Колесо транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<»>977223 (61) glîïîëíèòåëüíoå к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.06.81 (21) 3311296/27-11 с присоединением заявки №вЂ”, (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

В 60 В 19/00

В 60 В 15/00

Гесударетвеллмй кемитет

СССР (53) УДК 629.113..012.3 (088.8) Опубликовано 30.11.82. Бюллетень №44

Дата опубликования описания 05.12.82 ле делам изобретений и юткрытий (72) Авторы изобретения

В. П. Васильев и Б. И. Терновский

Московский трижды ордена Ленина, ордена Октябрьской

Революции и ордена Трудового Красного Зйвмени автомобильный завод им. И. А. Лихачева (71) Заявитель (54) КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение -относится к транспортному машиностроению, в частности к движителям транспортных средств, работающих, в частности, в условиях бездорожья.

Существенное повышение проходимости транспортного средства на грунтах с малым коэффициентом сцепления, достигается благодаря применению секционных колес с хорошо развитыми грунтозацепами.

Известно колесо транспортного средства, содержащее ступицы и установленные на них радиально по окружности в два ряда отдельные опорные элементы, расположенные в шахматном порядке, причем один ряд опорных элементов установлен на продольных направляющих, выполненных на ступице, и снабжен приводом осевого перемещения (1).

Осевое перемещение опорных элементов данной конструкции делает невозможным увеличение радиуса качения колеса и повышение дорожного просвета транспортного средства в условиях движения по пересеченной местности.

Известно также колесо транспортного средства, содержащее ступицу, секционный обод с опорными элементами, расположенными радиально по окружности, каждый из которых связан со ступицей гидроцилиндром управления (2).

Недостатком известного технического ре-. шения является невозможность изменения

5 ширины колеса.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем изменения ширины колеса.

Для достижения поставленной цели в колесе транспортного средства, содержащем ступицу, секционный обод с опорными элементами, расположенными радиально по окружности, каждый из которых связан со ступицей гидроцилиндром управления, каждая секция обода снабжена системой рычагов, шарнирно связанных соответственно с секцией обода и ступицей, образуя при этом параллелограмм, который шарнирно связан с указанным гидроцилиндром управления.

На фиг. 1 представлено колесо, общий

20 вид; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез; на фиг. 3 — положение колеса при максимальном диаметре; на фиг. 4 — то же, поперечный разрез; на фиг. 5 — положение колеса при его максимальной ширине; на фиг. 6 — то же, поперечный разрез; на

977223

Зо

Формула изобретения

3 фиг. 7 — след при расположении опорных элементов пневмокамер в положении «Максимальная ширина»; на фиг. 8 — движение по косогору.

Колесо состоит из ступицы 1 и смонтиророванных на ней шарнирно-рычажных механизмов 2, состоящих из параллелограммов на противоположных сторонах которых установлены опорные элементы 3, закрепленные на отдельных секциях обода 4, расположенных радиально по окружности. Перемещение шарнирно-рычажных механизмов 2 осуществляется силовыми приводами-гидроцилиндрами 5 управления, штоки 6 которых при помощи кронштейнов 7 равномерно связаны с шарнирно-рычажными механизмами 2, причем со ступицей гидроцилиндры 5 связаны шарнирно основаниями 8.

Подвод рабочей жидкости к гидроцилиндрам 5 управления производится по трубопроводам (не показаны) через ступицу 1.

Режим работы колеса определяется в зависимости. от характера грунта, по которому оно дв и же тс я.

При движении транспортного средства по дорогам с твердым покрытием колесо (фиг. 1) имеет начальный диаметр d, при этом все шарнирно-рычажные механизмы расположены под определенным углом к оси колеса и наклонены к борту транспортного средства, а торцовые части секций ободов, 4 и опорных элементов 3 плотно примыкают друг к другу, образуя сплошную беговую дорожку, позволяющую двигаться с наименьшим сопротивлением качению.

При движении транспортного средства по пересеченной поверхности, насыщенной вертикальными препятствиями, неровностями и глубокому снегу, в гидроцилиндры 5 управления подается рабочая жидкость и они, воздействуя штоками 6 на кронштейны 7, связанные с шарнирно-рычажными механизмами 2, перемещают их в плоскости, перпендикулярной направлению движения транспортного средства до тех пор, пока колесо не примет положение максимального диаметра (фиг. 3 и 4) D. При этом увеличивается дорожный просвет, а опорные элементы 3 выполняют роль развитых грунтозацепов в результате образовавшихся между ними промежутков d. При движении транспортного средства по сильно переувлажненным грунтам одна группа шарнирно-рычажных механизмов сохраняет начальный диаметр, а другая с помощью гидроцилиндров 5 управления отклоняется в противоположную сторону от первоначального положения, достигая диаметра, равного диаметру первой группы, при этом шарнирно-рычажный механизм обеих групп располагаются в шахматном порядке, увеличивая таким образом ширину колеса и образуя развитые радиальные выступы, соотношения размеров которых равны размерам опорных элементов Ь (фиг. 5 — 7) .

Изменение диаметра осуществляется в момент выхода опорных элементов из зацепления с грунтом; в зоне контакта с грунтом смещение опорных элементов не происходит.

Таким образом, нет бокового смещения движителя в пятне контакта при изменении его геометрии в тяжелых условиях движения.

В случае движения транспортного сред,ства по косогору (фиг. 8), колеса одного борта имеют наименьший диаметр, а колеса другого борта при помощи гидроцилиндров 5 управления, перемещающих шарнирно-рычажные механизмы 2, принимают диаметр, достаточный для устойчивого движения и зависящий от крутизны косогора.

Распределение рабочей жидкости к гидроцилиндрам 5 управления осуществляется с помощью известного золотникового механизма, управляемого из кабины транспортного средства. Такое решение позволяет изменять геометрические параметры описываемого колеса, увеличивая его ширину или радиус качения; способствует значительному улучшению тягово-сцепных качеств движителя, вследствие чего повышаются опорно-сцепная и профильная проходимость транспортного средства при движении по грунтам с различной несущей способностью и сильно пересеченной местности, обеспечивая при этом плавное движение по твердому грунту.

Колесо транспортного средства, содержащее ступицу, секционный обод с опорными элементами, расположенными радиально по окружности, каждый из которых связан со ступицей гидроцилиндром управления, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем изменения ширины колеса, каждая секция обода снабжена системой рычагов, шарнирно-связанных соответственно с секцией обода и ступицей, образуя при этом параллелограмм, который шарнирно связан с указанным гидроцилиндром управления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 590164, кл. В 60 В 19/00, 1963.

2. Патент США № 3802743, кл. 301 — 5, 1974 (прототип).

977223

Составитель Т. Попова

Редактор В. Пилипенко Техред И. Верес Корректор О. Билак

Заказ 9084/18 Тираж 718 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4