Топливовпрыскивающий насос высокого давления для двойной подачи топлива

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Х АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сеюэ Сееетскни

Социалистических

Реслублык оп979682 фъ

Ф .7. г с. (61) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 260681 (21) 3310019/25-06 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 07.12.82. Бюллетень Ко 45

Дата опубликования описания 07.1?82

Р1 М g+ з

F 02 М 45/06

F 02 М 59/46

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (ЯЗ) УДК 621 43. ,038. 7 (088. 8) 1

Ф

Ъл», " :6г ) -" .логиФежйа; ;Х „,, ., ЛеЩ ууат дки и нйна" к

В.Н. Листовский, В.С. Филиппов, С.И. Иль

Л.Е. Магидович, E.N. Ройфберг, Г.С. Шата и Б.П. Пугачев (72) Авторы изобретения

Научно-исследовательский конструкторско-тех институт тракторных и комбайновых двигателе ордена|Ленина политехнический институт им. М . Алтайский моторный завод (71) Заявители (54) ТОПЛИВОВПРЫСКИВМОЩИЙ НАСОС ВЫСОКОРО ДАВЛЕНИЯ

ДЛЯ ДВОЙНОЙ ПОДАЧИ ТОПЛИВА

Изобретение относится к двигателе;строению, а именно к двигателям внутреннего сгорания с. непосредственным впрыском, и может быть использовано в топливовпрыскивающих насосах высокого давления для двойной подачи топлива в дизель.

Известен топливовпрыскивающий на" сос высокого давления для двойной подачи топлива в дизель, содержащий корпус, расположенную в нем втулку, в которой размещен плунжер, и нагнетательный клапан, состоящий из подпружиненного запорного элемента, имеющего два продольных канала для предварительной и основной подачи топлива в нагнетательный трубопровод, конусную запорную поверхность и наружную цилиндрическую направляющую поверхность, на которой выполнены две раздельные по оси запорного элемента кольцевые канавки, каждая из которых сообщена с одним иэ продольных каналов, и седла клапана с верхней торцовой запорной поверхностью, внутренней цилиндрической направляющей поверхностью, на которой выполнена отсечная кольцевая канавка, сообщенная с отсечной полостью насоса через канал, и нижней торцовой поверхностью, сопряженной со втулкой и образующей с ней и плунжером надплунжерный объем (!).

Однако соединение продольного канала предварительной подачи топлива с надплунжерным объемом не позволяет осуществить двойную подачу топлива при цикловых подачах, составляющих ниже сорока процентов от номинальных, что снижает пусковые качества двигателя и устойчивость его работы на промежуточных режимах.

Цель изобретения — оптимизация двойной топливоподачи на промежуточных режимах.

Поставленная цель достигается тем, что на внутренней цилиндрической направляющей поверхности седла клапана выполнены верхняя и нижняя кольцевые проточки, сообщенные между собой через сверление, причем нижняя проточка выполнена на нижней торцовой поверхности, открытой в сторону надплунжерного объема, а верхняя расположена ниже отсечной кольцевой канавки.

На фиг.1 изображен насос, общий вид; на фиг. 2 — нагнетательный клапан в исходном положении; на фнг. 3— то же, в период предварительной подачи топлива на фиг.4 — то же, в пе979682 риод промежуточной отсечки топлива; на фиг.5 — тоже, в период основной подачи топлива.

Топливовпрыскивающий насос содержит корпус 1, в котором размещена втулка 2. Во втулке 2 расположен с 5 возможностью возвратно-поступательногоt перемещЕния плунжер З,снабженный косой отсечной кромкой 4. В корпусе расположен нагнетательный клапан, состоящий из подпружиненного запорного эле-10 мента 5 с пружиной 6, расположенной в корпусе прижимного штуцера 7, и седла клапана 8. Запорный элемент 5 име ет продольные каналы предварительной

9 и основной 10 подачи топлива в иаг-15 нетательный трубопровод 11, конусную запорную поверхность 12 и наружную цилиндрическую направляющую поверхность 13. На поверхности 13 выполнены раздельные по оси запорного эле- ;щ мента 5 кольцевые канавки предварительной 1.4 и основной 15 подачи топлива. Каждая из кольцевых канавок 14 и 15 сообщена соответственно с одним из продольных каналов 9 и 10. седло клапана 8 имеет верхнюю торцовую запорную поверхность 16, внутреннюю цилиндрическую направляющую поверхность 17 и нижнюю торцовую поверхность 18. Торцовая поверхность 18 сопряжена со втулкой 2 и образует с ней и плунжером 3 надплунжерный объем

19. В корпусе 1 выполнены отсечная 20 и всасывающая 21 полости, сообщающаяся с надплунжерным объемом 19 через соответствующие каналы во втулке 2 при возвратно-поступательном перемещении плунжера 3 ° На внутренней направляющей поверхности 17 выполнена отсечная кольцевая канавка 22, которая сообщена с отсечной полостью 20 40 через канал 23, а также верхняя 24 и нижняя 25 кольцевые проточки, соединенные между собой через сверление

26. Причем нижняя кольцевая проточка

25 расположена также и на нижней тор-.45 цовой поверхности 18 седла клапана, открытой в сторону надплунжерного объема 19, а верхняя кольцевая проточка 24 расположена ниже отсечной кольцевой канавки 22.

