Колесное транспортное средство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(72) Авторы нзобретення
А.А. Шавель, В.В. Яцкевич, А.Т. Скойбеда, Ю.Е.Атаманов, Е. Н. Козлов, В.И. Яцковский, П. Н. Степанюк;-В-:Н.flpoxoров (54) КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
1 .Изобретение относится к колесным транспортным средствмм, преимущественно тракторам.
Известно колесное транспортное средство, содержащее основной ведущий 5 мост с механизмом блокировки дифференциала, выполненным в виде муфты с гид.роцилиндром ее включения, передний ведущий мост, раздаточную коробку с зубчатым рядом постоянного зацепления, ведущая шестерня которого установлена на приводном валу основного ведущего моста, а ведомая посредством фрикционной муфты с гидроцилиндром ее включения связана с приводным валом переднего ведущего моста, и гидросистему, состоящую из гидроусилителя рулевого управления, первого управляемого золотникового распределителя; вход Которого связан гидролинией с го ,.источником давления рабочей жидкости, а первый и второй выходы - соответственно со сливом и управляющей полостью гидроцили,дра включения муфты зубчатого ряда, кулачковой муфты, установленной на приводном валу, подвижный элемент которой ки нема ти че с к и связан с золотником первого распределителя, второго управляемого золотникового распределителя, первый вход которого связан гидролинией со вторым выходом первого распределителя, а первый и второй выходы соответственно со сливом и управляющей no" лостью гидроцилиндра включения муфты механизма блокировки дифференциала, прИ этом торцы золотника второго рас" пределителя связаны соответственно гидролинией с гидроусилителем рулевого управления и кинематически с рыча.гом ручного управления (11.
Недостатком известного транспортного средства является то, что оно не обеспечивает получение минимально возможных радиусов поворота при указанной схеме привода колес (задние
948704
Э основные ведущие колеса), передние (дополнительные) управляемые. колеса автоматически отключаются на повороте от трансмиссии основного ведущего моста.
Цель изобретения - повышение маневренности транспортного средства.
Поставленная цель достигается тем, что транспортное средство снабжено дополнительным зубчатым рядом постоянного зацепления, ведущая и ведомая шестерни которого установлены на соответствующем приводном вале, и дополнительной муфтой с гидроцилиндром ее включения для связи ведомой шестерни упомянутого ряда с приводным валом переднего ведущего моста и дополнительным источником давления рабочей жидкости, связанным через первый и второй распределители с управляющей полостью гидроцилиндра включения дополнительной муфты, при этом последние выполнены четырехпозиционными.
io
15 м
При прямолинейном движении транспортного средства и буксовании колес основного моста 1 выше допустимого фрикционная муфта 3 подключает передний ведущий мост 2 в тяговый режим. При этом кулачковая муфта, размыкаясь, перемещает золотник распределителя 11, который сообщает источник давления. 21 с силовым цилиндром 19 и разобщает силовой цилиндр
20 от гидромагистрали 24, а золотник 15 разобщает гидромагистраль 24 от источника давления 22.
При повороте управляемых колес увеличивается рассогласование угловых скоростей колес основного и переднего ведущего мостов и, когда на колесах дополнительного ведущего моста 2 появится отрицательная сила тяги, кулачковая муфта 10 замыкается, золотник распределителя 11 перемещается и сообщает гидроцилиндр 19 со сливом, а гидроцилиндр 20 — с гидромагистралью 24. При этом фрикционная
На чертеже изображено транспортное средство со схемой привода колес переднего ведущего моста на повороте.
Транспортное средство содержит основной 1 и передний 2 ведущие мосты, которые связаны между собой межосевым приводом, содержащим гидрЬуправляемые фрикционные муфты 3 и 4, ведомый вал которых 5 связан с передним ведущим мостом, а ведущие обоймы которых 6 и 7 зубчатыми передачами 8 и 9 связаны с основным ведущим мостом. Фрикционная муфта 3 по" средством кулачковой муфты 10 связана с первым управляемым золотниковым распределителем ll переднего моста.
Управление фрикционной муфтой 4 осуществляется управляемым золотниковым распределителем 12, управляющая полость которого связана с источником давления 13. текучей среды гидроусилителя 14 рулевого управления. Давление источника пропорционально усилию поворота управляемых колес. Распределитель 12 содержит золотник 15 поджимаемый пружиной 16, натяжение которой изменяется в процессе перемещения штока 17 и рычага 18, который дополнительно служит для принудитепьного управления распределителем. Распределители, гидроцилиндры
19 и 20 фрикционных муфт, источники давления 13, 21 и 22 связаны между собой гидромагистралями 23, 24, 25 и 26, муфта З.разобщает передний ведущий мост от основного моста. Одновременно на повороте увеличивается давление, развиваемое источником 13 и при превышении усилия на золотник 15 со стороны рулевого управления по сравнению с усилием пружины 16 золотник 15 перемещается и сообщает гидромагистраль
24 и гидроцилиндр 20 с источником давления 22. В результате этого фрикционная муфта 4 замыкается, а колеса переднего ведущего моста 2 становятся забегающими и подключаются в тяговый режим, обеспечивая уменьшение радиуса поворота транспортной машины. Угол поворота управляемых колес, при котором происходит переключение фрикционных муфт, а, следовательно, и изменение передаточного числа в приводе колес дополнительного ведущего моста, может изменяться за счет регулирования предварительного усилия сжатия пружины 16.
Таким образом осуществляется повышение маневренности транспортного средства за счет подключения переднего ведущего моста в тяговый режим. формула изобретения
Колесное транспортное средство, содержащее основной ведущий мост с механизмом блокировки дифференциала, выполненным в виде муфты с гидроцилиндром ее включения, передний веду948704 щий мост, раздаточную коробку с зубчатым рядом постоянного зацепления, ведущая шестерня которого установлена на приводном валу основнопо ведущего моста, а ведомая посредством фрикционной муфты с гидроцилиндром ее включения связана с приводным валом переднего ведущего моста, и гидросистему, состоящую из гидроусилителя рулевого управления, первого управ- 30 ляемого золотникового распределителя, вход которого связан гидролинией с источником давления рабочей жидкости, а первый и второй выходы - соответ.— ственно со сливом и управляющей по- 15 лостью гидроцилиндра включения муфты зубчатого ряда, кулачковой муфты, установленной на приводном валу, подвижный элемент которой кинематически связан с золотником первого распреде- рв лителя, второго управляембго золотникового распределителя, первый вход которого связан гидролинией с вторым выходом первого распределителя, а первый и второй выходы - соответственно zs со сливом и упраляющей полостью гидроцилиндра включения муфты механизма блокировки дифференциала, при этом торцы золотника второго распределителя связаны соответственно гидролинией с гидроусилителем рулевого управления и кинематически - с рычагом ручного управления, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения ма" невренности транспортного средства на поворотах, оно снабжено дополнительным зубчатым рядом постоянного зацепления, ведущая и ведомая шестерни которого установлены на соответствующем приводном валу, и дополнительной муфтой с гидроцилиндром ее включения для связи ведомой шестерни упомянутого ряда с приводным валом переднего ведущего моста и дополнительным источником давления рабочей жидкости, связанным через первый и второй распределители с управляющей полостью гидроцилиндра включения дополнительной муфты, при этом последние выполнены четырехпозиционными.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке М 2899043/27-11, кл. В 60 К 17/20, 25. 03.80 (прототип).