Полюсная катушка электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (1997183

Ф!, ) ф

/ г (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30.10.80 (2!) 2998649/24-07

f$)) М Кд 3

Н 02 K 3/52 с присоединением заявки М

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет (531 УДК 621. 3. 045.8 (088.8) Опубликовано150233; бюллетень М 6

Дата опубликования описания150233 Ж и технологический институт тяжелого электромашиностроения.

Харьковского завода Электротя:маш им. В.И.Ленина (54) ПОЛЮСНАЯ КАТУШКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению и, в-частности, касается полюсных катушек электрических машин для электротранспорта.

Известно, что тяговые электродви.гатели работают в условиях воздействия больших вибрационных и ударных нагрузок, особенно это касается тяговых электродвигателей, имеющих опор-)О . но-,осевую подвеску, т.е. жестко связанных с колесной парой локомотива.

В ряде случаев ударные ускорения, воспринимаемые тяговым электродвигателем, достигают 35 д и более. В этих условиях механические воздействия на все узлы тяговых двигателей достигают значительных величин.

Наиболее уязвимьвпи узлами тяговых электродвигателей являются выводы полюсных катушек, они.несут значительные электрические и механические нагрузки, так как современные тяговые. двигатели для локомотивов расчитаны на значительные токи (до 1000 A), поэтому масса выводов и соединительных шин (проводов) велика, Проведенными испытаниями установлено, что при ускорениях, действующих на тяговый двигатель в зимнее время года при его опорно-осевой подвеске на тележке локомотива, а такая подвеска применяется на подавляющем большинстве отечественных и зарубежных тепловозов и электровозов„ в материале выводов возникают динамические напряжения, близкие к пределу усталости меди, что подтверждается имеющимися случаями излома выводов в эксплуатации.

Известны полюсные катушки, намотанные из шинной меди (1).

Вопрос прочности узла выводов длй катушек, .намотанных из шинной меди на ребро, для катушек намотанных плавая неэффективен, так как основным несущим элементом является корпусная изоляция °

Наряду с катушками, намотанными на ребро, известны полюсные катушки, намотанные плашмя с выводами уголкового профиля (2) .

Недостатком известных конструкций полюсных катушек, намотанных плашмя, является то, что вывод, имеющий обычно уголковый профиль, проводит ток и воспринимает динамические нагрузки, вызываемые массой вывода, соединительной шиной и деталями крепления.

В настоящее время для выводов применяются специальные уголки из бескис997183 лородной меди. Это позволяет в основном исключить излом вывода, но начинает разрушаться крайний виток катушки, к которому припаян вывод.

Цель изобретения — создание конструкции, позволяющей существенно повысить. механическую прочность узла вывод — крайний виток полюсной катушки.

Это достигается тем, что функции проводника электрического тока и вос-10 приятия механических .нагрузок разделяются путем введения в конструкцию катушки специальной детали, которая воспринимает динамические нагрузки.

Поставленная цель достигается тем,t5 что катушка со стороны выводов снабжена стальной скобой. с отогнутой частью и окном, в которое пропущены указанные выводы, прикрепленные к отогнутой части скобы. 20

На фиг. 1 показана катушка полюса тягового электродвигателя в разрезе по .выводу1 на фиг. 2 — катушка, вид со стороны выводов со снятой изоляцией; на фиг. 3 — конструкция катушки со стальной скобой при неодинаковом размере шайб катушки; на фиг. 4 - изометрическое изображение стальной скобы.

Катушка намотана из шинной меди 1,З» плашмя в две шайбы (фиг, 1). К крайним виткам 2 и 3 припаяны уголковые выводы 4. Катушка в районе выводов охвачена стальными скобами 5, в которых прорезаны окна и отогнуты языч» ки 6, к которым через соединительную шину 7i болтами 8 и гайкой 9 крепится вывод, образуя с обоймой единую жесткую конструкцию. Таким образом, вибрационные нагрузки в данной конструкцип.воспринимаются в основном стальной скобой, так как модуль упругости стали значительно выше чем меди.

Формула изобретения

Полюсная катушка электрической машины, содержащая обмотку с витками, образованными медной шиной, намотанной плашмя, и выводы, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, катушка со стороны выводов снабжена стальной скобой с отогнутой частью и окном, в которое пропущены указанные выводы, прикрепленные к отогнутой части скобы, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 517974, кл, Н 02 К 3/52, 1969.

2. Виноградов И.В. Производство электрических машин. Энергия, 1970, с. 238.

997183

Составитель A.Êåöàðèñ

Редактор Л.Алексеенко Техред М.Тепер

Корректор В.Прохненко.

Заказ 952/74 Тираж 685

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам. изобретений и открытий

113035, Москва,. Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная, 4