Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соаетскик
Социалистических
Республик
< >974093 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 18.05. 81 (21) 3287373/25-28 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 151182. Бюллетень №42
Дата опубликования описания 15.1182
Р1 М К з
G 01 В 5/06
Госуларственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий (53) УДК 5 31. 717 (088. 8) A.Â. Воронин, Б.Н. Вардашкин, В.И. Харитонов, A,È. Снимщиков, С.A. Воронин, П.И. Рябушкин и И. A. Булавин (72) Авторы изобретения
Московский автомеханический институт и Моско ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции
Трудового Красного Знамени автомобильный эав им. И. А ° Лихачева (71) Заявители (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЛЩИНЫ КОМПЕНСАТОРА
ПРИ СБОРКЕ РЕДУКТОРА в — э к + —, — к, Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологии сборки агрегатных узлов, и может быть использовано для определения толщины компенсатора, устанавливаемого в редуктор на вал-шестерню между внутренним кольцом переднего конического роликоподшипника и распорной втулкой, Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора, заключающийся в том, что внутренние кольца подшипников с сепараторами и роликами и распорную втулку между ними устанавливают на валу-шестерне, прикладывают к внутренним кольцам осевую нагрузку, измеряют изменение расстояния между кольцами, устанавливают на вал-шестерню корпус редуктора с за-. прессованными в нем наружными кольцами подшипников, нагружают подшипники осевой нагрузкой, меньшей по величине первой нагрузки, задают вращение корпусу редуктора и измеряют расстояние между торцами распорной втулки и одного из внутренних колец подшипников (1).
Недостатком известного способа является то, что при измерении внутренине кольца с натягом устанавливают на валу-шестерне, а одно иэ них дважды снимают с вала-шестерни и устанавливают вновь, что требует соответствующей оснастки, снижает производительность и, в конечном счете, повышает трудоемкость определения толщины компенсатора. Кроме того, корпус редуктора в сборе с валом-шестерней имеет большую массу, что также увеличивает трудоемкость измерений.
Цель изобретения — уменьшение трудоемкости определения толщины компенсатора.
Эта цель достигается тем, что используют технологический вал-шес— теряю из того же материала и тех же размеров, что и вал-шестерня для обеспечения скользящей посадки на него внутренних колец подшипников, и иэмеряют до сборки редуктора диаметры отверстий внутренних колец подшипников и соответствующих посадочных поверхностей на валу-шестерне, а толщину компенсатора определяют по формуле
9740.93 где A — расстояние между торцами распорной втулки и одного из внутренних колец подшипников, С вЂ” изменение расстояния между внутренними кольцами, D u D — диаметры посадочных пол Ф верхностей на валу-шестерне, D u D — диаметры отверстия саЯ. ответствующих внутренних колец, k и К вЂ” коэффициенты, учитывающие изменение монтажной высоты подшипников гри 15 напрессовке их внутренних колец на вал-шестерню, д и С1 — углы конуса беговых дорожек внутренних колец. Я3:
На фиг. 1 изображена схема измерения изменения расстояния между кольцами подшипников, установленных вместе с распорной втулкой на валу-шестерне, под осевой нагрузкой; на 25 фиг. 2 — схема измерения расстояния между торцами распорной втулки и одного из внутренних колец подшипников на валу шестерне в.сборе с корпусом редуктора под осевой нагрузкой 3О и при вращении корпуса.
Способ осуществляют следующим образом.
Внутренние кольца 1 и 2 с ролика- 35 ми 3 и 4 и распорную втулку 5 устанавливают по скользящей посадке на технологическом валу-шестерне б, закрепленному на измерительном столике 7. С помощью ползуна 8 приклады-4П вают к кольцу 2 осевую нормирован.ную нагрузку Р и измеряют деформацию колец 1.и и распорной втулки
5 по формуле С = С вЂ” C2, где C„ s C„расстояния между кольцами 1 и 2 соот- 45 вественно до и после нагружен-is.
