Многозвенное транспортное средство с комбинированной трансмиссией
Иллюстрации
Показать всеРеферат
МНОГОЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С КОМБИНИРОВАННОЙ ТРАНСМИССИЕЙ , состоящее из тягача с механической трансмиссией и по .меньшей мере одного активизированного путем отбора мощности от трансмиссии тягача прицепного звена с гидрообъемной ; гидротрансгииссией, включающей в себя нерегулируемый насос и по меньшей мере один гидромотор, отличающееся тем, что, с целью повышения проходимости, экономичности и маневренности за счет исключения кинематического рассогласования скоростей вращения ведущих колес тягача и прицепных звеньев, оно снабжено датчиками текущих значений углов между продольными осями соседних прицепных звеньев, установленными в местах их сцепкии соединенными с соответствунядими преобразователями сигналов, и блоками перемножения,, которые установлены в каждом прицепном звене, начиная со второго, при этом упомянутая гидротрансмиссия снабжена делителями потока и имеюииыи . запорно-регулирующие элементы дроссельными регуляторами расхода, которые установлены параллельно каждому из гидромоторов, причем запорно-регулирующий элемент дроссельного регулятора первого прицепного g звена связан с соответствующим преобразователем , а запорно-регулирую (Л щий элемент дроссельного регулятора; каЗкдого прицепного звена, начиная со второго, связан с выходом соответствующего блока перемножения, один из входов которого подключен к соответствующему преобразователю, а другой - к запорно-регулирующему элементу дроссельного регулятора предыдущего прицепного звена. :о 4:;: ;о : ND
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
РЕСПУБЛИК
69} ЛИ с
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCNOMV СаидатИЛЫтвм
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ CCCP
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫЛИ (21) 3404485/27-11 (2.2} 09. 03. 82 (46) 15. 08.83. Бюл. 9 30 (72) Ю.A.Беленков, С.В.Кравченко, . A.Â.Лепешкин и A.A.Михайлин (71) Московский автомеханический институт (53) 629.113-585.2(088.8} (56) 1. Авторское свидетельство СССР
В 232769, кл. В 62 0 53/00, 1967 (прототип). (54)(57) МНОГОЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ
СРЕДСТВО С КОМБИНИРОВАННОЙ ТРАНСМНССИЕЙ, состоящее из тягача с механической трансмиссией и по,меньшей мере одного активизированного путем отбора мощности от трансмиссии тягача прицепного звена с гидрообъемной гидротрансмиссией,, включающей в себя нерегулируемый насос и по меньшей мере один гидромотор, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения проходимости, экономичности и маневренности за счет исключения кинематического рассогласования скоростей вращения ведущих колес тягача и прицепных звеньев, оно снабжено:
З@Н В 60 К 1?/10- В 62 0 53/00 датчиками текущих значений углов между продольными осями соседних прицепных звеньев, установленными в местах их сцепки и соединенными с соответствующими преобразователями сигналов, и блоками перемножения, которые установлены в каждом прицепном звене, начиная со второго, при этом упомянутая гидротрансмиссия снабжена делителями потока и имеющими запорно-регулирукиаие элементы дроссельными регуляторами расхода, которые установлены параллельно каждому из гидромоторов, причем запорно-регулирующий элемент дроссельного регулятора первого прицепного звена связан с соответствукщим пре- Я образователем, а запорно-регулирующий элемент дроссельного регулятора каждого прицепного звена, начиная со второго, связан с выходом соот.ветствующего блока перемножения, один из входов которого подключен о к соответствующему преобразователю, а другой — к запорно-регулирующему элементу дроссельного регулятора предыдущего прицепного звена.
1034932
Иногозвенное транспортное средство с комбинированной трансмиссией
25 состоит из тягача 1 с механической трансмиссией и по крайней мере двух активизированных путем отбора мощности от трансмиссии тягача прицепных-. эвеньев 2 и 3 с гидротрансмиссией.
30 В местах их сцепки установлены дат35
Изобретение относится к автотрак. торному машиностроению, в частности к гидроприводам самоходных машин, и может быть использовано в качестве гидротрансмиссий активизирован- ° ных прицепных звеньев многозвенных транспортных средств, где требуется для улучшения тягово-сцепнйх характеристик согласование скоростей вращения ведущих осей тягача и каждоro прицепного звена.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является транспортное средство с комбинированной трансмиссией, состоящее из тягача с механической трансмиссией и по меньшей мере одного активизированного путем отбора мощности от трансмиссии тягача прицепного звена с гидротрансмиссией, включающей в себя нерегулируемый насос и по меньшей мере один гидромотор. В известном транспортном средстве имеется насос гидропривода технологического оборудования, снабженный регулятором его подачи для согласования скоростей вращения колес тягача и полуприцепа, который при работе гидропривода активного полуприцепа включен в его гидросисте-. му C1J
Недостатком этого гидропривода является то, что он может быть использован для автопоезда, ° состоящего из тягача и только одного прицепного звена, Для большего числа при-. цепных звеньев такой способ экономи. чески не выгоден из-за высокой стоимости и низкой надежности регулируемых насосов, количество которых должно быть равно числу активизированных прицепных звеньев в автопоезде.
