Устройство для регулирования тормозной мощности гидравлической передачи транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

И ЗОВРЕТЕН ИЯ

-К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<и 996245

Союз Советсннк

Соцналнстнчесннк

Респубпнк (63 ) Дополнительное к авт. с вид-ву

t (53)N. Кл.

В 61 С 9/18

В 61 К 11/06 (22) Заявлено 24.08.81 (21) 3332823/27-11 с прнеоеднненнем заявки,йт

1всулщктвювй4 иеактвт

СССР ав аемн «зебуетенвй н етирытнй (23)Приоритет

Опубликовано 1g.02.83. Ьвллетеиь Эй 6 (53) УДК625,282, -843.6.82 ата опубликования описания 15.02.83 аз щи т .-, Муромский ордена Трудового Красного Знамени и ор

Знак Почета" тепловозостроительный завод им. Ф. Э. Дзерж и. Муромский филиал Впадимирского политехнического инсчмтута (71) Заявители (543 УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРМОЗНОЙ

МОШНОСТИ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для регулирования тормозной мощности гидравлической передачи транспортного средства, преимущественно тепловоза.

Известно устройство для регулирования тормозной мощности гидравлической передачи, содержащее сливные клапаны, расположенные снаружи пусковых гид-.

1О ротрансформаторов переднего и заднего хода, и специальные устройства, связанные с регулятором числа оборотов двигаP1)

Сливные клапаны гидротрансформаторов либо не регулируются, и ограничивают только максимальное движение в гидротрансформаторах при гидроторможеиии, либо регулируются в зависимости от скбрости движения транспортного средства, ?0 а специальные устройства во время гидроторможения поддерживают число оборотов двигателя на определенном верхнем пределе постоянным.

Однако регулирование тормозной -мощности в этих устройствах путем изме нения давления в пусковом гкцротранс форматоре при постоянных, сравиительно высоких, числах оборотов двигателя снижает экономичность гидроторможения в связи с увеличением в процессе торможения относительной мощности, подводимой от двигателя.

Также известно устройство для регулирования тормозной мощности гидравлической передачи транспортного средства, содержащее связанные с контроллером машиниста и со сливными клапанами гидротрансформаторов позиционные элементы 2 g °

Однако в таких устройствах осуществляется неизменная и односторонняя зависимость открытия сечения сливных клапанов m числа оборотов двигателя: с уменьшением числа оборотов двигателя сливное сечение клапана увеличивается и наоборот. Это снижает возможность более экономичного регулирования про6248 4

16

2S

3$

4S

3 99 цесса гидроторможения увеличением степени наполнения пусковых гидротрансформаторов при различных числах оборотов двигателя, Кроме того„не программируется момент начала .включения гидроторможения по скорости транспортного средства, в результате чего возможно черезмерное увеличение реализуемой тормозной мощности гидравлической передачи, сопровождающееся перегревом рабочей жидкости в пусковых гидротрансформаторах и боксованием колес транспортного средства. Кроме того, при малых реализуемых тормозных мощностях недойспользуются тормозные качества гидравлической передачи.

Бель изобретения - повышение надежности путем исключения перетормаживания транспортного средства.

Цель достигается тем, что устройство у для регулирования тормозной мощности гидравлической передачи транспортного средства снабжено датчиком скорости вращения входного вала гидравлической передачи, блоком- сравнения, исполнительными реле и электромагнитными вентилячи, причем упомянутые датчики подклю« чены к вхоДам блока сравнения, к выходам которого подключены исполнительные реле, контакты которых включены в цепь питания электромагнитных вентилей, которые подключены к упомянутым по-. зиционным элементам.

На чертеже изображена принципиальная схема устройства.

Устройство содержит контроллер 1 машиниста, соединенный магистралью 2 с устройством уцравления двигателем, содержащем приставку 3 и регулятор числа оборотов двигателя 4, позиционные элементы 5 и.6, связанные со сливными клапанами 7 и 8 corn âåòñòâåííî цусковых гидротрансформаторов 9 и 10 гидравлической передачи, приводимой от двигателя 4.

В устройстве установлены две группы электромагнитных вентилей 11-13 и 1416, соединенных магистралями 17-22 и 23 ссютветственно с позиционными элементами 5 и 6 и регулятором 24 давления среды. Регулятор 24 выпол.нен, например, в виде дросселя, приводимого в действие вручную или от заданного элемента 25 с помощью элект .омеханического привода (не показан).

