Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсиин
Социапистичесиин
Рес убп
< >977922 (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено 18.05.81 (21) 3287629/25-28 с присоединением заявки J4 (23 ) П риоритет
Опубликовано 30.11 .82. Бюллетень № 44
Дата опубликования описания 01. 12. 82 (51)М. Кл.
G 01 В 5/14
3Ьвударетеенный комитет
СССР дв делам нзобретеннй н открытнй (53) УЙ К 531.717 (088.8) т
„ »
»
Ф" »
» .. (I
А.В. Воронин, В.И. Харитонов, С.А. Воронин и И.А. Булавин (72) Авторы изобретения (71) Заявитель, Московский автомеханический институт (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЛЩИНЫ КОМПЕНСАТОРА
ПРИ СБОРКЕ РЕДУКТОРА
Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии сборни агрегатных узлов, и может быть использовано для определения толщины компенсатора, устанавливаемого в картер между наружным кольцом коническо- го роликоподшипника вала-шестерни и буртом посадочного места картера редуктора.
Известен способ определения толщи-, ны компенсатора при сборке редуктора, заключающийся в том, что измеряют диаметр посадочного места и расстояние от бурта до оси проушин в картере редуктора,, подшипник редуктора в сборе с валом"шестерней нагружают осевой нагрузкой, вращают и измеряют при этих воздействиях монтажную высоту подшипника и диаметр его наружного кольца (1 ). го
Йедостатком известного способа яв,ляется то, что не учитывается соотношение жесткости наружного кольца под-. шипника и корпуса редуктора, в который это кольцо эапрессовывается, материал подшипника и редуктора и угол конуса беговой дорожки кольца подшипника, что приводит к невысокой точности определения толщины компенсатора.
Цель. изобретения — повышение точности определения толщины компенсатора.
Поставленная цель достигается со.гласно способу определения толщины .компенсатора при сборке редуктора, заключающемся в том, что измеряют диаметр посадочного места и расстояние от бурта до оси проушин в картере редуктора, подшипник редуктора в сборе с валом-шестерней нагружают . осевой нагрузкой, вращают и измеряют при этих воздействиях монтажную высоту подшипника и диаметр его наружного кольца, дополнительно измеряют наружный диаметр посадочного места сборке редук ic = "A где 5 .),Адлд„ А наружного кольца подшипника;
Лд - диаметр беговой в дорожки наЬ руяного кольца в сечении его плоскос" тью, проходящей через центр тяжести в радиальном сечении; 40
Я „- радиус окружности, проходящей через центр тяжести в радиальном сечении кольца;
R х=
2 д д приведенная кривизна пр- ЗЗ д -Я садочного места картера редуктора; дд - наружный диаметр посадоч5 ного места картера;
R> - радиус окружности, проходя- 50 щей через центр тяжести радиального сечения посадочного места картера релуктора; р .М2 и E„,,Е - коэфшициенты Пуассона и модули упругости соответственно для 55 кольца подшипника и картера редуктора.
На чертеже представлена схема реализации способа определения толщи"
Формула изобретения
3 977922 картера редуктора и диаметр беговой ,дорожки наружного кольца в сечении
его плоскостью, проходящей через центр тяжести в радиальном сечении, а толщину компенсатора определяют по формуле
-a -с-к A*
3 .*4 <д ф толщина компенсатора;
10 расстояние от бурта до оси проушин картера; монтажная высота подшипника в сборе с валом-шестерней при осевом нагружении и вра15 щении; диаметр посадочного места в картере редуктора, диаметр наружного кольца подшипника; угол конуса беговой дорожки наружного кольца-подшипника; постоянная величина, заданная чертежам.
Х
4Õ„-1
25 коэ@йициент, учитывающий измене-, ние монтажной высоты подшипника при ®0
: запрессовке его наружного кольц@ в кар.1 ер редуктора к приведенная кривизна йд -А
*р
35 ф ны компенсатора при тора, Схема содержит контролируемый картер 1, базовые поверхности 2 для установки на них картера 1, наружное кольцо 3, базовые поверхности 4 для установки кольца 3, вал-шестерня 5 в сборе с подшипником б, опирающимся на измерительный столик 7, блок 8 обработки сигналов и датчики Д„-Д .