Цель изобретения — повышение проходимости, экономичности и маневренности многозвенного транспортного средства за счет исключения кинематического рассогласования скоростей вращения ведущих колес тягача и прицепных звеньев.
Указанная цель достигается тем, что многозвенное транспортное средство с комбинированной трансмиссией„ состоящее иэ тягача с механической трансмиссией и по меньшей мере одного активизированного путем отбора мощности от трансмиссии тягача прицепного звена с гидротрансмиссией, включающей в .себя нерегулируемый насос и по меньшей мере один гидромотор, дополнительно снабжено датчиками текущих значений углов между продольными осями соседних прицепных звеньев, установленными в местах их сцепки и соединенными с соответствующими преобразователями сигналов, и блоками перемножения, котоS
1О
65 рые установлены в каждом прицепном звене, начиная со второного, при этом упомянутая гидротрансмиссия снабжена делителем потока и имеющими запорно-регулирующие элементы дроссельными регуляторами расхода, которые установлены параллельно каждому из гидромоторов, причем запорно-регулирующий элемент дроссельного регулятора первого прицепного звена связан с соответствующим преобразователем, а запорно регулирующий элемент дроссельного регулятора каждого прицепного звена, начиная со второго, связан с выходом соответствующего блока перемножения, один из входов которого подключен к соответствующему преобразователю, а другой — к запорно-регулирующему элементу дроссельного регулятора предыдущего прицепного звена.
На чертеже представлена схема предлагаемого устройства. чики 4 и 5, контролирующие текущие значения углов f и между продольными осями тягача 1 и соседних прицепных звеньев 2 и 3 транспортного средства. Датчики 4 и 5 соединены с соответствующими преобразователями 6 и 7 сигналов и блоками 8 перемножения, коТорые установлены в каждом прицепном звене, начиная со второго. От двигателя 9 тягача через коробку 10 передач осуществляется механический привод ведущего моста . тягача и приводится во вращение нерегулируемый насос 11, который напорной гидролинией 12 соединен с делителем 13 потока, сливной гидролинией 14 с гидромоторами 15 и 16, а через обратные клапаны 17 и 18 — с гидробаком 19. Делитель 13 потока соединен с гидромоторами 15 и 16 и с дроссельными регуляторами 20 и 21 расхода, включенными параллельно гидромотором. Со сливной гидролинией 14 дроссельные регуляторы 20 и
21 расхода соединены через обратные клапаны 22 и 23. Параллельно делители 13 потока установлены обратные клапаны 24 и 25. Запорно-,регулирующий элемент 26 дроссельного регулятора 20 расхода первого прицепного звена 2 связан с соответствующим преобразователем б, а запорно-регулирующий элемент 27 дроссельного регулятора 21 расхода второго прицепного звена 3 связан с выходом соответствующего блока 8 перемно1034932
ВНИИПИ Заказ 5733/16 Тираж 675 Подписное
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул. Проектная,4 жения, один иэ входов 28 которого подключен к соответствующему преобразователю 7, а другой вход 29 — к эапорно-регулирующему элементу 26 дроссельного регулятора 20 расхода первого прицепного звена 2.
При движении многозвенного транспортного средства по .прямой сигнал датчиков 4 и 5 отсутствуют и в гидромоторы 15 и 16 поступает количество жидкости, необходимое для того, чтобы скорости вращения ведущих колес тягача (0 и прицепных звеньев Ш2 и tllg были обратно пропорциональны радиусам этих колес.
При маневрировании транспортного средства на основании сигналов, поступающих с датчиков 4 и 5 в преобразователях б и 7 сигналов и в
- блоке 8 перемножения Формируется воздействие на запорно-регулирующие элементы 26 и 27 дроасельных регуляторов 20 и 21, в результате которого часть рабочей жидкости минует гидромоторы 15 и 16. При этом уменьшается их частота вращения и реализуется следующая зависимость: к
1 к=4 0 co@ ф ., )21 где I „- текущее значение регулируемого передаточного отношения гидротрансмиссин от вала от. бора мощности тягача до ведущих колес рассматриваемого прицепного звена,, значение передаточного отйошення при движении по прямой;
J=1,2,..., к- порядковый номер
5 . прицепного звена; у. - текущее значение угла между продольными осями соседних прицепных звеньев.
Для рассматриваемого случая с двумя прицепными звеньями 2 и 3 выполняются следующие равенства (при равных радиусах колес): щ =щ1СозYq
° CU = Юз. СОВА - u)< СОВАМ,е СО 5 f
Таким образом, исключив кинематическое несоответствие между скоростями вращения ведущих колес тягача и по крайней мере двух прицепных звеньев, предлагаемое устройство улучшает тягово-сцепные характеристики многозвенного транспортного средства и тем самым повышается его проходимость, экономичность и маневренность.
Повышение надежности гидротрансмиссии активизированных прицепных звеньев достигается эа счет замены объемных регулируемых насосов дроссельными регуляторами расхода, имеющими большую надежность.