Насос работает следующим образом.

Когда плунжер перемещается вверх и перекрывает всасывающее и отсечные каналы, в надплунжерном объеме 19 которое переме 55 щает запорный элемент 5. При этом запорный элемент 5, действуя как поршень, осуществляет сжатие топлива в нагнетательном трубопроводе и, когда давление в нем достигает величины затяжки пружины иглы форсунки, проис- ® ходит предварительная подача топлива.

-Запорный элемент перемещается дальше, происходит совмещение верхней кольцевой проточки 24 с кольцевой канавкой

9 предварительной подачи топлива. В 65 этот период предварительной подачи топлива оно поступает из надплунжер- ного объема 19 через нижнюю проточку

25, сверление 26, верхнюю проточку 24кольцевую канавку 14 и продольный канал 9 в нагнетательный трубопровод ll и далее в форсунку и цилиндр двигателя. Если запорный элемент продолжает вращаться, при совмещении кольцевой

° анавки 14 с отсечной кольцевой ка1 авкой 22 происходит осечка топлива, т.е. нагнетательный трубопровод раэгружается, соединяясь через продольный канал 9, кольцевую канавку 14, отсечную канавку 22 и канал 23 с отсечной полостью 20.

Плунжер 3 продолжает перемещаться вверх, вызывая дпльнейшее перемещение запорного элемента 5, который приводит к разобщению кольцевой канавки 14 с отсечной канавкой 22 и повторному сообщению надплуижерного объема 19 с нагнетательным трубопроводом ll через продольный канал 10 и кольцевую канавку 15, таким образом осуществляется основная подача топлива. После того, как косая отсечная кромка 4 плунжера откроет отсечной канал,цадплунжерный объем 29 сообщается с отсечной полостью 20 и запорный элемент 5 под действием пружины

6 возвращается в исходное положение, когда его конусная запорная поверхность 12 сопрягается с торцевой запорной поверхностью 16 седла клапана

8. Возвращение запорного элемента 5

s исходное положение приводит к разгрузке нагнетательного трубопровода, что,исключает подвпрыски топлива. Потом плунжер перемещается в нижнее положение; происходит наполнение надплунжерного объема 19 топливом из всасывающей полости 21, и в дальнейшем процесс .повторяется.

Изобретение повышает стабильность двойной подачи топлива в более широком диапазоне дозирования цикловой подачи топлива, а также обеспечивает независимость предварительной подачи топлива от нагрузочных и скоростных режимов работы двигателя.

Формула изобретения

Топливовпрыскивающий. насос высокого давления для двойной подачи топлива в дизель, содержащий корпус, расположенную в нем втулку, в которой размещен плунжер, и нагнетательный клапан, состоящий из подпружиненного запорного элемента, имеющего два продольных канала для предварительной и основной подачи топлива в нагнетательный трубопровод, конусную запорную поверхность и наружную цилиндрическую направляющую поверхность, на которой выполнены две раздельные по оси

979682

fl

21, 2/ г

)И щи И запорного элемента кольцевые канавки, каждая из которых сообщена с одним нз продольных каналов, и седла клапана с верхней торцовой запорной поверхностью, внутренней цилиндрической направляющей поверхностью, на которой выполнена отсечная кольцевая канавка, сообщенная с отсечной полостью насоса через канал, и нижней торцовой поверхностью, сопряженной с втулкой и образующей с ней и плунжером надплун- о жерный объем, отличающийся ем, что, с целью оптимизации двойной 3 опливо-подачи на промежуточных режимах, на внутренней цилиндрической направляющей поверхности седла клапана выполнены верхняя и нижняя кольцевые проточки, сообщенные между собой через сверление,,причем нижняя проточка выполнена на нижней торцовой поверхности, открытой в сторону надплунжерного объема, а верхняя расположена ниже отсечной кольцевой канавки °

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР В 761739, кл. 02 И 59/46, 1978.

979682

/l7

Фи2 Я вериг.5

Составитель В. Долгов

Техред Ж.Кастелевич Корректор 8. Бутяга

Редактор Г.Безвершенко

Заказ 9310/18 Тираж 552

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4