Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
<>988596
{61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 26. 06. 81(21) 3311295/27-.11 ($1)Ai ggl 3
В.60 К 17/10 с присоединением заявки ¹
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет(33) УДК 629 ° 113-585.2(088.8) Опубликовано 15.0183. Бюллетень № 2
Дата опубликования описания 15.01. 83
В. И. Соколовский, В. М. Стародубцев, A. М. Сарнбан и Ю. С. Шурлапов
Я (72) Авторы изобретения фйрь ской "..;—
3; r;.; -,«.. rl. g,Р
Московский трижды ордена Ленина, ордена О
Революции и ордена Трудового Красного Зн автомобильный завод им. И.A. Лихач а (71) Заявитель (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ
ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к гидромеханическим трансмиссиям транспортных средств, преимущественно автомобилей.
Известна система управления г о.механической трансмиссией транспорт:ного средства, содержащая первый двухпозицнонный гидрораспределитель,. вход которого связан гидролинией с первым источником давления жидкости, а первый и второй выходы — соответственно с управляющей полостью муфты блокировки гидротрансформатора и со, сливом, и второй двухпозиционный гидрораспределитель, вход и один из выходов которого связаны гидролинией соответственно со вторым источником давления и сливом. Гидромеханнческая трансмиссия, снабженная этой системой, состоит из гидротрансформатора с фрикционной муфтой его блокировки, фрикционных муфт переключения, передач, ступенчатой коробки передач $1).
Недостаток этой гидромеханической трансмиссии заключается в том что в ней не обеспечен надежный запуск двигателя при буксировке транспортного средства, что снижает надежность автомобиля.
Для надежного и быстрого запуска двигателя при буксировке транспортного средства необходимо обеспечить:
5 подключение заднего насоса к основной системе, в частности - к фрнкционным муфтам., с помощью оператора (водителя) по его желанию," блокировку гидротрансформатора во время запуска двигателя, поскольку жесткая связь двигателя с трансмиссией облегчает запуск.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем обеспечения принудительного блокирования гидротрансформатора.
Поставленная цель достигается тем, что второй гидрораспределитель вы20 полнен управляеияам и дополнительно связан двумя другими выходами соответственно с входом н торцовой полостью первого гидрораспределителя.
На фиг. 1 изображена гидромеханическая трансмиссия с элементами системы управления, клапаны которой по. казаны в положении, соответствующем движению транспортного средства с работающим двигателем, на фиг. 2то же, клапаны показаны в положении, соответствующем движению в момент
988596 запуска двигателя при буксировке транспортного средства.
Гидромеханическая трансмиссия состоит из гидротрансформатора 1, фрикционной муфты 2 блокировки гидротрансформатора и ступенчатой l коробки передач 3 с Фрикционными муфтами ,переключения (не показаны).
Система управления гидромеханической трансмиссией содержит передний насос 4 с приводом от двигателя, эад- 1О ний насос 5 с приводом от одного из валов коробки передач, клапан 6 линейного давления переднего насоса, клапан 7 заднего насоса, фильтр 8, клапан 9 блокировки гидротрансформа- 1 тора.
Рабочая жидкость от переднего насоса 4 подводится к клапану 6 линейного давления переднего насоса, к клапану 9 блокировки гидротрансформатора, к клапану 7 заднего насоса .и другим потребителям (к муфтам переключения передач, в систему управления и т.д.)
Рабочая жидкость от заднего насоса 5 подается к фильтру 8 через клапан 7 заднего насоса. Клапан 7 заднего насоса связан кинематической цепью 10 с органом управления 11
s кабине водителя, при этом выход клапана 12 связан гидравлической 30 магистралью 13 с фильтром 8, выход
14 связан магистралью 15 с торцовой управляющей полостью 16 клапана 9 блокировки гидротрансформатора, а выход 17 связан магистралью 18 с 35 выходом 19 переднего насоса 4.
Трансмиссия работает следующим образом.
При движении автомобиля с работающим двигателем (см. Фиг. 1) рабочая 4п жидкость от переднего насоса 4 поступает к клапану б линейного давления, к клапану 9 блокировки гидротрансформатора, по.магистрали 18 к клапану 7 заднего насоса и по магист.рали 20 к другим потребителям. Рабочая жидкость от заднего насоса 5 через клапан 7 заднего насоса по магистрали 13 поступает в фильтр 8..
Клапан 7 в это время находится в исходном (выключенном)положении.
При буксировке автомобиля для запуска его двигателя (см. Фиг. 2) водитель, воздействуя на орган управления 11, включает его (переводит в крайнее левое положение по чертежу) ° При этом рабочая жидкость от заднего насоса 5 поступает через клапан,7 и далее через его выход 17 по магистрали 18 к клапану линейного давления 6 переднего насоса, и клапану 9 блокировки гидротрансформатора и к другим потребителям. Фильтр 8 отключается от заднего насоса. Одновременно через выход 14 по магистрали 15 жидкость поступает в торцовую управляющую полость 16 клапана 9 блокировки гидротрансформатора. Под действием давления, поданного в управляющую полость 16, клапан 9 переключается и соединяет полость фрикционной муфты 2 через клапан 7 с -задним насосом 5 - гидротрансформатор блокируется.
Таким образом, включением клапана 7 заднего насоса обеспечивается питание системы управления гидромеханической трансмиссией от заднего насоса и обеспечивается принудительная блокировка гидротрансформатора.
Принудительная блокировка гидротрансформатора и переключение насосов облегчает запуск двигателя буксировкой автомобиля, что повышает надежность автомобиля в целом, особенно при эксплуатации в тяжелых климатических условиях.
Формула изобретения
Система управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства, содержащая первый двухпозиционный гидрораспределитель, вход которого связан гидролинией с первым источником давления жидкости, а первый и второй выходы — соответственно с управляющей полостью муфты блокировки гидротрансформатора и со сливом, и второй двухпозиционный гидрораспределитель, вход и один иэ выходов которого связаны гидролинией соответственно со вторым источником давления жидкости и сливом, о т л ич а ю щ а я с,я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения п ри нуди тель ного блокирования гидротрансформатора, второй гндрораспределитель выполнен управляемым и дополнительно связан двумя другими выходами соответственно с входом и торцовой полостью первого гидрораспределителя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР ,Р 740548, кл. В 60 К 41/06,,1978 (прототип) °