Способ осуществляется следующим образом.
Картер 1 устанавливают на базовые поверхности 2 и одновременно измеряют в нем посадочный диаметр Ад с по"
1 мощью датчика д„, расстояние до бурта А посадочного места с помощью датчика д> и наружный диаметр Лд5посадочного места с помощью датчика д
Затем устанавливают наружное кольцо 3 подшипника на базовые поверхности 4 и измеряют диаметр А, с помощью дат2 чика д и с помощью датчика дь - диаметр А, беговой дорожки в сечении кольца плоскостью, проходящей через центр тяжести в радиальном сечении.
Определяют изменение высоты подшипника Л при запрессовке его в картер с помощью формулы
А*„ДЬ2
4с Р
Затем вал-шестерню 5 в сборе с подшипником 6 устанавливают на измерительный столик 7, и при действии осевой нагрузки P с вращением измеряют монтажную высоту Ад4с помощью датчика Д . . Для определения толщины компенсатора Ь вычитают из размера Ад разЭ мер А*.„,размер Ь и постоянную величину С согласно выражению
AA3 AA А
Использование йредлагаемого способа определения толщины компенсатора при сборке редуктора по сравнению с известным обеспечивает более высокую точность определения толщины компенсатора эа счет учета соотношения жесткостей наружного кольца подшипника и корпуса, угла конуса беговой дорожки кольца и свойств материала, из которого изготовлен корпус редуктора.
Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора,. заклю"
5 977922 чающийся в том, что измеряют диаметр посадрчного места и расстояние от бур" та до оси проушин в картере редуктора, подшипник редуктора в сборе с ва" лом-шестерней нагружают осевой на- 5 грузкой, вращают и измеряют при этих . воздействиях монтажную высоту подшипника и диаметр его наружного кольца, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определе- 10 ния толщины компенсатора, дополнительно измеряют наружный диаметр посадочного места картера редуктора и диа«. метр бегов6й дорожки наружного кольца в сечении. его плоскостью, проходящей через центр тяжести в радиальном сечении, а толщину компенсатора опреде-, ляют по Формуле
Я «А а„=А, -А„-С- К- ", »
*М 2
20 .где ьк — толщина компенсатора;
Я - расстояние от бурта до оси проушин картера, я* - монтажная высота подшипника
4. в сборе с валом"шестерней при осевом нагружении и вра- . щении;
Я - диаметр посадочного места
1 в картере редуктора;
Ap " диаметр наружного кольца подlUHr»HH Кд
- угол конуса беговой дорожки наружного кольца подшипника;
С - постоянная величина, зад»анная чертежом;
4Х,-4 к
/,=„ „ -приведенная кривизна наружно 2 А6 го кольца подшипника;
AА - диаметр беговой дорожки наружного кольца в сечении
его плоскостью, проходящей через центр тяжести в радиальном сечении;
Рп - радиус окружности, проходящей через центр тяжести в радиальном сечении коль4а; »»
-приведейная кривизна паса2=дд -AA
5 дочного места картера редук-, тора;
A - наружный диаметр посадочно» 5 .ro места картера; „ - радиус окружности, проходя" щей через центр тяжести радиального сечения посадочного места картера редуктора; р-,.,ц - коэФФициенты Пуассона и мо"
l-1 2 и Е1, Е< дули упругости соответственно для кольца подшипника и,картера редуктора.
Источники инФормации, »»ринятые во внимание при экспертизе
k-l. Авторское свидетельство СССР и 757835, кл. 6 01 В 5/1», 1980
{прототип } .
4Х +1 Е ФХ +1
1 .. 1
Х Х 4Ф + — +4pag .1 2
-коэфФициент, учитывающий изменение монтажной высоты подшипника при эапрессовке его наружного кольца в кар" тер редуктора;
977922
Составитель А. Швыркова
Редактор А. Власенко Техред M.Êîøòóðà Корректор В.Прохненко
Заказ 9194/53 Тираж 614 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035 Москва H-35 Рачшская наб. д. 4/5—
3 л 35з у с 8 5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, й