Затем устанавливают на технологический вал-шестерню корпус 9 редуктора с запрессованными в нем наружными кольцами 10 и 11 подшипников. С помощью полэуна 8 нагружают подшипники осевой нагрузкой Р2, меньшей по величине первой нагрузки, задают ьращение корпусу 9 и измеряют расстояние A между торцами распорной втулки 5 и кольца 2. 55
И, наконец, снимают с технологического вала-шестерни б корпус 9,,кольца 1 и 2 и распорну о втулку 5.
Измеряют диаметры р и } цилиндри- ОО
2 2 ческих поверхностей колец 1 и 2 и диаметры D и 1} посадочных поверх1 ностей под эти кольца на валу-шестерне (на чертеже не показан), предназначенном для собираемого редуктора, 65 и рассчитывают толщину компенсатора по формуле
1 д+ } >< - }я.
+ ус(,ф (! де
A — расстояние между торцами распорной втулки и одного из внутренних колец подшипников, С . — изменение расстояния между внутренними коль-! цами, D u D - диаметры посадочных по4
Ф верхностей, 1
D и Х} . - диаметры отверстий со2 ответствующих внутренних колец подшипников, К и К . - коэффициенты, учитываюf щие изменение монтажной высоты подшипников при напрессовке их внутренних колец на вал-шестер(ню, oL и с — углы конуса беговых дорожек соответствующих внутреНних колец подшипников.
Коэффициенты К и К определяются по следующей формуле
4Х - 1
В} (ф -Дв +Х+,О)()+2)
R где К= и, — приведенная кривизна соответствующего, внутреннего кольца, — радиус окружности, проходящей через центры тяжести радиальных сечений кольца, — радиус беговой дорожки кольца в сечении его плоскостью, проходящей через центры тяжести его радиальных сечений, и р и,ц - соответственно модули
Г упругости и коэффициенты Пуассона кольца и вала-шестерни.
Предлагаемый способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора позволяет уменьшить трудоемкость определения толщины компенсатора эа счет того, что при измерениях вместо вала-шестерни используют тех-. нологический вал-шестерню, на который кольца подшипников устанавливают и с которого их снимают по скользящей посадке, а изменение монтажной высоты при этом учитывают путем измерения посадочных поверхностей колец и вала-шестерни. Кроме того, технологический вал-шестеня неподниЖно закреплен на измерительном столике, а на него устанавливают или снимают в соответствующей последовательнос974093 формула изобретения где
Э1и в1
11 иу
КиК
I фи ти внутренние кольца или корпус редуктора имеющие небольшую массу, что менее трудоемко по сравнению с известным способом, где необходимо перемещать корпус в сборке с валомшестерней.
Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора, заключающийся в том, что внутренние кольца подшипников с сепараторами и роликами и распорную втулку между ними устанавливают на валу-шестерне, 15 прикладывают к внутренним кольцам
Осевую нагрузку, измеряют изменение расстояния между кольцами, устанавли вают на вал-шестерню корпу редуктора с запрессованными в нем наруж- 2О ными кольцами подшипников, нагружают подшипники осевой нагрузкой, меньшей по величине первой нагрузки, задают вращение корпусу редуктора и измеряют Расстояние между тОРцами Распор- я5 ной втулки и одного из внутренних колец подшипников, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости определения толщины компенсатора, используют технологический вал-шестерн.о из того же материала и тех же размеров, что и вал-шестерня, для обеспечения скользящей посадки на него внутренних колец пОдшипникОв и измеряют З5 до сборки редуктора диаметры отверстий внутренних колец подшипников и соответствующих посадочных поверхнос тей на валу-шестерне, а толщину компенсатора определяют по формуле расстояние между торцами распорной втулки и одного иэ внутренних колец подшипников, изменение расстояния между внутренними кольцами, диаметры посадочных поверхностей на валу-шестерне, диаметры отверстий соответствующих внутренних колец подшипников, коэффициенты, учитыван>щие изменение монтажной высоты подшипников прн напрессовке их внутрен, них колец на вал-шестерню, углы конуса беговых дорожек соответствующих внутренних колец подшипников.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 819562, кл. G 01 В 5/06, 1980 (прототип).
974093
ФЙ2. f
Составитель А. Швыркова
Редактор Т. Парфенова Техред К.Мыцьо Корректор У. Пономаренко
Заказ 8674/53 Тираж 614 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, М-35, Раутаская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4