Вентилями 11-16 управляют с помощью промежуточных реле 26-31, катушки которых приводятся в действие от блока сравнения чисел оборотов входного

l и выходного валов гидравлической передачи, а соответствующие контакты 3237- установлены в цепи питания электромагнитных вентилей 11-16. В цепи питания катушек установлены также выключатели 38 и 39, сблокированные с контроллером 1 машиниста, Устройство содержит датчик 40 скорости вращения входного вала и датчик 41 скорости вращения выходного вала гидравлической передачи. Датчики

40 и 41-выполнены в виде тахогенераторов, на выходе которых включены выпрямительные мосты 42 и 43, подключенные к входам блока 44 сравнения, выполненного на резисторах 45 и потенциометрах 46. К выходам блока 44 сравнения подключены исполнительные реле 26-31, контакты которых включены в цепь питания электромагнитных вентилей 11-16, которые подключены к позиционным элементам 5 и 6. К каждому из реле последовательно включены стабилитроны 47-52.

От. выходного вала гидравлической передачи приводится во вращение реверсивный насос 53, во всасывающей 54 и напорной 55 магистралях которого установлены клапаны 56 переключения подачи жидкости при изменении направления вращения выходного вала гидравлической передачи (направления движения тепловоза). Магистрали 55 и 54 насоса через переключающий золотник 57 соединяются раздельно магистралями 58, 59 и 60, 59 с гидравлической полостью приставки 3 узла управления двигателем

4. Переключающий золотник 57 приводит ся в действие рукояткой 61, сблокированной с рукояткой контроллера 1 машиниста.

Приводимая от двигателя 4 гидравлическая передача содержит также золотниковые коробки 62 и 63 с сервоцилиндрами, подсоединенными через вентили 64 и 65 и блокировочный элемент

66 к напорной магистрали 67 насоса управления 68. Золотниковые коробки

62 и 63 магистралью 69 подсоединены к питательному насосу 70 а магистралями 71-74 - к рабочим полостям пусковых гидротрансформаторов 9 и 10 переднего и заднего хода.

Устройство работает следующим образом.

При движении транспортного средства (тепловоза) гидравлическое .. орможение пачкается с перевода рукоятки контроллера 1 машиниста на одну из позиций, S 006245 6 ивоположному нап- При снижении, в результате гидроторепловоэа, При этом можения, скорости движения тепловоза овочный элемент 66, уменьшается напряжение тахогенератора еского- управления 41, связанного с выходным валом гидравдачей (не показана) лической передачи. При определенной ско5 и выключает вен- рости тепловоза стабилитрон 50 выхоая коробка 62 вы- дит из состояния пробой и отключает ка-ансформатор 9 опо т--щку реле 29, которое в свою очередь включенный вентиль контактами 35 отключает электромагэлемент 66 рабочая Ю нитный вентиль 14. Позиционный элйнасоса управления мент 6 срабатывает и уменьшает сливистрали 67 серво ное сечение клапана 8 пускового гидй коробки 63. Зо- ротрансформатора 10.

63 открывает доступ Вместе с тем число оборотов двига. питательного насоса д телей при снижении скорости тепловоза

69 и 73 к пусково- плавно увеличивается, так как вслед-. ру 10 противопо- ствие снижения скорости вращения насодвижения тепловоза. са 53 уменьшается создаваемое им прозаполняется и начи- тиводавление в гидравлической полости ожения тепловоза. рй приставки 3 шиниста о магист- Благодаря уменьшению сливного сеч . ость приставки 1 о- - ния клапана 8 пускового гидротрансфорда с давлением, со- матора 10 и увеличению числа оборотов овленной позиции кон- двигателя 4 возрастает тормозной моереводе контроллера у мент, создаваемый гидротрансформатоанавливается в новое ром 10 на колесах тепловоза.

60 и- переключаю- При дальнейшем уменьшении -скорости абочая жидкость движения тепловоза происходит аналогич53 по магистрали 54 ное последовательное отключение вентий золотник 57, по SO лей 15 и 16 и увеличение числа оборо60 подается в полость тов двигателя 4, что приводит к соотставки 3 двигателя ветствующему увеличению тормозного двигателя снижается момента гидравлической передачи. логичной позицией При включении гидроторможения с боном режиме работы,лее низких скоростей движения транспортедачи.

3% його средства под действием более нисьэтим при переводе кого найряжения тахогенератора 41.сраротивоположное на- батывают не все стабилитроны 50-52, замыкается выклю- вентили 14-16, что уменьшает и величатель 39 остается чину сечения сливного клапана 8. Это

4С ействием выпрямлен- иозволяет реализовать в зоне средних и здаваемого тахоге- низких скоростей движения тепловоза ехфазным выпрями.— сразу большие тормозные моменты., переходят в состоя- Параметры предлагаемого устройства роны 47-52 B ре- подобраны так, что переключение вентичаются катушки ре- лей 14-16 и тормозные характеристики

45 очных реле, которые гидравлической передачи располагаются чают своими кон-,в зоне близкой к ограничению Ао-мощктромагнитные венти- ности холодильной установки для рабосреда от регулятора чей жидкости и по сцеплению колес теп23 поступает через ловоза с рельсами. соответствующих прот равлению движения т переключается блокир а система автоматич гидравлической пере включает вентиль 6 тиль 64, Золотников ключается и гидротр ражнивается. Через

