Рулевая колонка транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А H И Е ()962078
ИЗОВРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 31.03.81 (2!) 3268986/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .
В 62 D 1/18
Гесударстееккмй кемктет
СССР (53) УДК 629.113. .014.5 (088.8) Опубликовано 30.09.82. Бюллетень №36
Дата опубликования описания 05.10.82 кв аелам кзебретеиий и еткрмтий (72) Авторы изобретения
В. В. Дакимович, Х. Н. Максутов и П. А. Сте ко
11, т
4с и (71) Заявитель (54) РУЛЕВАЯ КОЛОНКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств, преимущественно тракторов и автомобилей.
Известна рулевая колонка транспортного средства, содержащая кронштейн с зубчатыми секторами, шарнирно установленные и попеременно зацепляющиеся с соответствующими зубчатыми секторами стопорные элементы с шипами, удерживаемые в зацеплении посредством упругой связи, и устройство вывода стопорных элементов из зацепления (1).
Недостатками известной рулевой колонки являются ее сложность вследствие наличия больного количества деталей, что ведет к увеличению трудоемкости изготовления и сборки и ухудшает компоновку рулевой колонки на транспортном средстве, и также неудобство управления транспортным средством, так как для перевода рулевой колонки из одной позиции регулирования в другую, обеспечивающую наиболее удобное ее положение, необходимо участие обеих рук водителя, одной — для вывода стопоров из зацепления рычагом и его удержания, а второй — для установки в это время колонки в, необходимое положение.
Цель изобретения — упрощение конструкции рулевой колонки и улучшение удобст в управления транспортным средством.
Указанная цель достигается тем, что в стопорных элементах выполнены пазы, рас5 положенные над шипами, устройство вывода стопорных элементов из зацепления выполнено в виде планки, установленной в упомянутых пазах с возможностью углового перемещения, и жестко связанного с ней рычага, а упругая связь выполнена в виде пружины, расположенной между стопорными элементами и закрепленной одним концом на планке, а другим — на кронштейне, прн этом упомянутый кронштейн жестко связан с остовом транспортного средства.
15 Применение в рулевой колонке стопорных элементов, не связанных непосредственно с корпусом колонки, устройства вывода их из зацепления в виде планки с рычагом и упругой связи в виде пружины растяжения вместо пружин сжатия с опорными шайбами отдельно для каждого стопорного элемента позволяет уменьшить количество деталей и значительно упростить ее конструкцию.
На фиг. 1 показана предлагаемая рулевая колонка в одном из зафиксированных
962078
Формула изобретения
3 положений; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид по стрелке Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез  — В на фиг. 3.
Рулевая колонка состоит из корпуса 1, в котором установлено рулевое колесо 2.
Нижний конец корпуса 1 снабжен вилкой 3, 5 при помощи которой посредством шарнирных пальцев 4 колонка опирается на кронштейн 5. Боковые стороны кронштейна 5 имеют зубчатые секторы б, зацепляющиеся попеременно шипами 7, и стопорные элементы 8, шарнирно установленные на вилке 3 при помощи осей 9. Стопорные элементы 8 удерживаются попеременно в зацеплении пружиной 10, расположенной между стопорными элементами посредством планки 11, с рычагом 12, установленной в пазах 13 сто-1 порных элементов 8.
Для установки рулевой колонки в необходимое положение стопорные элементы 8 выводятся из зацепления рычагом 12. После выбора угла наклона колонки рычаг 12 отпускается и один из шипов 7 стопорных эле- 20 ментов 8 входит в зацепление с соответетвующим зубчатым сектором б.
Улучшение удобства управления транспортным средством достигается тем, что в у данной конструкции рулевой колонки кронштейн с зубчатыми секторами располагается на неподвижной части колонки, а стопорные элементы с планкой и рычагом для вывода из их зацепления связаны с откидывающейся частью колонки. При этом рычаг может быть использован в качестве рукоятки для изменения угла наклона рулевой колонки, т.е. весь процесс смены позиции регулирования выполняется одной рукой.
Использование изобретения позволяет уменьшить трудоемкость изготовления и сборки рулевой колонки и улучшить ее компоновку на транспортном средстве, а также повысить удобство управления транспортным средством, снизить утомляемость водителя и увеличить безопасность работы.
Рулевая колонка транспортного средства, содержащая кронштейн с зубчатыми секторами, шарнирно установленные и попеременно зацепляющиеся с соответствующими зубчатыми секторами стопорные элементы с шипами, удерживаемые в зацеплении посредством упругой связи, и устройство вывода стопорных элементов из зацепления, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции рулевой колонки и улучшения удобства управления транспортным средством, в стопорных элементах выполнены пазы, расположенные над шипами, устройство вывода стопорных элементов из зацепления выполнено в виде планки, установленной в упомянутых пазах с возможностью углового перемещения, и жестко связанного с ней рычага, а упругая связь выполнена в виде пружины, расположенной между стопорными элементами и закрепленной одним концом на планке, а другим — на кронштейне, при этом упомянутый кронштейн жестко связан с остовом транспортного средства.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США Мо 3421385, кл. 74 †4, 1969 (прототип).
962078
И
Составитель В. Ионова.
Редактор Л. Горбунова Техред А. Войкас Корректор М. Шароши
Заказ 7077/26 Тираж 682 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал 11EIII <Патент», г. Ужгород, ул. Прбектная, 4