Аварийно-запирающееся втягивающее устройство ремня безопасности транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ (ii) 93153
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт.. свид-ву .— (51) М. Кл.
В 60 R 21/1О
А 62 В 35/02 (22) Заявлено 23.08.79 (21) 2797527/27-11 с присоединением заявки №
Гвсуллрстлевлмй кввлтвт
СССР (23) Приоритет—
Опубликовано 30.05.82. Бюллетень № 20 (53) УДК 629,113..014-788.2 .677..755 (088,8 ) ло ллллм лзебретеннй и еткрмтий
Дата опубликования описания 05.06.82 (72) Авторы изобретения
Л. О. Тедер, А. А. Унт и В. Г. Лаури
Проектно-технологический и художественно-конструкФфекнй--.институт Министерства .местной промышленности Эстонской CCP (71) Заявитель (54) АВАРИЙНО-ЗАПИРАЮЩЕЕСЯ ВТЯГИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО
РЕМНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к устройствам пассивной безопасности транспортных средств и касается аварийно-запирающегося втягивающего устройства ремня безопасности.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является аварийнозапирающееся втягивающее устройство ремня безопасности транспортного средства, содержащее корпус, в котором смонтирован вал для наматывания ленты ремня, блокирующий механизм с зубчатым диском и взаи- 0 модействующий с последним инерционный датчик, содержащий прикрепленную к корпусу опору с подвешенным к ней маятником, состоящим из стержня с головкой и инерционной массы, закрепленной на нижнем конце стержня, и смонтированную на опоре поворотную собачку для взаимодействия с зубцами указанного диска и своей средней частью с верхним участком головки стержня (1}.
Однако это устройство недостаточно надежно в эксплуатации, так как при разных углах установки устройства ось вращения собачки изменяет свое положение относительно оси вращения зубчатого диска, что ведет к неудовлетворительному сцеплению собачки с зубчатым диском при срабатывании маятника. Кроме того, для установки его под разными углами наклона вала к горизонтальной плоскости каждый раз требуются демонтаж и монтаж всего датчика.
Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности устройства при одновременном исключении операций монтажа и демонтажа датчика при его регулировке.
Поставленная цель достигается тем, что поверхность головки стержня выполнена сферической с верхним плоским участком, примы : кающая к головке часть стержня выполнена в виде кольца с внутренней тороидальной поверхностью, сопряженного с головкой, причем внутренняя окружность кольца касательна к нижней точке сферы головки, кольцо свободно насажено на изогнутый в своей средней части штифт, закрепленный в опоре, при этом внутренний радиус изгиба штифта соответствует радиусу сферы головки стержня, а собачка сопряжена с плоской частью головки стержня своим средним участком плоскость которого совпадает с плоскостью верхнего участка головки.
Кроме того, средний участок собачки и плоскость верхнего участка головки стержня
931530 инерционного датчика выполнены неперпендикулярными к продольной оси стержня.
На фиг. 1 изображено аварийно-запирающееся втягивающее устройство, вид со стороны блокирующего механизма; на фиг. 2— разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — то же, при монтаже устройства под углом к горизонтальной плоскости; на фиг. 4 — стержень маятника, общий вид; на фиг. 5 — разрез
Б-Б на фиг. 4; на фиг. 6 — собачка датчика, вид сбоку; на фиг. 7 — разрез В-В на фиг. 6.
Аварийно-запирающее втягивающее устройство ремня безопасности транспортного средства содержит корпус 1 с расположенным в нем подпружиненным спиральной пружиной (не показана) валом 2, к которому закреплена лента 3 ремня, блокирующий механизм 4 с зубчатым диском 5 и взаимодействующий с последним инерционный датчик
6. Датчик состоит из опоры 7, закрепленной к корпусу 1 винтом 8, изогнутого опорного 20 штифта 9, запрессованного в отверстии 10 цилиндрической бобышки 11 опоры 7, причем наружные кромки бобышки 11 имеют фаску 12, а опорный штифт 9 изогнут в вертикальном направлении в плоскости,параллельной плоскости задней стенки 13. В опоре 7 запрессована ось 14 с буртиком 15, несущая поворотную собачку 16, выполненную из упругого материала. На изогнутой части штифта 9 смонтирован стержень 17 с закрепленной к нижнему его концу инер- з0 ционной массой 18 маятника. Стержень 17 выполнен, преимущественно, из синтетического материала, например пластмассы, и имеет полусферическую головку 19, верхняя опорная плоскость 20 которой скошена под углом к плоскости, перпендикулярной про- 35 дольной оси стержня.
Между головкой 19 и своим нижним цилиндрическим концом 21 стержень 17 выполнен в виде кольца 22 с внутренней тороидальной поверхностью 23.
Собачка 16 имеет в своей средней части, опирающейся на головку 19 маятника, поперечно наклоненную плоскость 24 с углом В наклона относительно плоскости, проходящей через осевую линию оси 14 и перпендикулярной задней стенке 13 корпуса 1. Собач-45 ка 16 для монтажа ее на оси 14 имеет ушко
25 для шарнирного сопряжения с последней, а для повышения ее упругости — V-образный изгиб 26 в зоне ее свободного конца.
