Ходовая часть гусеничного транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Реслублик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 09.04.79 (21) 2749019/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .
В 62 D 55/08
Гесударстпееый кемктет
СССР
Опубликовано 23.02.83. Бюллетень №?
Дата опубликования описания 28.0 . (53) УДК 629.1. .032 (088.8) пю дмам кзебретеник к вткрмтий (72) Автор изобретения
В. Д. Курак
Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (71) Заявитель (54) ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТ.ВА
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к транспортным средствам на гусеничном ходу.
Известна ходовая часть гусеничного транспортного средства, содержащая ве- 5 дущее и натяжное колеса и опорные катки, охваченные гусеничным обводом; и упругую подвеску опорных. катков, выполненную в виде пластинчатой пружины (1).
Недостатком указанной ходовой части является то, что связь опорного катка с пластинчатой пружиной не обеспечивает достаточной надежности подвески.
Известна также ходовая часть гусеничного транспортного средства, содержащая ведущее и натяжное колеса, опорные кат- ts ки, уста нове нный вокруг них гусеничный обвод, выпуклую в сторону грунта продольную листовую рессору, несущую опорные катки и связанную с корпусом транспортного средства двумя опорами, одна из которых расположена на одном из концов рессоры (2).
Однако подвеска не обеспечивает автоматического изменения опорной поверхнос2 ти и величины натяжения гусеничного обвода, так как рессора не связана с натяжным колесом.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем автоматического изменения опорной поверхности и натяжения гусеницы в зависимости от нагрузки.
Цель достигается тем, что натяжное колесо установлено на втором конце рессоры, оси опорных катков и натяжного колеса прикреплены к рессоре непосредственно, а вторая опора рессоры размещена между натяжным колесом и опорными катками, причем рессора к данной опоре прикреплена с возможностью продольного перемещения.
На фиг. показана ходовая часть, вид сбоку; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид Б на фиг. 1; на фиг. 4— разрез  — В на фиг. 1; на фиг. 5 — разрез à — Г на фиг. 1; на фиг. 6 — разрез
Д вЂ” Д на фиг. 1; на фиг. 7 — разрез Š— Е на фиг. 1.
Ходовая часть содержит однолистовую или малолистовую рессору 1, расположен998208 ную вдоль направления прямолинейного движения транспортного средства и изогнутую в вертикальной плоскости по дуге с постоянной или переменной кривизной одного знака, обращенную выпуклой стороной к опорной плоскости. Рессора одним концом прикреплена к кронштейну 2 корпуса 3 транспортного средства посредством шарнира 4, который расположен между направляющими дисками 5 ведущего колеса 6, ось 7 которого прикреплена к корпусу транс- °,о портного средства. Вблизи второго конца рессора установлена на цилиндрической поверхности 8 второго кронштейна 9 корпуса транспортного средства, образующая которой горизонтальна и перпендикулярна направлению движения. Кронштейн 9 со- 15 держит упоры-ограничители 10 и 11 соответствеilHo поперечных и вертикальных перемсщ и l>l этого конца рессоры. На
11ыступа:о:цем из кронштейна 9 конце 12
p(ссо ;>ы прикпенлен 11131)HHp 3, в KQTopoû установлена ось 14 натяжного колеса 15.
На участке рессоры, расположенном между цилиндрической поверхностью 8 и шарниром 4, крепле ния рессоры к кронштейну корпуса, к рессоре прикреплены шарниры 16. в которых установлены оси !7 опорных ко- д5 лес 18. Шарниры 13 и 1б могут крепиться к рессоре, например, с помощью заклепок 19 и прижимной планки 20 или с помогцью общеизвестных стремянок. Для однозначной ориенз ации осей колес, прикрепленных к рессоре, между собой и относительно закрепленной на корпусе оси несущего и направляющего колеса, на корпусах шарниров 16 и на прижимных планках 20 выполнены пазы, в которые вставляется при монтаже рессора. Несущие направляющие колеса и опорно-направляюгцие катки охватываются гусеницей 21, которая может быть вьп1олнена в виде цепи или гибкой ленты.
В целях защиты поверхности рессоры от коррозионного абразивного воздействия среды olla покрыта, прочно соединенным с ней, слоем 22 эластичного материала, например привулканизированной резины или капрона, толщина которого в местах контакта рессоры с цилиндрической поверхностью 8 кронштейна 9 и упорами-ограничителями 10 и 11 увеличена.
Натяжной механизм с его упругим элементом образуется самой рессорой, изогнутой в вертикальной плоскости и скользящей опорой одного конца рессоры, которая образуется цилиндрической поверхностью 8 кронштейна 9 корпуса, и установкой на выступающем из кронштейна 9 конце 12 рессоры шарнира 13, в котором вращается ось
14 натяжного колеса !5.
