Устройство для комплексного контроля конических зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистическин
Республик
Оп КСАН ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ . К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
< 937985 (Я ) Дополнительное к авт. свид-ву (рр)Заявлено 31.12.80 (21) 3228762/25-28 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 23.06.82. Бюллетень ¹ 23
Дата опубликования описания 23.06.82 (5! )М. Кл.
G 01 В 5/20
3Ъеудерстеенный кемнтет
СССР аю делам нзабретеннй и открытий (53) У Д К 531,717. .2: 621.833 (088.8) (72) Авторы изобретения
К. С. Серов и А. А. Уваров.Московский ордена Трудового Красного Зн станкоинструментальный институт (7! ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ
КОНИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении, а именно к средствам дпя контроля зубчатых колес.:
Известно устройство дпя комплексного контроля зубчатых колес, работающее по схеме измерения рассогласования в движении контролируемой и образцовой кинематических цепей, возникающего из- а погрешностей контролируемой цепи. Уст ройство содержит два шпинделя, один из которых смонтирован в корпусе и на нем жестко закреплено измерительное зубчатое колесо и образцовый цилиндрический диск, а другой установлен на супорте, несет образцовый цилиндрический диск и предназначен для установки измеряемого зубчатого колеса, точную кинематичеокую цепь в BEllB системы образцовых цилиндрических дисков, охваченных беоконечной гибкой лентой, и преобразователь перемещений pl) .
Недостаток измерительного устройстванизкая точность измерений, обусловлен.- ная использованием в качестве образцовой кинематической цепи фрикционной цепи с бесконечной гибкой лентой, при работе которой имеет место проскальзывание ленты относительно роликов.
Кроме того, существуют технологические трудности в выполнении бесконечной ленты без соединительного шва.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является устройство дпя комплексного контроля конических зубчатых колес, содержащее станину, размещенный на ней привод, два концентрично расположенных шпинделя, один из которых предназначен дпя установки измеряемого колеса, а на другом, установленном неподвижно на станине, - закреплен цилиндрический образцовый диск, каретку, уотановленную в направляющих, перпендикулярных оси вращения этих шпинделей и размещенных в планшайбе, третий шпиндель с жестко закрепленным на нем измерительным колесом и цилиндрическим образцовым диском, установленный
3 9379 на каретке параллельно ее направляющим, попзун, установленный на каретке с возможностью перемещения перпендикулярно осям вращения двух первых шпинделей и связанный с гибкими JIBBTBMB с цилиндрическими образцовыми лисками, преобразователь угловых перемещений в виде зеркала, закрепленного на шпинделе измерительного колеса, осветителя и фотопреобразователя, закрепленных на ста- 10 нине, и. усилительно-регистрирующую аппаратуру (21
Недостатками устройства являются сложность конструкции, нестабильностьи низкая точность измерений кинематичес- 11 кой погрешности зубчатых колес, Это обусловлено тем, что каретка со шпинделем, несущим измерительное колесо и образцовый диск, и ползун, связанный гибкими лентами с образцовым диском, установлены на планшайбе и вращаются вместе с ней вокруг шпинделя с измеряемым колесом, вследствие чего, на результаты измерений сказываются экоцентриситет и биение торца планшайбы, д5 эксцентриситет оси шпннделя, установленного на каретке относительно оси вращения шпинделя с измеряемым колесом. (1ель изобретения — повышение ста30 бильности и точности измерений кинематической погрешности зубчатых колес и передач.
Указанная цель достигается, тем, что в устройстве для комплексного контроля конических зубчатых колес, содержащем станину, размещенный на ней привод, два концентрично расположенных шпинделя, один из которых предназначен дпя установки измеряемого колеса, а На другом закреплен цилиндрический образцовый
«40 диск, каретку, установленную в направляющих, перпендикулярно оси вращения этих шпинделей, третий шпиндель с жестко закрепленными на неМ измерительным ко» лесом и цилиндрическим образцовым дио- 4 ком, установленный на каретке параллельно ее направляющим, ползун, установленный на каретке с воэможностью перемещения перпендикулярно осям вращения двух первых шпинделей и связанный гибкими лентами с цилиндрическими образцовыми дисками, преобразователь угловых перемещений и усилительно-регистрирующую аппаратуру, направляющие каретки размещены непосредственно на -. станине, наружный шпиндель установлен в станине с возможностью вращательного движения вокруг своей оси, а преобразо85 ф ватель угловых перемещений выполнен в виде двух растровых дисков, закрепленных соответственно на двух концентрично расположенных шпинделях, осветителя и системы фотоприемников, закрепленных на станине и подключенных к усилитель но-регистрирующей аппаратуре.
На фиг. 1 представлено устройство, боковой разрез; на фиг. 2 - то же, вид сверху.