Отверстие 27 в кольце 22 стержня 17 имеет диаметр больший, чем толщина штифта 9.
Нижний цилиндрический конец 21 стержня
17 установлен в центральное отверстие 28 массы 18 маятника и заплавлен в фаску этого отверстия для закрепления массы к стержню. Между острием 29 собачки 16 и зубцом 55
30 зубчатого диска 5 при невключенном положении устройства имеется зазор а (фиг. 1).
Стержень 17 маятника насажен на штифт
9 отверстием 27 своего кольца 22 с возможностью раскачивания маятника во все стороны в пределах угла (фиг. 3).
При варианте исполнения устройства (фиг. 2) в котором угол С плоскости 20 головки 19 стержня 17 и угол наклонной плоскости 24 собачки 16 имеет одинаковую направленность и равновелики (й =ф), вал 2 расположен горизонтально.
При варианте монтажа маятника на штифте 9, в котором углы(и,6 разнонаправлены, вал 2 устройства расположен под углом к горизонтальной плоскости, равным . p (фиг 3).
При варианте исполнения устройства, в котором угол = О, вал 2 устройства расположен под углом к горизонтальной плоскости, равным,6 (не показано).
Устройство работает следующим образом.
Когда автомобиль находится в равномерном движении или стоит на месте, инерционный датчик устройства находится в состоянии покоя, т.е. маятник находится в вертикальном положении и между острием 29 собачки 16 и зубцами 30 диска 5 сохраняется зазор а. При этом блокирующий механизм
4 не срабатывает и лента 3 может свободно вытягиваться из устройства, причем вал вращается с диском 5 как одно целое.
При воздействии на автомобиль сил инерции в любом направлении (ускорение, торможение или опрокидывание) маятник датчика отклоняется от своего вертикального положения, и головка 19 своей плоскостью 20 воздействует на плоскость 24 собачки 16, последняя поворачивается вокруг оси 14 и своим острием 29 входит в зацепление с зубцом 30 диска 5, который прекращает свое вращение в направлении вращения вала, соответствующего вытягиванию ленты из устройства. В результате остановки диска
5 блокирующий механизм 4 срабатывает и стопорит вал, блокируя возможность выхода ленты из устройства.
При наличии некоторых неточностей между деталями блокирующего механизма собачка 16 своего V-образного изгиба 26 может несколько деформироваться, компенсируя эти неточности, а после каждого срабатывания механизма, ввиду своей упругости, принимает свое первоначальное полжение.
Предлагаемое устройство имеет два варианта монтажа его на транспортном средстве с разным направлением выхода ленты из устройства в вертикальной плоскости.
Это осуществляется за счет перестановки маятника на изогнутом стержне инерционного датчика путем поворота маятника на
180 вокруг его оси.
Изменяя угол наклона опорных поверхностей собачки и головки маятника, врзможно обеспечить установку аварийно-запирающегося устройства в автомобилях любой конструкции в определенном диапазоне выхода ленты ремня из устройства.
931530
Формула изобреьния
1. Аварийио-запирающееся втягивающее устройство ремня безопасности транспортного средства, содержащее корпус, в котором смонтирован вал для наматывания ленты ремня, блокирующий механизм с зубчатым диском и взаимодействующий с последним инерционный датчик, содержащий прикрепленнную к корпусу опору с подвешенным к ней маятником, состоящим из стержня с головкой и инерционной массы, закрепленной на нижнем конце стержня, и смонтированную на опоре поворотную собачку для взаимодействия с зубцами указанного диска и своей средней частью с верхним участком головки стержня, отличающееся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности устройства при одновременном исключении операций монтажа и демонтажа датчика при его регулировке, поверхность головки стержня выполнена сферической с верхним плоским участком, примыкающая к голсвке часть стержня выполнена в виде кольца с внутренней тороидальной поверхностью, сопряженного с головкой, причем внутренняя окружность кольца касательна к нижней точке сферы головки кольцо свободно насажено на изогнутый в своей средней части штифт, закрепленный в опоре, при этом внутренний радиус изгиба штифта соответствует радиусу сферы головки стержня, а собачка сопряжена с плоской настью головки стержня своим средним участком, плоскость которого совпадает с плоскостью верхнего участка головки.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения его установки в транспортном средстве с различными углами наклона вала к горизонтальной плоскости, средний участок собачки и плоскость
l5 верхнего участка головки стержня инерционного датчика выполнены перпендикуляирными к продольной оси стержня.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 4046332, кл. 242—
107.4, 1977 (прототип).
22
Рие. 7
Составитель Н. Пуголовкина
Редактор Ю. Ковач Техред А. Бойкас Корректор А. Дзятко
Заказ 3564 21 Типаж 715 Подписное
ВНИИХИ Государственного комитета СССР по делам Изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП сПатент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4