного средства. При открытом регуляторе угловая скорость гидромашины 9 максимальная, а скорость средства минимальная для второго поддиапазона. За счет подбора параметров ходоуменьшителя возможно получить, чтобы минимальная скорость второго поддиапазона была равна максимальной скорости первого. Тогда возможен плавный переход без скачка скорости при переключении с первого под5 о

15 ю

25 зо

35 ао диапазона на второй. При закрытом регуляторе 11 потока гидромашина 9 стоит, а скорость транспортного средства максимальная - Н 1, Для второго поддиапазона. Общий диапазон бесступенчатого изменения скорости транспортного средства при изменении настройки регулятора 11 потока во втором поддиапазоне будет составлять (Н -V)(q). Иощность дросселирования в этом случае определяется величиной потока, задаваемого гидромашиной 9, и давлением в гидролинии 15.

При дальнейшем увеличении скорости необходимо перестроить ходоуменьшитель на третий поддиапазон, В этом случае механизм переключения 19 остается в том we положении, что и во втором поддиапазоне, а распределитель 8 включается в нижнюю позицию.

Тогда мощность от двигателя будет делиться на два потока: первый через зубчатую передачу подводится

1 к гидромашине 10, второй — к дифференциалу 1. Работа гидропередачи протекает так же, как и в первом поддиапазоне. Оба потока мощности суммируются на выходном звене дифференциала - водиле, и далее обычным образом мощность подводится к движителям. Регулирование скорости осуществляется так же, как и в первом поддиапазоне: при открытом регуляторе 11 потока скорость трактора минимальная Н для третьего поддиапазона, при закрытом - скорость максимальная для третьего поддиапаэона V . Иощность дросселирования в третьем поддиапаэоне будет определяться производительностью одной гидромашины и давлением в гидролинии.

Таким образом, перенастраивая ходоуменьшитель последовательно с первого до третьего поддиапазона возможно получить диапазон скоростей большей1 чем в двухдиапазонном ходоуменьшителе.

При этом в трехдиапаэонном хороуменьшителе мощность дросселирования будет оставаться на прежнем уровне, как и у двухдиапаэонного. T.е. расширение диапазона скоростного регулирования в предлагаемой заявке достигается беэ снижения КПД транспортного средства.

Формула изобретения

Составитель А.Хабаров

Техред Л. Пекарь Корректор Н.Стец

Редактор С.Титова

Заказ 4722/7 Тираж 715 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная,4

925688 8 полненным в виде тормоза и муфты, при этом последняя установлена межХодоуменьнитель транспортного ду двигателем и первым звеном дифсредства по авт.св. N 673477, о т- Ференциала, а тормоз связан с перл и ч а ю шийся тем, что, с з вым звеном дифференциала. целью расширения диапазона бесступен- Источники информации, чатого регулирования пониженной ско- принятые во внимание при экспертизе рости движения транспортного сред- 1. Авторское свидетельство СССР ства без снижения его КПД, он снаб" У 673477, кл. В 60 К l7/10, 1977 жен механизмом переключения, вы- 10 (прототип).