Монтажное натяжение гусеницы осуществляется за счет предварительного упругого изгиба рессоры в вертикальной плоскости и замыкания в этом положении рес35
55 соры гусеничного обвода. Рабочее натяжение гусеницы достигается автоматически при загрузке подвески, приходящейся на нее долей веса транспортного средства. Г1ри этом характеристики подвески и натяжного механизма гусеницы оказываются взаимосвязанными.
Предлагаемая подвеска работает следующим образом.
При начале загрузки подвески происходит выпрямление рессоры и уменьшение стрелы провисания гусеницы, а при дальнейшем нагружении стрела провисания гусеницы достигает значения, после которого выпрямление рессоры в средней части приводит к дополнительному изгибу ее в периферийных областях. Если загрузка подвески происходит на жестком основании, то передача веса транспортного средства происходи" сначала через одно опорнонаправляющее колесо, потом чере два, три и т. д., что приводит к нелинейности х IðàêTåðèñTèê как подвески, так и натяжного механизма, в силу изменения длины рессоры за счет «выключения» ее центрального участка. При выпрямлении рессоры она одновременно перекатывается со скольжением по поверхности 8 кронштейна 9, что также вызывает изменение ее длины между шарниром 4 крепления ее к кронштейну 2 корпуса и местом касания ею поверхности 8 длины выступающего из кронштейна 9 конца 12 рессоры, на котором установлено натяжное колесо 15. При этом натяжш1е колесо оказывается подрессоренным, поскольку при наезде им на препятствие оно может за счет упругости выступающего из кронштейна 9 конца рессоры упруго сме1цаться как в вертикальном, так и продольном направлении.
Величина пятна контакта гусеницы с опорной плоскостью при этом оказывается прямо пропорциональной нагрузке на подвеску. Степень дискретности изменения жесткости упругих элементов подвески и натяжHoI î механизма гусеницы, а также величиrI3 пятна контакта зависит от податливосги грунта и числа колес и тем меньше, se» податливее грунт и чем больше опорнонаправляющих колес.
При наезде гусеничного отвода на дорожную неровность близлежащие катки движутся вверх-вниз, что приводит к изменению кривизны рессоры на данном участке. При этом наблюдается балансирный эффект, т. е при подьеме одних катков, происходит опускание или подъем других.
Это приводит к тому, что при переезде через неровности длина пятна контакта гусеницы изменяется, поскольку при этом, в силу инертности корпуса транспортного средства, изменяется нагрузка на подвеску. Эти процессы сопровождаются нелинейным, но пропорциональным изменением усилия натяжения гусеницы и усилия, развиваемого
998208 подвеской. Натяжение же гусеницы изменяется автоматически при переезде через неровности дороги. Кроме того, предыдущее опорно-направляющее колесо, наезжая на препятствие, автоматически приподнимает последующее, а при съезде с препятствия, последующее колесо поддерживает предыдущее.
Благодаря достигнутой с помощью подвески формы гусеничного обвода происходит перегиб на меньшие углы дернового покрова и, в силу этого, более равномерное распределение растягивающих нагрузок в дерне при движении по болотам с развитым дерновым покровом на жидком основании. На разжиженных грунтах на относительно твердом основании, например рисовом поле, за счет стремления гусеничного обвода принять наиболее выпуклую форму, продавливается верхний жидкий слой и гусеница взаимодействует с относительно твердым основанием. На грунтах с относительно равномерным распределителем влажности по высоте и на твердых грунтах движение гусеничного обвода с предложенной подвеской можно уподобить качению упругого обвода или пневматической шины с радиусом, равным наименьшему радиусу кривизны рессоры, но с большим пятном контакта, расположенным вдоль направления движения.
Для более эффективного гашения колебания корпуса в подвеску могут быть включены телескопические или рычажные амортизаторы.
Указанная ходовая часть обеспечивает расширение ее функциональных возможностей и компактность конструкции.
Формула изобретения
Ходовая часть гусеничного транспортного средства, содержащая ведущее и натяжное колеса, опорные катки, установленный вокруг них гусеничный обвод, выпуклую в сторону грунта продольную листовую рессору, несущую опорные катки и связанную с коргусом транспортного средства двумя опорами, одна из которых расположена на одном из концов рессоры, отличающаяся
1S,Tåì, что, с целью расширения функциональных возможностей путем автоматического изменения опорной поверхности и натяжения гусеницы в зависимости от нагрузки, натяжное колесо установлено на втором
2О конце рессоры, оси опорных катков и натяжного колеса прикреплены к рессоре непосредственно, а вторая опора рессоры размещена между натяжным колесом и опорными катками, причем рессора к данной опоре прикреплена с возможностью про25 дольного перемещения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент СССР № 298110, кл. В 62 D 55/16, 1967.
2. Патент CLUA № 2277855, кл. 180-9.46, 1942 (прототип).
998208
В- В ю8е рву по
E- E тЯрнупс
1б 17
ЯЯ ло3ернущв
82
180 6
Hue,. 7
Редактор А. Шишкина
Заказ 044!30
Составитель В.,Г1ысунец
Техред.И. Верес Корректор Н. Король
Тираж 645 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4