Способ регулирования двигателя внутреннего сгорания с жидкостной системой охлаждения,снабженной датчиком температуры,на малых нагрузках и холостом ходу

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскиз

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ о>979676 (61)Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 08.06. 81 (21) 3297985/25-06

51)М Кл з с присоединением заявки ¹

02 D 17/02

Государственный комитет

СССР но делаи изобретений н открытий (23) Приоритет

Опубликовано 07.1232. Бюллетень Й245 (33) УДК 621. 436-545(088.8) Дата опубликования описания 07.12.82

%47 3 с " ò-,..., ого у

i (72) Авторы изобретения

A.Ý.Симсон, A.Â.ËèHíHê, В.Г.Шербаков и А.Г.Рябикин

Харьковский институт инженеров желеэнодор транспорта им. С.М.Кирова (71) Заявитель (54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ С ЖИДКОСТНОЙ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ, СНАБЖЕННОЙ ДАТЧИКОМ ТЕМПЕРАТУРЫ HA МАЛЫХ

НАГРУЗКАХ И ХОЛОСТОМ ХОДУ

Изобретение относится к дви гате- лестроению, а именно к способам регулирования двигателей внутреннего сгорания на малых нагрузках и холостом ходу.

Известны способы регулирования двигателя внутреннего сгорания с жидкостной системой охлаждения, снаб. женной датчиком температуры, на малых нагрузках и холостом ходу путем отключения подачи топлива в часть цилиндров и перекрытия каналов между ними и гаэовоэдушным трактом 1).

Однако в известных способа регулирования происходит понижение уровня теплового состояния отключенных цилиндров, что несколько увеличивает в них затраты полезной мощности на трение из-за увеличения вязкости масла. Это ограничивает помяшение топливной экономичности двигателей, регулируемых известными способами.

Цель изобретения — повьыение экономичности.

Поставленная цель достигается тем, что одновременно с отключением подачи топлива производят отключение привода вентилятора системя охлаждения двигателя и задают минимальное контрольное значение температуры охлаждающей жидкости, по которому при помощи датчика температуры вырабатывают,сигнал на включечие привода вентилятора

На фиг. 1 представлена схема системы регулирования; на фиг. 2 электрическая схема управления вен- тилятора; на фиг. 3 — зависимость часового расхода топлива от нагрузки.

Цилиндры дизеля разделены на неотключаемую 1 и отключаемую 2 группы, снабженные форсунками 3 и 4, впускными 5 и 6 и выпускными 7 и 8 клапанами. Дизель содержит механизм

9 отключения подачи толпива в форсунки 3 и 4 и отключения клапанов

5-8, который соединен,с форсунками

3 и 4 трубопроводами 10 и 11, а с клапанами - тягами 12 и 13. Цилиндры снабжены рубаикой 14 жидкостного охлаждения. Система жидкостного охлаждения дизеля снабжена водяным насосом 15, вентилятором 16 с муфтой

17 привода и электропневматическим клапаном 18, управлякщим включением вентилятора, клапаном-термостатом 19 и раднатором 20, соединенным трубопроводами 21 и 22 с элементами системя. Двигатель может быть снабжен

ЗО масляным радиатором 23.

979676

Механизм 9 отключения и клапантермостат 19 связаны с электропнев- матическим клапаном 18 электрически" ми связями AB u CD в виде электрических контактов. К клапану 18 под« веден сжатый воздух давлением Pe .

На электрической схеме управления отключением вентилятора (фиг.2)

AB — нормально закрытый, CD - нормально открытый электрические контакты, U — - напряжение питания, рав- 10 ное 12 В.

На фиг. 3 приведен часовой расход топлива (Br) от нагрузки (Ne) дизеля СМД-60 при частоте вращения коленчатого вала 2100 1/мин, где 15 кривая I — часовой расход дизеля при шести работающих цилиндрах, кривая И вЂ” часовой расход топлива по известному способу, кривая В часовой расход топлива при регули- щ ровании по данному способу.

Способ. осуществляют следующим образом.

При нагрузке на дизель, не превышающей 40Ъ от Ие,механизмом 9 25 отключают подачу топлива в форсунки

3 группы 2 цилиндров и отключают клапаны 5 и 7 через тягу 12 (фиг.1), перикрывая каналы между ними и газовоздушным трактом. Одновременно с отключением подачи топлива размыкают нормально закрытый контакт АВ (фиг.2) и выключают электропневматический клапан 18 (фиг.1).

Сжатым воздухом давлением Р от электропневматического клапана 18 производят отключение муфты 17 привода вентилятора 16 системы охлаждения двигателя.

Задают минимальное контрольное значение температуры охлаждающей 4О жидкости, при достижении которой при помощи датчика температуры охлаждающей жидкости в виде клапанатермостата 19 вырабатывают сигнал на замыкание нормально открытого 45 контакта CD (фиг.2) и на включение электропневматического клапана 18 и муфты 17 привода вентилятора 16 (фиг.1);

В случае, когда температура ох-. 5p лаждающей жидкости меньше минимального контрольного значения, заданного в клапане-термостате 19, а нагрузка на двигатель превышает величину 0,4 Ne „„, включают механизм 9 отключения подачи топлива и клапанов 5 и 7 отключаемой группы

2 цилиндров. Механизм 9 включает подачу топлива в группу 2 цилиндров и открывает в них клапаны 5 и 7.

При этом замыкают контакт АВ, включают при помощи электропневматического клапана 18 муфту 17 привода вентилятора 16.

Использование предлагаемого способа регулирования двигателя внутреннего сгорания на малых нагрузках и холостом ходу наряду с экономией топлива позволит снизить износ деталей цилиндропоршневой группы s отключаемых цилиндрах, уменьшить тем« пературные напряжения в деталях отключаемой группы цилиндров и подготовить более благоприятные температурные условия для включения и выключения части цилиндров; сократить время прогрева двигателя.

Формула изобретения

Способ регулирования двигателя внутреннего сгорания с жидкостной системой охлаждения, снабженной датчиком температуры, на малых нагрузках и холостом ходу путем отключения подачи топлива в группу цилиндров и перекрытия каналов между ними и газовоздушным трактом, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения экономичности, одновременно с отключением подачи топлива производят отключение привода вентилятора системы охлаждения двигателя и задают минимальное контрольное значение температуры охлаждающей жидкости, по которому при помощи датчика температуры вырабатывают сигнал на включение привода вентилятора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9520453, кл. F 02 D 17/02, 1976.

Я79676

4yz. 1

80 Ю Ю

if

Щ7 2gy 44 / ггВт

ФюЮ

Составитель В.Иценко

Текред Ж.Кастелевич Корректор В.НУтига

Редактор И.Николайчук

Заказ 9310/18 Тираж 552 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауюская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4