Тормозная система транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1,. .

g< „- 1 ; ."с

Н.В.Богдан, А.M.Расолька и Ю.Е.Атаманов,;-.-, ут,;-,,.

Белорусский ордена Трудового Красного Знаменй политехнический институт (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ТОРИОЗНАЯ CHCTEMA ТРАНСПОРТНОГО CPEQCTBA

Изобретение относится к транспортному машиностроению.

По основному авт.св. в"850448 известна тормозная система транспортного средства, содержащая кран управ- з ления пневматическими цилиндрами,— связанными соответственно штоками с заслонкой, установленной в выпускном коллекторе двигател, внутреннего сгорания и рейкой топливного насоса, двигатель кинематически связан посредством трансмиссии с колесами, тормозной кран, соединенный левым .и правым контурами с тормозными ме ханизмами, при этом кран управления пневматическими цилиндрами снабжен торцовой полостью, образованной зо- лотником и его корпусом, а на выходе из тормозного крана, установлен распределитель, пневматически соединенный с торцовой полостью крана управления пневматическими цилиндрами и. тормозными контурами 1.1 .

Известная тормозная система weет низкую надежность и долговечность из-за того, что при отказе одного из контуров и при включенной муфте сцепления момент от двигателя не .будет передаваться на колеса транспортного средства, поэтому водителю надо тормозить при включенной муфте сцепления, что может вызвать перегрев тормозов и снижение их долговечности.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности тормозной системы.

Цель достигается тем, что тормозная система транспортного средства снабжена силовым цилиндром для включения муфты сцепления, пневматически соединеннын с торцовой полостью крана управления.

На чертеже изображена схема тормозной системы транспортного средства.

3 9257

Тормозная система содержит коленчатый вал 1 двигателя внутреннего сгорания, кинематически связанный посредством трансмиссии, выполненной в виде муфты 2 сцепления, коробки передач 3, главной передачи 4 и диф- . ференциала 5,с колесами 6 транспортного средства. Кроме этого, имеется кран 7 управления пневматическими цилиндрами 8 и 9, соответственно и связанными штоками с заслонкой 10, установленной в выпускном коллекторе

11 двигателя, и рейкой топливного насоса 12, торцовая полость 13, образованная золотником и его корпусом, соединена с распределителем 14.

Последний установлен на выходе тормозного крана 15 и пневматически соединен с левым 16 и правым 17 тормозными контурами. Контуры соединяют тормозной кран l5 с тормозными механизмами 18 и 19. Источник 20 питания соединен с краном 7 управления пневматическими цилиндрами 8 и

9, а распределитель 14 содержит двусторонний. подпружиненный золотник

21 с полостями 22 и 23. Муфта 2 сцепления имеет нажимный диск 24, с ко. торым взаимосвязан шток силового цилиндра 25, при этом его рабочая полость 26 соединена трубопроводом с распределителем 14 и торцовой полостью 13 крана 7 управления. Нажимной диск взаимодействует и с .рычагом 27 включения муфты сцепления.

Тормозная система тормозного

35 средства работает следующим образом.

При торможении с использованием рабочей тормозной системы водитель. воздействует на тормозной кран 15.

В результате сжатый воздух от источника 20 питания поступает в полость 22 и 23 распределителя 14 и из них по левому 16 и правому 17 тор" моэным контурам к тормозным механизмам 18 и 19. В результате этого пос1 45 ледние затормаживают колеса 6. В этом режиме торможения водитель может воздействовать на рычаг 27, включения муфты 2 сцепления и, тем самым прерывать его связь с двигателем.

В случае торможения.,с использованием вспомогательной тормозной сисI темы водитель воздействует, на кран 7 ..управления пневматическими. цилиндрами 8 и 9, который сообщает последние . с источником 20 питания. В результаФ те перемещается рейка топливного насоса 12, вследствие чего уменьшается подача топлива в двигатель, а заслонка 10 перекрывает коллектор 11 двиraтеля. Тем самым на коленчатом валу

1 создается тормозной момент, кото" рый передается через сцепление 2, коробку передач 3, главную передачу

4 и дифференциал 5 к колесам 6 транспортного средства, вызывая его торможение.

Лри выходе из строя одного иэ контуров, например, правого 17, давление в полости 22 распределителя 14 оказывается выше, чем в полости 23.

Под действием давления золотник 2 1 перемещается вправо и отсоединяет полость 23 от тормозного крана 15.

При этом сжатый воздух поступает в левый тормозной контур 16, вызывая срабатывание левого тормозного механизма 18. Одновременно сжатый воздух поступает в торцовую полость 13 крана 7 управления пневмоцилиндрами

8 и 9, вызывая торможение двигателя,,и в рабочую полость 26 цилиндра 25, вызывая прижатие нажимного диска

24 к ведущим и ведомым дискам муфты сцепления. При этом тормозной момент от двигателя передается к колесам транспортного средства. Так как колениатый вал 1 двигателя через трансмиссию соединен с колесами 6 транспортного средства, то тормозные моменты возникают не только на левом колесе, но и на правом. В результате торможения правого колеса от двигателя уменьшается осевая неравномерность тормозных моментов, следствием чего является повышение устойчивости движения транспортного средства при повреждении правого тормозного контура. В частности, при блокировке левого колеса весь тормозной момент двигателя . будет передаваться на правое колесо. Аналогично работает тормозная система и при отказе левого тормозного контура 16.

Таким образом, надежность системы и долговечность колесных тормозных механизмов повышается на 20-254.

;Формула изобретения

Тормозная система транспортного средства, по авт.св. Ю850448, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с це925714 6

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1 ° Авторское свидетельство СССР

11 850448, кл. В 60 Т 13/58, 1979 (прототип) . лью повышения надежности и долговечности системы, она снабжена силовым цилиндром для включения муфты сцепления, пневматически- соединенным с торцовой полостью крана управления. сп

Составитель Q.Ãóëÿåâ

Твхред И. Рейвес Корректор В.Синицкая

Редактор С.Титова

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 4723/8 Тираж 715 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д ° 4/5