Колесо транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических, Республик
«»992242 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25.03.81 (21) 3265720/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) Я. Кл.з
В 60 В 3/02
В 60 В 23/12
Гасударственный кемнтет
СССР
Опубликовано 30.01.83. Бюллетень № 4 (53) УДК 629.113..012 (088.8) ле делам нзебретеннй и етнрвпнй
Дата опубликования описания 05.02.83
В. П. Васильев
/ . :,";
/ .„- . -, /
Московский трижды ордена Ленина ордй а Ок гябрьскМ ;:Револ@уии и ордена Трудового Красного Знамени аЪ|чщобйжный завоф им. И. А. Л.ихачева % (72) Автор изобретения (71) Заявитель (54) КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к колесам транспортных средств, работающих в условиях бездорожья.
Зависимость проходимости транспортного средства от удельного давления на грунт обусловлена величиной плошади пятна контакта колесного движителя с несущей поверхностью.
Известна конструкция колеса с регулируемым давлением воздуха в шинах, снижение которого обеспечивает улучшение сцепных и опорных качеств, а также уменьшение сопротивления качению на рыхлых и насыщенных водой грунтах (1).
Недостаток подобной конструкции состоит в том, что шины при низком давлении имеют повышенный износ в местах изгиба.
Известно колесо транспортного средства, содержащее выполненную из радиально расположенных герметичных камер эластичную шину, связанную ободом со ступицей, валраспределитель с каналами подачи и откачки, связанными с источником текучей среды под давлением, причем ступица вы2 полнена с патрубками, сообщающимися с вышеупомянутыми каналами 12).
Однако при движении такого колеса по грунтам с низкой несущей способностью сопротивление качению возрастает вследствие неизменного давления воздуха в шине колеса, что снижает проходимость транспортного средств а.
Цель изобретения — повышение проходимости путем увеличения площади пятна контакта шины,с поверхностью качения.
Поставленная цель достигается тем, что обод выполнен раздвижным, в виде дисков, каждый из которых связан со ступицей сферическим шарниром с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной оси вра15 щения колеса и зафиксированным от перемещения по окружности в плоскости вращейия колеса.
Кроме того, шарнир содержит палец, закрепленный на одном элементе шарнира и размещенный в осевой прорези, выполненной в другом элементе шарнира.
На фиг. 1 изображено предлагаемое колесо, общий вид; на фиг. 2 — его рабочее положение; на фиг. 3 — частичный разрез движителя.
992242
Колесо состоит из вала-распределителя 1 с;катого воздуха, в котором расположен канал подачи сжатого воздуха А и канал откачки воздуха Б. На валу-распределителе 1 с помощью подшипников 2 и 3 установлена ступица 4 с выполненными за одно с ней патрубками 5, сообщающимися с каналом полачи сжатого воздуха А и каналом откачки воздуха Б. Эластичная шина 6, разделенная на герметичные камеры, расположенные радиально, закреплена на концах патрубков 5 с помощью кольца 7, а борта эластичной шины 6 закреплены на закраинах обода, выполненного в виде дисков 8, которые в свою очередь связаны со ступицей 4 шарнирно при помощи наружных втулок 9 с шаровыми поясами и цилиндрическими пальцами, скользящими в прорезях внутренних сферических втулок 10, жестко установленных на ступице.
Колесный движитель работает следующим образом.
Крутящий момент к колесу подводят через ступицу 4 к ободу, выполненному в виде дисков 8. При этом пальцы являются звеном, передающим крутящий момент, так как каждый палец выполнен заодно со своим шаровым поясом. Вертикальная нагрузка от колеса через обод, сферические втулки t0, ступицу 4, посредством подшипников 3 передается на вал-распределитель 1, являющийся неподвижной осью колеса, установленной в корпусе транспортного средства.
При движении транспортного средства но дорогам с твердым покрытием давление воздуха во всех герметичных камерах эластичной шины 6 поддерживается одинаковое, что позволяет дискам 8, смонтированным на наружных втулках 9 (с шаровым поясом) сохранять параллельное положение относительно вертикальной оси, обеспечивая одинаковую ширину эластичной шины 6 по всей окружности.
Во время движения по грунтам с низкой несущей способностью для увеличения площади пятна контакта с грунтом, вращение ступицы 4 относительно вала-распределителя 1 приводит к тому, что канал откачки воздуха Б своим отверстием поочередно сообщается с отверстиями патрубков 5, находящимися R данный момент в верхней части колеса, а каждая подача сжатого воздуха А поочередно сообщается с отверстиями патрубков 5, находящимися в данный момент в нижней части колеса. При этом производится откачка воздуха из верхних камер при одновременной подкачке сжатого воздуха в камеру, находящуюся в зоне контакта эластичной шины 6 с грунтом.
i3ce это приводит к тому, что сила давления воздуха на внутренние стенки герметичных камер, находящихся в нижней части, заставляет наружные втулки 9 с установленФормула изобретения
50
55 . мобили высокой проходимости», М., 1967, 5
15 ю
25 ными на них дисками 8, имеющими подвижность относительно внутренних сферических втулок 10, изменять свое положение, двигаясь по дуге и увлекая при этом за собой борта эластичной шины 6. Благодаря схождению дисков 8 ширина эластичной шины 6 в нижней части колеса изменяется, увеличивая площадь пятна контакта движителя с грунтом, а величина перекоса наружной втулки 9 определяется ходом круглого цилиндрического пальца, скользящего в прорези внутренней сферической втулки 10. Кроме того, цилиндрический палец выполняет роль ограничителя вращения втулки 9, вследствие того, что ширина прорези равна диаметру пальца.
Циркуляция воздуха производится таким образом, чтобы изменение формы эластичной шины 6 происходило плавно с возможностью занятий ей любых промежуточных положений.
Величину площади пятна контакта колеса с грунтом можно также увеличить, производя только откачку воздуха, тем самым снижая давление во всех камерах шины.
Применение предлагаемого изобретения позволяет повысить проходимость транспортного средства при движении по грунтам с низкими несущими способностями и малым коэффициентом сцепления (таких, как снег, песок, болото) .
1. Колесо транспортного средства, содержащее выполненную из радиально расположенных герметичных камер эластичную шину, связанную ободом со ступицей, валраспределитель с каналами подачи и откачки, связанными с источником текущей среды под давлением, причем ступица выполнена с патрубками, сообщающимися с вышеупомянутыми каналами, отличающееся тем, что, с целью повышения проходимости путем увеличения площади пятна контакта шины с поверхностью качения, обод выполнен раздвижным в виде дисков, каждый из которых связан со ступицей сферическим шарниром с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной оси вращения колеса и зафиксированным от перемещений по окружности в плоскости вращения колеса.
2. Колесо по и. 1, отличающееся тем, что шарнир содержит палец, закрепленный на одном элементе шарнира и размещенныи в осевои прорези, выполненнои в другом эле менте шарнира.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Гринченко И. В. и др. Колесные авто с. 180 — 181.
2. Патент США № 3451460, кл. 152 — 417, 1969 (прототип).
992242 фиг3
Составитель Т. Попова едактор H. Гришанова
Заказ 11218/15
Корректор А. Ференц
Тираж 673 Подписное
ВНИИП
ИИПИ Государственного комитета СССР
113035, М по делам изобретений и открытий
Филиал ППП «Патен», 035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб, 4/5 я на ., д. атент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4