Устройство для крепления запасных колес на транспортном средстве
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соеетскик
Социалистических
Республик
{11) 950577 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 29. 12 ° 80 (21) 3262332/27-11 (51) М. Кл.з с присоединением заявки №
В 62 D 43/02
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет
Опубликовано 150882. Бюллетень ¹ 30
t j3) УДК 629.113.
° 012.38(088.8) Дата опубликования описания 15.08.82 (72) Авторизобретения
В.Ф.Науменко
Одесский филиал Всесоюзного института по проектированию организации энергет строительства Оргэнергострой (71) Заявитель ческрго ..
1 iJ>i:,: (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЗАПАСНЫХ
КОЛЕС HA ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ
Изобретение относится к транспорту, а именно к устройствам для крепления колес на многоосном транспортном средстве.
Наиболее близким к изобретению по техническому решению является устройство для крепления запасных колес на транспортном средстве, содержащее поворотно закрепленный на кузове вокруг горизонтальной оси держатель с основанием и торцовыми стенками, шарнирно связанными с упомянутым основанием, и механизм фиксации держателя. Основание держателя выполнено из двух частей, снабженных шарнирами, обеспечивающих поворот указанных частей держателя 513.
Недостатком известной конструкции является сложное конструктивное выполнение устройства, в частности его держателя, а также значительная трудоемкость снятия и установки к{злес.
Цель изобретения — повышение удобства пользования и упрощение конструкции.
Цель достигается тем, что дер жатель выполнен в виде равноплечего коромысла, а его основание— .в виде пластины, изогнутой по краям с радиусами, соответствующие ра диусам транспортируемых колес.
На фиг.1 изображено устройство для крепления двух запасных колес на кузове транспортного средства в транспортном положении и в положении съема одного иэ колес (пунктирными линиями); на фиг.2 разрез A-A на фиг.1.
Устройство содержит неподвижный кронштейн, выполненный в виде плиты 1, закрепленной на транспортном средстве. Плита 1 снабжена горизонтальной осью 2, на которой смонтирован поворотный держатель 3, выполненный в виде равноплечего коромысла, а его основание 4 снабжено торцовыми стенками 5 и выполнено в виде пластины, изогнутой по краям с радиусами соответствующими радиусам транспортируемых колес 6 и 7, расположенных в держателе последовательно и вертикально. Поскольку держатель выполнен в виде равноплечего рычага, т.е. ось 2 размещена на продольной оси симметрии держателя, возможен поочередный наклон последнего в ту или иную сторону при расфиксации держателя. Стенки 5 держателя шар950577
30 нирно соединены с основанием, причем шарнир крепления стенок расположен на изогнутой части основания. Верхняя кромка каждой торцовой стенки снабжена шарнирно-рычажным замком 8, исключающим ее самопроизвольное откидывание. Держатель снабжен механизмом фиксации, выполненным в виде подпружиненного пружиной 9 стопора 10, а на плите 1 выполнено ответное отверстие ll соосное оси стопора 10.
При необходимости замены запасного колеса производят расфиксацию держателя путем вывода стопора 10 иэ отверстия 11, при этом необходимо потянуть на себя стопор и приложить усилие на держателе 3, направленное вниз со стороны колеса, которое необходимо снять, например со стороны колеса 6 .(фиг.1) ° Поскольку 20 держатель уравновешен за счет симметричного расположения оси 2 между запасными колесами, то под действием незначительного усилия держатель 3 повернется и, достигнув on- 25 ределенного наклонного положения (в зависимости от клиренса транспортного средства), снова автоматически эафиксируется механизмом фиксации.
Для вывода, например колеса 6 из держателя, расположенного наклонно, необходимо потянуть вверх рычаг 12 замка 8, при этом стенка 5 откидывается до соприкосновения с дорогой, а колесо выкатывается иэ держателя по указанной стенке 5 (фиг.1 пунктирные линии). После замены колеса другое, вышедшее из строя колесо, закатывают по стенке 5 на освободившееся место в полость держателя, при40 чем самопроИэвольному выкатыванию колеса иэ держателя препятствует размещение шарнира боковой стенки на изогнутом участке основания 4 держателя. Расфиксировав держатель, прикладывают на него небольшое усилие, направленное вверх, возвращая его в горизонтальное положение, в котором фиксируют снова.
При необходимости снять другое колесо, например колесо 7, поступают аналогичным образом, наклоняя держатель в другую сторону.
Указанная конструкция проста в изготовлении, надежна и эффективна, особенно при эксплуатации многоосных транспортных средств.
Формула изобретения
° Устройство для крепления запасных колес на транспортном средстве, содержащее поворотно закрепленный на кузове вокруг горизонтальной оси держатель с основанием и торцовыми стенками, шарнирно связанными с упомя- . нутьик основанием, и механизм фиксации держателя, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения удоб ства пользования и упрощения конструкции, держатель выполнен в виде равноплечего коромысла, а его основание — в виде пластины, изогнутой по краям с радиусами, соответствующими радиусам транспортируемых колес. !
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Франции 9 1211915, кл. В 62 D, 1960 (прототип).
950577
Фиг.Я
Составитель M.AHòðoïîâà
Редактор A.Õèì÷óê Техред М.Надь Корректор A.éçÿòêî
Заказ 5871/19 Тираж 682 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4