Самоходный каток
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Реслублик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 03. 12. 80 (21) 323б308/29-33 (5$) М. Кд.з с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—
Е 01 С 19/28
Е 01 С 19/41
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 23.10.82. Бюллетень ¹ 39
Дата опубликования описания 23. 10. 82
153) УДК 625.084 (088. 8) В. Ф. Котуков, A. Е. дубровин, A. В. Фролов В. A. ждал я ЛЛЕ!ЛноТЕХНИЧЫКАЯ
ВИБ1ИОИИЛ (72) Авторы изобретения (71) Заявитель
Саратовский политехнический институт (54) САМОХОДНЫЙ КАТОК
Изобретение относится к машинам для уплотнения строительных материалов при сооружении и ремонте автомобильных дорог и аэродромов, Известны самоходные катки, содер-, жащие установленный на раме валец и привод его рабочего движения (1).
Наиболее близким к предлагаемому является самоходный каток, содержащий установленный на раме посредством оси валец в виде цилиндрической обечайки с зубчатым венцом в ее полости и привод вибрационного и импульсно-вращательного движения вальца (23.
Недостат ком из в ест ного самоходного катка является малая производительность и низкое качество уплотнения.
Цель изобретения — повышение производительности самоходного катка и улучшение качества уплотнения.
Поставленная цель достигается тем, что в самоходном катке, содержащем установленный на раме посредством оси валец в виде цилиндрической обечайки с зубчатым венцом в ее полости и приводом вибрационного и импульсновращательного движения вальца, привод выполнен .в виде кривошипно-коромыслового механизма с ведущей шестерней, закрепленной на оси коромысла и шатуна посредством управляемой муфты, причем свободный конец коромысла шарнирно соединен с осью дельца, а рама выполнена с шарнирно соединенной и подпружиненной балкой, на которой закреплена ось кривошипа.
На фиг. 1 изображен самоходный каток, общий вид; на фиг. 2 — разрез
A-A на фиг..1.
Самоходный каток содержит раму 1, силовой агрегат 2, ведбмый 3 и ведущий 4 вальцы. Ведущий валец 4 выполнен в виде цилиндрической обечайки 5 с зубчатым венцом б и связан с рамой 1 посредством оси вальца 7. Привод его осуществляется от силового агрегата 2 через кривошипно-ксромысловый механизм, состоящий из кривошипа 8, шатуна 9 и коромысла 10. Причем коромысло 10 шарнирно связано с осью вальца 7 и несет несущую шестерню 11 установленную на оси коромысла и шату- на 12. На последней смонтированы два ведущих элемента 13 и 14 механизма свободного хода (MCX) и две муфты 15, управляемые поршнями 16 . Ведомым элементом механизма свободного хода служит ведущая шестерня 11. Между ве968136 дущими и ведомым элементами механизма свободного хода расположены два ряда клинящих роликов 17. Рама 1 самоходного катка выполнена как.одно целое с шарнирно соединенной и подпружиненной упругими элементами 18 балкой 19, на которой закреплена ось кривошипа 20.
Каток работает следующим образом.
Кривошип 8, движение которому передается от силового агрегата 2, 10 через шатуны 9 сообщает вращательные колебания коромыслу 10. В нейтральном полоЖении ведущая шестерня 11 при свободном вращении не передает движение на ведущий валец 4.
Движенйе катка осуществляется после подачи жидкости или сжатого воздуха к одноМу из поршней, например к левому пОрШню 16. Последний с помощью муфты,"Ц жестко довязывает левый ведущий элемент 13 с осью коромысла и шатуна 12.. При движении коромысла
10 в одну сторону, например по часовой стрелке, клинящие ролики 17
"клинят" ведуь|ую шестерню 11 и ве25 дущий валец 4 совместно с коромыслом
10 поворачивается на некоторый угол по часовой стрелке и каток перемещаетея вперед. Йрн обратном движении коромысла 19 происходит расклинивание ведущей шестерни 11 и она свобод- но вращается относительно оси коромыс. ла и ща уна 12. При подаче жидкости ийи сей"ого воздуха к другому, например, к правому поршню 16, последний жестко Фвязывает ось коромысла и ша- З5 туна 12 с правым вецущим элементом 14 °
В этом случае заклинивание ведущей шестерни 11 происходит при движении коромысла 18 в обратном направлении и ведущий валец 4 получает вращение 40 в обратяом направлении, вызывая движение катка .в противоположную сторону.
При движении катка шатун 9 воздействует с переменной силой на балку 19, сообщая ей вращательные колебания, : 4 которые через ведущий 4 и ведомый 3 вальцы передаются на уплотняемый материал. Причем, чем больше амплитуда колебаний балки 19, тем меньше размах колебательных движeHHR KopoMblcJIB 10, а значит и скорость движения самоходного катка и наоборот, что приводит к тому, что ка менее плотных участках уплоэн@рмого материала скорость само- . ходного катка автоматически снижается, а амплитуда колебаний балки 19 увеличивается, так как в этом случае увеличиваются усилия,,развиваемые шатунами. A на бблее плотных, т.е. уплотненных участках скорость самоходного катка увеличивается, а амплитуда колебательных движений балки 19 уменьшается.
Амплитуда колебаний балки 19, при реизменной возмущающей силе, обратно пропорциональна жесткости упругих элементов 18. Поэтому изменение скорости движения катка достигается путем изменения жесткости упругих элементов 18 например за счет изменения давления сжатого воздуха или жидкости, подаваемых в них.
Предлагаемый самоходный каток повышает производительность машины и улуч шает качество уплотнения.. Это происхюдит вследствие того, что на менее уплотненных участках скорость самоходного катка автоматически снижается, а амплитуда колебательных движений балки возрастает и наоборот, более уплотненные учаски каток проходит с более высокой скоростью.
Формула изобретения
Самоходный каток, содержащий установленный на раме посредством оси валец в виде цилиндрической .обечайки с зубчатым венцом в ее полости и приводом вибрационного и импульсно-вращательного движения .вальца, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения производительности и качества уплотнения за счет автоматического регулирования скорости передвижения в зависимости от степени уплотнения . материала, йривод выполнен в виде кривошипно-коромыслового механизма с ведущей шестерней, закрепленной на оси коромысла и шатуна. посредством управляемой муфты, причем свободный конец коромысла шарнирно соединен с осью вальца, а рама выполнена с шарнирно соединенной и подпружинейной балкой, на которой закреплена ось кривошипа. .Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Франции М 1240685, кл. E 01 С, опублик, 1959.
2. Авторское свидетельство СССР
9 802441, кл. Е 01 С 19/41, 1979 °
9б 813б
Составитель A Пивоваров
Редактор Н. Рогулич Техред М.Рейвес Корре кто М. Коста
Заказ 8048/43 Тираж 559 Подписное
BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. П : ектная,