Устройство для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик ()988619 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 13.08.81 (2!) 3328166/27-1! с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

В 61 D 7/28

Гасударственный кемитет (53) УДК 625.242 (088.8) Опубликовано 5.01.83. Бюллетень № 2

Дата опубликования описания 25.01.83

AO делам нзееретеиий и OTKphlTKH

Ю. А. Трубачев, А. Г. Ребенок, Я. Я. !эессараб, H.-С. Дяченко, В. А. Царапкин, В. М. Зеленский, А..К.:: Колесник и Б. О Денисов т

Отраслевой отдел в r. Кременчуге Веесотбзного, научйо- . исследовательского института вагоностроения и Стахановский вагоностроительный завод-", (72) Авторы изобретения (7!) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКРЫВАНИЯ И ЗАКРЫВАНИЯ

КРЫШЕК РАЗГРУЗОЧНЫХ ЛЮКОВ БУНКЕРНОГО

ВАГОНА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается устройств открывания и закрывания разгрузочных люков бункерных вагонов.

Известно устройство для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона, содержащее смонтированные под вагоном связанный кинематически с крышками люков приводной вал и силовой цилиндр, связанные между собой посредством установленного на оси зубчатого сектора, взаимодействующего с закрепленной на валу шестерней, и механизм блокирования вала, состоящий из поворотного в вертикальной плоскости стопора, вза-. имодействующего с зубом жестко посаженного на вал храповика и связанного с корпусом силового цилиндра посредством подпружиненной тяги (11.

Недостатком известного устройства является невозможность его ручной разблокировки и последующего автоматического запирания в случае отсутствия сжатого воздуха, повреждения силового цилиндра или отказа пневмосистемы, что снижает надежность работы устройства.

Цель изобретения — повышение надежности в эксплуатации путем обеспечения ручной разблокировки и последующего автоматического запирания устройства.

Для достижения поставленной цели в устройстве для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона стопор смонтирован на оси вращения. зубчатого сектора и выполнен в виде двуплечего рыча га, вза и м одействующего одним из плеч с зубом храповика, а на зубчатом секторе шарнирно закреплен кулачок с рукояткой, взаимодействующий с другим плечом стопора.

С целью повышения надежности фиксации стопора в открытом положении, поверх15 ность кулачка, контактирующая со стопором, выполнена плоской.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство на вагоне сбоку, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. !; на фиг. 3— узел 1 на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 2; на фиг. 5 — вид В на фиг. 2.

Устройство состоит из смонтированных под вагоном силового цилиндра 1, приводного вала 2, соединенных между собой посредством зубчатого сектора 3 и жестко ус988619

Формула изобретения

55 гановленной на валу шестерни 4. Сектор 3 установлен на оси 5, закрепленной на раме вагона при помогци кронштейнов 6. Цилиндр 1 посредством петли 7, жестко закрепленной на корпусе цилиндра, и оси 8 шарнирно присоединен к кронштейнам 9 рамы вагона. Петля 7 корпуса цилиндра 1 имеет продольный паз, расположенный вдоль продольной оси цилиндра (фиг. 2 и 5).

Шток 10 цилиндра 1 шарнирно при помоши оси 11 соединен с консольной частью сектора 3. На оси 5 установлен стопор 12 в виде двуплечего рычага, взаимодействуюший одним плечом с зубом жестко посаженного на валу 2 храповика 13. К другому плечу стопора 12 шарнирно посредством оси 14 присоединена подпружиненная тяга 15. второй конец которой шарнирно посредством оси 16 присоединен к корпусу силового цилиндра при помощи жестко прикрепленных к нему ребер 17.

Ребра 17 имеют продольный паз, расположенный вдоль продольной оси тяги 15.

Тяга 15 состоит из вилки 18, откидного болта 19, соединенного с вилкой 18 при помощи резьбового соединения, и упругого элемента 20, расположенного между вилкой 18 и ребрами 17.

