Бампер транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Ресттублии
«i>982946 (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 01. 07. 61 (21) 33097 18/27-11 с присоединением заявки М(23) Приоритет (53}М. Кл.
В 6Д К 19/02
1Ьеудлрствапвй квинтет
СССР (5З} УДК629.113. . 013. 23 (088. 8) пю делам кзобретенкй н аткрытнй
ОпУбликовано 23.12 82. Бюллетень М 47
fl,àòà опубликования описания 23. 12,82
О.В.Тамручи, Г.В.Устюжанина, С.А.Г и А.Н.Баринов (72) Авторы оизобретения
Центральный ордена Трудового Красного замени: научноисследовательский автомобильный и автомежрный„„цнс1иФут (7l) Заявитель (54) БАМПЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Ф:
Изобретение относится к транспорт ным средствам и, в частности,,к их бамперам.
Известен бампер транспортного средства, содержащий выполненную из металлического листа центральную балку, размещенную по всей ширине кузова и имеющую полки, выполненные . за одно целое с фронтальной поверхностью, имеющей ступенчатое сечение в 0 вертикальной плоскости, при этом с тыльной стороны бампера к поверхности, наиболее удаленной от кузова, прикреплены кронштейн в виде арки, вершина которой вложена внутрь балки, а концы прикреплены к кузову (1 1.
Недостатком этого бампера является то, что при повреждении какойлибо его части бампер приходится заменять целиком. го
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является бампер транспортного средства, содержащий
2 центральную балку, имеющую на концах вертикальные полки, дугообразные боковины, прикрепляемые внутренними концами к раме транспортного средства и выполненные в средней части на фронтальной поверхности с уступом, сопряженным с вертикалЬной полкой соответствующего конца центральной балки (2 1.
Недостатком этого бампера является его невысокая. энергоемкость и сложность. сборки-разборки.
Цель изобретения — повышение энергоемкости бампера и упрощение его сборки-разборки. . Для достижения поставленной цели бампер транспортного средства, содержащий центральную балку, имеющую на концах вертикальные полки, дугообразные боковины, прикрепляемые внутренними концами к раме транспортного средства и выполненные в сред" ней части на фронтальной поверхности с уступом, сопряженным с вертикальной
3 982946 полкой соответствующего конца центральной балки, снабжен упругими кольцвобразными муфтами, охватывающими уступы боковин и соответствующие концы центральной балки в зонах их сопряжения, причем на вертикальных полках указанных концов выполнены выступы, а на внутренних поверхностях муфт " впадины для взаимодействия с указанными выступами. 1о
При этом центральная балка и боковины бампера. выполнены из полимерных материалов, Кроме того, боковины выполнены в плане переменно" толщины,,увели-
Г-Г на фиг.l; на фиг.6 - бампер при деформации от центрального удара; на фиг.7 — бампер деформации от бокового удара; на фиг.8 - бампер с центральной балкой, имеющей более сложное сечение в средней части; на фиг.9 - сечение Д-Д на фиг.8; на фиг.10 — сечение Е-Е на Фиг.8.
Бампер транспортного средства содержит центральную балку 1 с вер-. тикальными полками 2 на концах (фиг.5 ). эти полки установлены на полках 3 дугообразных боковин 4 и прилегают к уступам 5 на их фронтальной поверхности 6. Таким образом, концы центральной балки 1 пере40 крывают боковины 4 в промежутке между концами последних. Внешний конец
"а" боковины выполнен свободным, а внутренним концом "6" каждая из бо- ковин закреплена на раме 7 транспорт45 ного средства. Боковины в плане имеют переменную толщину, увеличивающуюся по направлению к их внутренним концам. Бампер снабжен-упругими кольцеобразными муфтами 8, охватывающими совместно концы центральной балки
1 и вложенные в нее участки боковин
4. Муфты .8 имеют внутри впадины 9, в которых расположены выступы 10, выполненные на вертикальных полках
2.концов балки " для передачи с боковин на балку и обратно поперечных сил. Эти выступы представляют собой
4 вертикальные гребни, расположенные поперек центральной балки. Муфты 8 прилегают как к фронтальной поверхности центральной балки 1, так и к фронтальной поверхности 6 боковин 4, закрывая зону их сопряжения. Муфты
8 расположены непосредственно у кро-. мок 11 полок отогнутого внутреннего конца "6" боковин, упираясь в эти кромки при деформации бампера.
