Устройство для крепления редуктора несущего винта вертолета

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ РЕДУКТОРА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА, содержащее стержни, прикрепленные с одной c-fopoHbi к редуктору, а с другой - к фюзеляжу вертолета, при это каждый стержень со стороны его креп ления к фюзеляжу имеет сферическую посадочную поверхносал, размещенную в сферическом углублении 4иозёляжа и закрепленную в нем резьбовым стяжным элементом, расположенным в отверстии , выполненном в центре сферического углубления фюзеляжа, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью увеличения ресурса и уменьшения веса за счет обеспечения натягами сферическом соединении, диаметр сферической посадочной поверхности стержня вьтолнен больше диаметра сферического углубления зеляжа, а верхний край сферического углубления фюзеляжа лежит в плоскости, проходящей через центр сферы, причем сферическая посадочная поверхность стержня выпол-: йена за одно целое с резьбовым стяжным элементом.

.. SU„946113

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

Е) 4 B 64 С 27/12. В 64 0 27/26

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР пО делАм изОБРетений и ОтнРытий

М

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 2984558/40-23 (22) 22.09,80. (46) 07.10.86, Бюл. В.37 (72) А.М.Блок, З.Е.Шнуров, Г.С.Васильев и В.А.Иванов (53) 629,7.035.62(088.8) (56) Данилов В.А. и др. Вертолет

ИИ-8. М., 1979, фиг.б 11, >1aintenance instructions model

"Sikorsky Б-58", Helicopter, USAF,.

1960, hand book 4, р. 18-20, fig.4-10. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ

РЕДУКТОРА НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА, l содержащее стержни, прикрепленные с одной стороны к редуктору, а с другой — к фюзеляжу вертолета, при этом каждый стержень со стороны его крепления к фюзеляжу имеет сферическую посадочную поверхносч ь, размещенную в сферическом углублении фюзеляжа и закрепленную в нем резьбовым стяж- ным элементом, расположенным в отверстии, выполненном в центре сферического углубления фюзеляжа, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью увеличения ресурса и уменьшения веса за счет обеспечения натяга-в сферическом соединении, диаметр сферической посадочной поверхности стержня выполнен больше диаметра сферического углубления фюзеляжа, а верхний край сферического углубления фюзеляжа лежит в плоскости, проходящей через центр сферы, причем сферическая посадочная поверхность стержня выполнена за одно целое с резьбовым стяж-

:ным элементом.

946113

Изобретение относится к области авиационной техники.и касается выпол-. нения устройств для крепления редук-. тора несущего винта вертопета.

Известно устройство для крепле- 5 ния редуктора несущего винта вертолета, выполненное в виде стержней, прикрепленных с одной стороны к редуктору, а с другой стороны к фюзеляжу вертолета. Крепление стержней к фюзеляжу выполнено с помощью верти-. кально расположенных стяжных болтов, под головки которых установлены по две сферические шайбы для предотвра" щения перекосов.

Основной недостаток такого крепления состоит в тоь, -что для предот— вращения развития фрикционной коррозии на сопряженных поверхностях стержня и фюзеляжа, необходимо увеличить усилие затяжки стяжного болта в 3-4 раза по сравнению с действующими статическими нагрузками, что приводит к увеличению его размеров.

Другим недостатком является то, что болт работает не только на растяжение„ но и на срез, что также приводит к увеличению его размеров.

Кроме того, технологически трудно обеспечить параллельность стыковочных поверхностей четырех стержней, образующих форму, относительно плоскости фюзеляжа. Отклонения от параллельности вызывают при сборке дополнительные неконтролируемые монтажные 35 напряжения.

Известно также устройство для крепления редуктора несущего винта вертолета, содержащее стержни, прикрепленные с одной стороны к редуктору, а с 40 другой - к фюзеляжу вертолета, при этом каждый стержень со стороны его крепления к фюзеляжу имеет сферическую посадочную поверхность, размещенную в сферическом углублении фюзеляжа 45 .. и закрепленную в нем вертикально расположенным стяжным болтом, расположенным в отверстии, выполненном в центресферического углубления фюзеляжа, причем плоскость, проходящая через 50 край сферического углубления фюзеляжа, проходит значительно ниже центра сферы, а болт в отверстии фюзеляжа установлен без зазора, причем под головкой болта установлена сфериче- 55 акая шайба.

Выполнение сопряженных поверхностей подкосов и фюзеляжа сферическими позволяет уменьшить развитие фрикционной коррозии. Однако высота сопряженных сегментов сферических поверхностей в несколько раз меньше диаметра сферической поверхности. Это приводит к тому, что для уменьшения развития фрикционной коррозии на сопряженных сферических поверхностях необходимо увеличивать усилие затяжки болтов в 3- 4 раза по сравнению с действующими статическими нагрузками. Это приводит к увеличению размеров и массы болта и не полностью устраняет возможность появления фрикционной коррозии.