85 и блокировочный жидкость (масло) от

68 поступает но маг цилиндра эолотниково лотниковая коробка рабочей жидкости ом

70 по магистралям му гидротрансформато ложного направления

Гидротрансформатор нается процесс торм

От контроллера 1 ма рали 2 в рабочую пол ступает рабочая сре отверстующим устан троллера 1. При и

1 вместе с ним уст положение р„коятка щий золотник 57. P (масло} от насоса через переключающи магистралям 59 и противодавления при

4, и число оборотов о сравнению с ана контроллера 1 в тяго гидравлической пер

Одновременно с контроллера 1 на п правление движения чатель 38 а выклю включенным. Под д ного напряжения, со нератором 41 и тр тельным мостом 43 ние пробоя стабилит эультате этого вклю ле 26-31 промежут срабатывают и вклю тактами 32-37 эле ли 11-16, Рабочая

24 о магистрали вентили 11-16 к позиционным элементам 5 и 6, которые открывакг полное сечение сливных клапанов 7 и 8 пусковых гидротрансформаторов 9 и 10. Это ускоряет слив жидкости иэ гидротрансформаторов 9 и ограничивает тормозную мощность, развиваемую гидротрансформатором 10.

Во всех рассмотренных выше случаях действия предлагаемого устройства и при различных скоростях движения тепловоза путем уменьшения давления рабочей среды, нодаваемой от регулятора

24 к позиционному э л е менту 6 через вентили 14-16, обеспечивается доцслформула изобретения

7 9962 нительное корректировочное уменьшение сечения сливного клапана 8, увеличение степени .наполнения рабочей жидкостью полости гидротрансформатора 10 и его переход на более экономичные режимы работы. Регулятор давления 24 приводится в действие вручную или по определенной программе от задающего элемента 25 связанного напряжениями датчиков 4.0 и 41. 16

Перевод контроллера 1 машиниста на более низкие позиции по числу оборотов двигателя обеспечивает получение частичных тормозных характеристик гидравлической передачи с меньшими значения- 1

/ ми тормозного момента.

При переводе контроллера 1 машиниста назад в цоложеиие1соответствующее первоначальному направлению движения тепловоза, вентили 11-13 отключаются выключателем 38 и позиционное усч ройство 5 закрывает сливной клапан 7 зидротрансформатора 9. Гндротрансформатор 10 опоражнивается, снова заполняется рабочей жидкостью гидротрансфор- 2$ матор 9 и гидравлическая йередачЫ переходит иа тяговой режим работы с . прежним направлением движении тепловозав

36

При остановке тепловоза, в результа-, те гндроторможения гидротрансформатора

10, вентили 14-16 отключаются выключателем 39 и гидротрансформатор 10 переходит на тяговый режим работы, разгоняя тепловоз в направлении, противо положном первоначальному направлению его движения.

Работа предлагаемого устройства при торможении пусковым гидротрансформатором 9 осуществляется аналогично описанному.

Предлагаемое устройство для регулирования тормозной мощности гидравлической передачи транспортного средства позволяет повысить эффективность гидроторможения гидравлической передачей за счет более полного использования

45. 8 сцепления колес транспортного средства с рельсами, мощности холодильной устайовки для рабочей жидкости гидравлической передачи и исключения перетормаживания транспортного средства. Уст ройство позволяет также поднять эк< номичность процесса гидроторможения во всем диапазоне скоростей движения транспортного средства путем поддержания относительно большей стецени наполнения пусковых гидротрансформаторов рабочей жидкостью. Это повышает маневренность и йроизводительнос ть транспортного средства прн выполнении им маневровых операций, связанных с частыми торможениями и реверсированиями.

Устройство для регулирования тормо:-ь» ной мощности гидравлической передачи транспортного средства, содержащее связанные с контроллером машиниста и со сливными клапанами гидротрансформа- торов позиционные элементы о т л и —, ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности путем исключения перетормажнвания транспортного средства, оно снабжено датником скорости вращения входного вала и датчиком скорости вращения выходного вала гидравлической передачи, блоком сравнения, исполнительным реле и электромагнит нымн вентилями, причем упомянутые да чики подключены к-входам блока сравнения, к выходам которого подключены исполнительные реле, контакты которых включены в цепь питания электромагнитных вентилей, которые подключены к упомянутым позиционным элементам.

Источники информации, принятые во внимание нри экспертизе

1, Патент ФРГ ¹ 1755916, кл. В 61 Н 11/06, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР № 500099, кл, В 61 С 9/18, 1973 (прототип) °

Тираж 505 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытый

113035, Москва, Ж-35, Раушскаи наб., д. 4/5

Заказ 814/27

Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель Л, Кошель

Редактор Н. Киштулинеи Техред О.Неце Корректор М . Демчик,