На консольной части сектора 3 посредст-, вом оси 21 установлен кулачок 22 с рукояткой, взаимодействующий с другим плечом стопора 12 (фиг. 2 и 5).

Устройство работает следуюши м образом.

Г1ри подаче сжатого воздуха в верхнюю полость цилиндра 1 корпус цилиндра благодаря наличию продольного наза в петле 7 перемешается вверх и перемешает связанную с ним и стопором 12 тягу 15.

Стопор 12 поворачивается и выходит из зацепления с зубом храповика 13, разблокируя тем самым устройство открывания и закрывания крышек люков.

После того, как цилиндр 1 займет крайнее верхнее положение, его шток посредством сектора 3 и шестерни 4 поворачивает вал 2, связанный посредством, например, двуплечих рычагов и тяг, с крышками люков.

При отсутствии источника сжатого воздуха или в случае неисправности открывание производится следующим образом.

Рукой, охватывая рукоятку, поворачивается кулачок 22. При этом кулачок 22 отжимает стопор 12 и выводит его из зацепления с зубом храповика 13. Тяга 15 свободно перемещается вверх благодаря наличию продольного паза в ребрах 17.

При этом снижается упругий элемент 20 (на фиг. 2 разблокированное состояние стопора 12 при помощи кулачка 22 показано штриховыми линиями).

Если провернуть вал 2, открывая разгрузочные люки посредством рычага и приспособления, установленного на двуплечих рычагах, шестерня 4 начинает поворачивать сектор 3, консольная часть которого, опускаясь, перемещает вниз кулачок 22.

При движении вниз кулачок 22 выходит из взаимодействия с другим плечом стопора 12, который под действием упругого элемента 20 возвращается в исходное рабочее положение. В то же время кулачок 22 под действием силы тяжести принимает исходное вертикальное положение.

Использование изобретения позволяет повысить надежность работы и обеспечить ручную разблокировку и последующее автоматическое запирание устройства открывания и закрывания крышек люков бункерного вагона.

Изобретение имеет по сравнению с механизмом открывания и закрывания крышек люков вагона для перевозки минеральных удобрений мод. 15 — 740 следующие технические преимущества: снижен вес механизма на 25 кг; снижена трудоемкость изготовления механизма на 28,5 нормо/ч.

Кроме того, в результате обеспечения изобретением автоматического запирания исключаются случаи самопроизвольного открывания устройства разгрузки вагона в пути следования, что повышает безопасность движения поездов и исключает потери груза.

Экономический эффект от внедрения предлагаемого устройства рассчитанный на годовую программу вагоностроительного завода 3000 вагонов, составит 97,7тыс. руб.

1. Устройство для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона, содержашее смонтированные под вагоном связанный кинематически с крышками люков приводной вал и силовой цилиндр, соединенные между собой посредством установленного на оси зубчатого сектора, взаимодействующего с закрепленной на валу шестерней, и механизм блокирования вала, состоящий из поворотного в вертикальной плоскости стопора, взаимодействуюшего с зубом жестко посаженного на вал храповика и связанного с корпусом силового цилиндра посредством подпружиненной тяги, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в эксплуатации путем обеспечения ручной разблокировки и последующего автоматического запирания устройства, указанный стопор смонтирован на оси врашения зубчатого сектора и выполнен в виде двуплечего рычага, взаимодействующего одним из плеч с зубом храповика, а на зубчатом секторе шарнирно закреплен кулачок с рукояткой, взаимодействуюший е другим плечом стопора.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности фиксации стопора в открытом положении, поверхность кулачка, контактирующая со стопором, выполнена плоской.

988619

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Каталог. Вагоны СССР М., 1979, НИИтяжмаш, с. 25 (прототип).

988619

Фиг. Я

Составитель Е.Макрович

Редактрр Е. Дичинская Техред И. Верес Корректор Г. Огар

Заказ 10583/21 Тираж 5О$ Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и от крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4