Устройство для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик ()988619 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 13.08.81 (2!) 3328166/27-1! с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з
В 61 D 7/28
Гасударственный кемитет (53) УДК 625.242 (088.8) Опубликовано 5.01.83. Бюллетень № 2
Дата опубликования описания 25.01.83
AO делам нзееретеиий и OTKphlTKH
Ю. А. Трубачев, А. Г. Ребенок, Я. Я. !эессараб, H.-С. Дяченко, В. А. Царапкин, В. М. Зеленский, А..К.:: Колесник и Б. О Денисов т
Отраслевой отдел в r. Кременчуге Веесотбзного, научйо- . исследовательского института вагоностроения и Стахановский вагоностроительный завод-", (72) Авторы изобретения (7!) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКРЫВАНИЯ И ЗАКРЫВАНИЯ
КРЫШЕК РАЗГРУЗОЧНЫХ ЛЮКОВ БУНКЕРНОГО
ВАГОНА
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается устройств открывания и закрывания разгрузочных люков бункерных вагонов.
Известно устройство для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона, содержащее смонтированные под вагоном связанный кинематически с крышками люков приводной вал и силовой цилиндр, связанные между собой посредством установленного на оси зубчатого сектора, взаимодействующего с закрепленной на валу шестерней, и механизм блокирования вала, состоящий из поворотного в вертикальной плоскости стопора, вза-. имодействующего с зубом жестко посаженного на вал храповика и связанного с корпусом силового цилиндра посредством подпружиненной тяги (11.
Недостатком известного устройства является невозможность его ручной разблокировки и последующего автоматического запирания в случае отсутствия сжатого воздуха, повреждения силового цилиндра или отказа пневмосистемы, что снижает надежность работы устройства.
Цель изобретения — повышение надежности в эксплуатации путем обеспечения ручной разблокировки и последующего автоматического запирания устройства.
Для достижения поставленной цели в устройстве для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона стопор смонтирован на оси вращения. зубчатого сектора и выполнен в виде двуплечего рыча га, вза и м одействующего одним из плеч с зубом храповика, а на зубчатом секторе шарнирно закреплен кулачок с рукояткой, взаимодействующий с другим плечом стопора.
С целью повышения надежности фиксации стопора в открытом положении, поверх15 ность кулачка, контактирующая со стопором, выполнена плоской.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство на вагоне сбоку, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. !; на фиг. 3— узел 1 на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 2; на фиг. 5 — вид В на фиг. 2.
Устройство состоит из смонтированных под вагоном силового цилиндра 1, приводного вала 2, соединенных между собой посредством зубчатого сектора 3 и жестко ус988619
1О
Формула изобретения
4О
55 гановленной на валу шестерни 4. Сектор 3 установлен на оси 5, закрепленной на раме вагона при помогци кронштейнов 6. Цилиндр 1 посредством петли 7, жестко закрепленной на корпусе цилиндра, и оси 8 шарнирно присоединен к кронштейнам 9 рамы вагона. Петля 7 корпуса цилиндра 1 имеет продольный паз, расположенный вдоль продольной оси цилиндра (фиг. 2 и 5).
Шток 10 цилиндра 1 шарнирно при помоши оси 11 соединен с консольной частью сектора 3. На оси 5 установлен стопор 12 в виде двуплечего рычага, взаимодействуюший одним плечом с зубом жестко посаженного на валу 2 храповика 13. К другому плечу стопора 12 шарнирно посредством оси 14 присоединена подпружиненная тяга 15. второй конец которой шарнирно посредством оси 16 присоединен к корпусу силового цилиндра при помощи жестко прикрепленных к нему ребер 17.
Ребра 17 имеют продольный паз, расположенный вдоль продольной оси тяги 15.
Тяга 15 состоит из вилки 18, откидного болта 19, соединенного с вилкой 18 при помощи резьбового соединения, и упругого элемента 20, расположенного между вилкой 18 и ребрами 17.