Центральная балка 1 и боковины
4 выполнены из полимерных материалов, обладающих различными демпфирующими свойствами. Например, центральная балка выполнена из пластмассы, армированной однонаправленными стеклянными нитями, а боковины выполнены из термопласта, армированного стекловолокном, Сборка бампера производится следующим образом.
На концы центральной балки 1 надевают муфты 8, во впадины которых вставляют выступы 10 концов центральной балки. Затем через отверстия в муфтах 8 заводят боковины 4, чему способствует упругость муфт. После этого бампер в собранном виде крепят к раме транспортного средства.
При центральном ударе в бампер (например, при неудачном маневриро вании транспортного средства у места его стоянки и столкновении с каким-либо препятствием) центральная балка 1 прогибается внутрь (фиг.6), поглощая часть энергии удара, а боковины изгибаются в противположные стороны, также поглощая часть этой энергии. Поскольку боковины расходятся друг от друга, а концы балки сближаются между собой, то происходит трение центральной балки и боковин под нагрузкой, что тоже способ-. ствует поглощению энергии удара. Часть энергии удара поглощается за счет деформации муфт 8, работающих в это время на растяжение и на сдвиг. Таким образом, все элементы бампера участвуют в восприятии удара; После снятия нагрузки с бампера, его части под действием собственной упругости возвращаются в первоначальное положение, а накопленная в них энергия при обратном их перемещении частично рассеивается за счет трения между собой концов балки и боковин.
При боковом ударе в бампер -(фиг.7) соответствующая боковина изгибается
5 - 9829 и через муфту тянет за собой центральную балку, которая тянет за собой через другую муфту вторую боковину,заставляя ее изгибаться. Муфты в дан". ном случае работают на сдвиг и при 5 своей деформации прижимают центральную балку к боковинам.. Это способ-. ствует более эффективному поглощению энергии удара, так как когда боковина, .в которую пришелся удар, тянет за собой балку, то происходит скольжение балки по боковине с поглощением энергии удара,за счет сил трения между ними. Аналогично часть энергии поглощается при скольжении балки 15 по второй боковине, находящейся вне зоны бокового удара. Таким образом, и при боковом ударе работают одновременно все элементы бампера.
8 средней части центральная балка zo может быть выполнена -образного сечения (фиг. 8 ), что позволяет увеличить ее энергоемкость и прочность, так как в данном случае значительно большая ее часть воспринимает растя- 25 гивающие усилия.
Благодаря тому, что при восприя- тии удара принимают участие в работе все элементы бампера, он обеспечивает. высокую энергоемкость при мень- зв шем весе, при этом он имеет простую и технологичную конструкцию, позволяющую упростить его сборку и раз-, борку.
Формула изобретения
l. Бампер транспортного средства, содержащий центральную балку, имеи46 6 щую на концах вертикальные полки, дугообразные боковины, прикрепленные внутренними концами к раме транспортного средства и выполненные в средней части на фронтальной поверхности с уступом, сопряженным с вертикальной полкой соответствующего конца центральной балки, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения энергоемкости и упрощения сборки и разборки, он снабжен упругими кольцеобразными муфтами, охватывающими уступы боковин и соответствующие концы центральной балки в зонах их сопряжения, причем на вертикальных полках указанных концов выполнены выступы, а на внутренних поверхностях муфт - впадины для взаимодействия с выступами..
2. Бампер по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что центральная балка и боковины выполнены из полимерных материалов.
3. Бампер по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что боковины выполнены в плане переменной толщины, увеличивающейся в направлении к их .внутренним концам.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Патент СИА У 401969, кл. 293-98, 1977.
2. Патент CllIA 4Г 2672363, кл. 293-73, 1954 (прототип).
982946
Составитель Ю. Наумов
Редактор Н. Пушненкова Техред Л.Пекарь Корректор У. Пономаренко
Заказ 9808/20 Тираж 718 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ЧПП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4