В станине 1 устройства установлены два концентрически расположенных шпинделя 2 и 3 (фиг. 1). Шпиндель 2 предназначен для установки измеряемого колеса, 4, а на шпинделе 3 закреплен образцовый цилиндрический диск 5.
По направляющим 6, перпендикулярным оси вращения шпинделей 2 и 3, выполненным в станине 1, перемещается каретка
7, несущая шпиндель 8, ось вращения которого параллельна направляющим каретки 7 и пересекает ось вращения шпинделей 2 и 3 под углом 900. На шпинделе 8 закреплены измерительное колесо 9 и образцовый цилиндрический диск 10. На противоположном конце шпинделя 8 закреплено зубчатое колесо 11, зацепляющееся с зубчатым колесом 12, закрепленным на валу привода 13, установленного на каретке 7.
На каретке 7 перпендикулярно направлению ее перемещения выполнены направляющие 14, по которым перемешается полэун 15, связанный гибкими лентами 16 и 17 с образцовыми цилиндрическими дисками 5 и 10, Ползун 15 и образцовые диски 5 и 10 образуют образцовую кинематическую цепь.
Измерительная часть устройства соотоит из преобразователя LB угловых перемещений и усилительно-регистрирующей аппаратуры (не показано).
Преобразователь 18 угловых перемещений устройства в ыполнен бесконтактным в виде двух растровых дисков
19 и 20, осветителя 21 и фотоприемника 22, подключенного к усилительно-регистрирующей аппаратуре.
Растровые диски 19 и 20 закреплены соответственно на шпинделях 2 и 3, т.е. на звеньях проверяемой и образцовой кинематических цепей.
Бесконтактный преобразователь . может быть выполнен на базе поляроидных дисков. В качестве источника света могут быть использованы ртутные лампы или лазеры.
5 9379
Устройство работает следующим обра зом.
На шпиндели 2 и 8 устанавливают соответственно измеряемое 4 и измерительное 9 колесо. На шпинделях 3 и 8 s закрепляют цилиндрические образцовые диски 5 и 10 в соответствии с передаточным отношением колес, предварительно установив в требуемом положении каретку 7.
Включают привод и усилительно-ре- 10 гистрирующую аппаратуру. Во время измерений при обкатке колес вследствие наличия погрешностей у измеряемого колеса 4 происходит рассогласование в движении контролируемой и образцовой 15 кинематических цепей. Возникающее угловое рассогласование в относительном расположении звеньев указанных цепей преобразуется в электрический сигнал с ,. помощью преобразователя 18. Сигнал, 2о снятый с преобразователя l8, подается на усилительно-регистрирующую аппаратуру.
Изобретение позволяет значительно 2s уменьшить габариты и вес измерительного устройства, повысить стабильность и точность измерений кинематической погреш« ности конических зубчатых колес и передач..Это достигается благодаря тому, что каретка, несущая шпиндель с измерительным колесом и ползун, перемещается по направляющим в станине, а не по направляющим во вращающейся планшайбе, как у известного, в результате чего габариты устройства получаются меньше и отсутствуют погрешности, которые связаны с наличием подвижной планшайбы. Предлагаемое устройство целесообразно использовать при раэработ<о ке приборов комплексного контроля кони ческих зубчатых колес и передач сред них и больших модулей.
85 6
Формула изобретения
Устройство для комплексного контроля конических зубчатых колес, содержащее станину, размещенный на ней привод, два концентрично расположенных шпинделя, один из которых предназначен для установки измеряемого колеса, а на другом закреплен цилиндрический обрм цовый диск, каретку, установленную в направляющих, перпендикулярно оси вращения этих шпинделей, третий шпиндель с жестко закрепленным на нем измерительным колесом и цилиндрическим образцовым диском, установленным на ка« ретке параллельно ее направляющим, ползун, установленный на каретке с возможностью перемещения перпендикулярно осям вращения двух первых шпинделей, и связанный гибкими лентами с цилиндрическими образцовыми дисками, преобразователь угловых перемещений и усилительно-регистрирующую аппаратуру, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с цепью повышения стабильности и точности измерений кинематической погрешности ,зубчатых колес и передач, направляющие каретки размещены непосредственно на станине, наружный шпиндель установлен с возможностью вращательного движения вокруг своей оси, а преобразователь ут ловых перемещений выполнен в виде двух растровых дисков, закрепленных соответ ственно на двух концентрично расположенных шпинделях, осветителя и системы фотоприемников, закрепленных на станине, и подключенных к усилительно-регистрирующей аппаратуре.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Авторское свидетельство СССР
No 729435, кл. 601 В 5/20, 1976.
2. Авторское свидетельство СССР
М420872, кл.5 01 В 5/20, 1 9 74 (прототип) .