На консольной части сектора 3 посредст-, вом оси 21 установлен кулачок 22 с рукояткой, взаимодействующий с другим плечом стопора 12 (фиг. 2 и 5).
Устройство работает следуюши м образом.
Г1ри подаче сжатого воздуха в верхнюю полость цилиндра 1 корпус цилиндра благодаря наличию продольного наза в петле 7 перемешается вверх и перемешает связанную с ним и стопором 12 тягу 15.
Стопор 12 поворачивается и выходит из зацепления с зубом храповика 13, разблокируя тем самым устройство открывания и закрывания крышек люков.
После того, как цилиндр 1 займет крайнее верхнее положение, его шток посредством сектора 3 и шестерни 4 поворачивает вал 2, связанный посредством, например, двуплечих рычагов и тяг, с крышками люков.
При отсутствии источника сжатого воздуха или в случае неисправности открывание производится следующим образом.
Рукой, охватывая рукоятку, поворачивается кулачок 22. При этом кулачок 22 отжимает стопор 12 и выводит его из зацепления с зубом храповика 13. Тяга 15 свободно перемещается вверх благодаря наличию продольного паза в ребрах 17.
При этом снижается упругий элемент 20 (на фиг. 2 разблокированное состояние стопора 12 при помощи кулачка 22 показано штриховыми линиями).
Если провернуть вал 2, открывая разгрузочные люки посредством рычага и приспособления, установленного на двуплечих рычагах, шестерня 4 начинает поворачивать сектор 3, консольная часть которого, опускаясь, перемещает вниз кулачок 22.
При движении вниз кулачок 22 выходит из взаимодействия с другим плечом стопора 12, который под действием упругого элемента 20 возвращается в исходное рабочее положение. В то же время кулачок 22 под действием силы тяжести принимает исходное вертикальное положение.
Использование изобретения позволяет повысить надежность работы и обеспечить ручную разблокировку и последующее автоматическое запирание устройства открывания и закрывания крышек люков бункерного вагона.
Изобретение имеет по сравнению с механизмом открывания и закрывания крышек люков вагона для перевозки минеральных удобрений мод. 15 — 740 следующие технические преимущества: снижен вес механизма на 25 кг; снижена трудоемкость изготовления механизма на 28,5 нормо/ч.
Кроме того, в результате обеспечения изобретением автоматического запирания исключаются случаи самопроизвольного открывания устройства разгрузки вагона в пути следования, что повышает безопасность движения поездов и исключает потери груза.
Экономический эффект от внедрения предлагаемого устройства рассчитанный на годовую программу вагоностроительного завода 3000 вагонов, составит 97,7тыс. руб.
1. Устройство для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона, содержашее смонтированные под вагоном связанный кинематически с крышками люков приводной вал и силовой цилиндр, соединенные между собой посредством установленного на оси зубчатого сектора, взаимодействующего с закрепленной на валу шестерней, и механизм блокирования вала, состоящий из поворотного в вертикальной плоскости стопора, взаимодействуюшего с зубом жестко посаженного на вал храповика и связанного с корпусом силового цилиндра посредством подпружиненной тяги, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в эксплуатации путем обеспечения ручной разблокировки и последующего автоматического запирания устройства, указанный стопор смонтирован на оси врашения зубчатого сектора и выполнен в виде двуплечего рычага, взаимодействующего одним из плеч с зубом храповика, а на зубчатом секторе шарнирно закреплен кулачок с рукояткой, взаимодействуюший е другим плечом стопора.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности фиксации стопора в открытом положении, поверхность кулачка, контактирующая со стопором, выполнена плоской.
988619
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Каталог. Вагоны СССР М., 1979, НИИтяжмаш, с. 25 (прототип).
988619
Фиг. Я
Составитель Е.Макрович
Редактрр Е. Дичинская Техред И. Верес Корректор Г. Огар
Заказ 10583/21 Тираж 5О$ Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4