Тяговая тележка с линейным двигателем
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (384907
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Респубпик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25.03.81 (2Ц 3263045/27-11 (51) М. Кл.
В 61 В 13/12
В 60 L !3/00 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет—
Гоаударствевй коннтет
СССР
Опубликовано 30.12.82. Бюллетень № 48
Дата опубликования описания 05.01.83 (53) УДК 621.33:
:629.4.014.28 (088.8) во делан мзааратеакй и еткрнтий . (72) Авторы изобретения
Н. Н. Следь, Г. А. Сычев и А. 3. Мироненко, в
Донецкий ордена Трудового Красного Знамени.. политехнический институт (71) Заявитель (54) ТЯГОВАЯ ТЕЛЕЖКА С,ЛИНЕЙНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ
Изобретение относится к рельсовому и монорельсовому транспорту и может быть использовано в городском, промышленном и рудничном транспорте.
Известна тяговая тележка с линейным двигателем, содержащая снабженный несущими катками корпус с линейным двигателем, статор которого установлен на корпусе с помощью рычажного многозвенника.
При подключении напряжения к статору в нем возбуждается бегущее магнитное поле, которое наводит токи в роторе. В результате взаимодействия магнитных потоков вторичных токов с бегущим магнитным полем возникает сила тяги, которая перемещает грузовую тележку. Рычажный многозвенник позволяет регулировать зазор между статором и ротором (Ц.
Недостаток устройства заключается в том, что не обеспечивается автоматическая стабилизация скорости движения тележки при изменении сопротивления движению.
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому эффекту является тяговая тележка с линейным двигателем, содержащая опирающуюся на колесные пары раму с установленной на ней с возможностью перемещения в вертикальной плоскости первичной частью линейного двигателя, вторичная часть которого закреплена на пути. Меняющийся в устройстве. зазор между первичной частью и вторичной частью двигателя регулирует величину магнитного поля и, следовательно, тягового усилия в зависимости от величины полезной нагрузки Г23.
Недостаток устройства состоит в том, что
10 оно не обеспечивает автоматического поддержания скорости движения при изменении уклона пути или коэффициента сопрщивле-. ния движениа
Цель изобретения — расширение функt5 циональных возможностей путем автоматической стабилизации скорости движения состава при изменении сопротивления движению.
Указанная цель достигается тем, что первичная часть двигателя снабжена установленным .на ней винтом с гайкой, выполненной с зубьями на наружной поверхности, сцепленными с зубчатой рейкой, которая кинематически связана со сцепным устройством тяговой тележки.
98490?
Такая конструкция тележки с возможностью изменения зазора между первичной и вторичной частями линейного двигателя обеспечивает автоматическую . стабилизацию скорости движения состава при перемещенном профиле пути и измененном коэффициенте сопротивления движению.
На фиг. 1 показана тележка, вид сверху; на фиг. 2 — то же, вид сбоку.
Тележка включает в себя раму 1, опираюгцуюся на колесные. пары 2, к раме 1 подвешена первичная часть 3 линейного асинхронного двигателя, вторичная часть 4 двигателя жестко закреплена на рельсовом пути 5. На верхней части первичной части 3 цри помощи подшипникового узла 6 закреплен винт 7, на который навинчена гайка 8 с зубьями на наружной поверхности. По обе стороны гайки 8 установлены подшипниковые узлы 9 и 10, закрепленные жестко на раме 1. В зацепление с гайкой 8 входят две зубчатые рейки 11, которые с одной стороны при помощи тяг 12 через пружины 13 закреплены на раме 1, а с другой стороны при помощи отрезков цепи 14 и тяги 15 соединены со сцепным устройством 16. Сцепное устройство 16 установлено подвижно в 2р продольном направлении относительно рамы 1 с помощью направляющих устройств 17.
Ограничители 18 закреплены на раме 1, а ограничители 19 закреплены на первичной части 3 двигателя.
Устройство работает следующим образом.
При подаче напряжения на первичную часть 3 возникает бегущее магнитное поле.
Взаимодействие этого поля с полем вторичных токов, наведенных во вторичной части 4 двигателя приводит к появлению механического усилия, вследствие чего рама 1 на колесных парах 2 перемещается по рельсовому пути 5, допустим, в направлении, показанном на чертеже стрелкой. При этом тяговое усилие через сцепное устройство. 6 4о передается прицепной части поезда, приводя ее в движение. В случае увеличения сопротивления движению, что может быть вызвано изменением массы транспортного груза, коэффициента сопротивления движению или уклона пути, сцепное устройство 16 смешается относительно рамы 1 в сторону, обратную направлению движения. При этом в эту сторону посредством тяги 15 и отрезка цепи 14 смещается зубчатая рейка 11.
Тяга 12, соединенная с зубчатой рейкой 11, растягивает пружину 13 до тех пор, пока усилие, приложенное со стороны прицепной части состава к сцепному устройству 16, не уравновесится сопротивлением пружины 13. При перемещении зубчатой рейки 11 находящаяся с ней в зацеплении гайка 8 поворачивается. Поскольку вертикальное перемещение гайки 8 невозможно вследствие наличия подшипниковых узлов 9 и 10, то винт 7 перемешается вниз. Поскольку винт 7 при помощи подшипникового узла 6 закреплен на первичной части 3, то первичная часть 3 опускается, а ее вращению препятствуют ограничители 18 и 19.
Вследствие опускания первичной части 3 зазор между первичной 3 и вторичной 4 частями двигателя уменьшается, следовательно, тяговое усилие линейного асинхронного двигателя увеличивается, а значит, возрастает скорость движения состава.
В случае уменьшения сопротивления движению пружина 13 сжимается, перемещая тяги 12 и 15, отрезок цепи 14, зубчатую рейку 11 и сцепное устройство 16 в направлении движения. При этом гайка 8 поворачивается в направлении, противоположном рассмотренному. Винт 7 поднимается, перемешая за собой первичную часть 3. Зазор между вторичной 4 и первичной 3 частями увеличивается. Вследствие увеличения зазора тяговое усилие двигателя уменьшается, а следовательно, снижается скорость движения.
Применение тележки в качестве приводной для рудничных электровозов позволяет путем более высокой организации рельсового транспорта вследствие автоматической стабилизации скорости движения, увеличить производительность откатки в 1,1 — 1,2 раза.
Формула изобретения
Тяговая тележка с линейным двигателем, содержащая опирающуюся на колесные пары раму с установленной на ней с возможностЬю перемещения в вертикальной плоскости первичной частью линейного двигателя, вторичная часть которого закреплена на пути, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем автоматической стабилизации скорости при изменении сопротивления движению, первичная часть двигателя снабжена установленным на ней винтом с гайкой, выполненной с зубьями на наружной поверхности, сцепленными с зубчатой рейкой, которая кинематически связана со сцепным устройством тяговой тележки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 512132, кл. В 65 G 17/32, 1972.
2. Патент США № 3641939, кл. 104—
148, 1972.