Целью изобретения является увеличение ресурса и уменьшение веса за счет обеспечения натяга в сферическом соединении. Это достигается тем, что в устройстве для крепления редуктора несущего винта вертолета, содержащем стержни, закрепленные к редукторуи фюзеляжу, причем сопряжение стер- жней с фюзеляжем выполнено по сферическим поверхностям, диаметр сферической посадочной поверхности стержня выполнен больше диаметра сферического углубления фюзеляжа, а верхний край сферического углубления фюзеляжа лежит в плоскости, проходящей через центр сферы, причем сферическая посадочная поверхность стержня выполнена за одно целое с резьбовым стяжным элементом.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг.2— узел I фиг.1; на фиг. 3 — узел ХХ на фиг.1 (крепление стержня с регулирующим его длину устройством); на фиг.4— взаимное положение деталей после запрессовки и характер изменения величины упругих деформаций.

Устройство для крепления редуктора несущего винта вертолета представ1 ляет собой дважды статически неопределимую пространственную систему и состоит из восьми стержней: шести стержней 1 и двух регулируемых по длине стержней 2. Каждый стержень 1 и 2 крепится к фюзеляжу 3 и редуктору 4 самостоятельно.

Стержни 1 и 2 со стороны крепления к фюзеляжу 3 имеют сферическую посадочную поверхность 5, размещенную в сферическом углублении 6 вкладыша 7 фюзеляжа, выполненную за одно цело . с резьбовым стяжным элементом 8, диаметр которого меньше диаметра отверстия 9, выполненного в центре сферического углубления 6 вкладыша 7 фюзеляжа 3 °

Стяжной элемент прикреплен к фюзе.ляжу 3 гайкой t0 под которую проло- 5 жены сферические шайбы 1 1, 12, предназначенные для устранения напряжений изгиба, возникающих в стяжном элементе 8 при затягивании гайки 10 вследствие произвольного положения оси стержня 8 относительно опорной плоскости 13 фюзеляжа 3.

Диаметр сферической посадочной поверхности 5 стержней 1 и 2 выполнен больше диаметра сферического углуб- <5 ления 6 фюзеляжа. Величина натяга в сферическом. соединении выбрана такой, что силы трения, возникающие при запрессовке сопряженных поверхностей, быпи больше действующих 20 внешних нагрузок.

Стержни 2, придающие пространственной системе статическую неопределимость, имеют узлы регулировки по длине для изменения расстояния между точками крепления на фюзеляже и редукторе. Эти стержни выполнены разъемными. Узел регулировки их длины имеет ухо 14, вилку 15 и ступен,чатый болт 16, средняя шейка 17 ко- ЗО торого имеет эксцентриситет относительно общей оси болта 16.

Диапазон регулировки длины стержней равен удвоенному эксцентриситету средней шейки 17 относительно оси болта 16. Вращением болта 16 достигается необходимая длина стержня, после чего болт стопорится штифтом

18. Это позволяет подбирать цлину двух стержней при сборке фермы в зависимости от конкретного положения редуктора, установленного на шести стержнях, в пространстве.

При сборке сферическая посадочная поверхность 5 самоустанавливается zio

946113 4 ловерхности сферического углубления

6 в фюзеляже 3. При вращении гайки

10, благодаря наличию сферических шайб 11и 12, стяжной элемент 8 опускается параллельно самому себе на величину h и угловых перемещений сферической поверхности 5 не возникает. Момент затяжки гайки 10 определяется иэ условия нераскрытия стыка от вертикальной составляющей P

V внешней нагрузки.Р, действующей по оси стержней 1, 2, и поэтому стяжкой элемент 2 будет иметь небольшой вес.

Как видно, величина упругих деформаций после запрессовки до приложения усилия затяжки (заштрихованная зона на фиг.4) изменяется от максимальных значений на поверхности А до нуля на поверхности Б.

Основным рабочим участком является участок У,, где угол между касательной к сферической поверхности 5 и осью стяжного элемента 8 меньше нли равен углу трения (при Ч = 0,15,:

0=8).

На этом участке происходит заклинивание сопряженных поверхностей, так как t:g + Ч.

После, запрессовки и до приложения усилия затяжки упругие деформации сопряженных поверхностей на участке .

7 плавно уменьшаются до нуля и, следовательно, также уменьшаются и вертикальные составляющие сил реакции, что позволяет удерживать детали в запрессованном состоянии sa счет их заклинивания на участке !

Эффект от реализации изобретения заключается в том, что выполнение сферического сочленения с натягом исключает появление фрикционной коррозии, что увеличивает ресурс, кроме того, снижается вес конструкции за счет .уменьшения размеров стяжного элемента, который воспринимает вертикаль-." ные.составляющие внешней нагрузки.

946113

Редактор О.Юркова

Корректор Л. Патай

Техред И.Попович

Заказ 5452/1 ,/

Подписное

Тираж 403

ВНИИПИ Государственйого комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035,Москва,Ж-35,Раушская наб., д..4/5