Многозвенное транспортное средство с комбинированной трансмиссией

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СООЗ С08ЕТСННХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

Я50 В 60 К 17/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

I !

1.; ъ

Д%. (21) 3422662/27-11 (22) 14.04.82 ,(46) 15.08.83. Бюл. Р 30 (72) tO.A.Áåëåíêîâ, С.B.Kðàâ÷åíêà, A.Â.Ëåïåìêèí и A.A. Михайлин

{71) Московский автомеханический институт (53) 629.113-585-;2(088 ° 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР . по заявке М 34044851/27-11р кл. В 60 К 17/10, 09.03.82.

1 (54 ) (57) МНОГОЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ

СРЕДСТВО С КОМБИНИРОВАННОЙ ТРАНСМНССИЕЙ, содержащее тягач с иеханической трансмиссией и по меньшей мере одно активизированное прицепное звено.с гидрообъемной -.трансмиссией,включающей в себя нерегулируемый насос, связанный с-двигателем тягача через коробку передач и соединен,ный напорной и сливной гидролиниямн по меньщей мере с одним гидромотором, а через обратные клапаны - с гидробаком, снабженное датчиком текущих

„.SU„„ 1 4933 А значений углов между продольными осями ооседних прицепных звеньев, установленным в местах их сцепки, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повыщения активной безопасности транспортного средства за счет исключения опрокидывания тягайа под действием толкающего усилия от прицепного звена при движении.по криволинейной траектории, гидрообъемная трансмиссия снабжена двухпозиционным трехлинейным гидрораспределителем, торцовые полости которого соединены, соответственно с напорной или сливной гидролинией, и имеющим запорно-регулирующий элемент регу- . лируемый гидроаппаратом клапанного g типа, соединенным через двухпозиционный гидрораспределитель с напор- ной .гидролинией, а эапорно-регулирую щий элемент указанного регулируемого гидроаппарата связан с выходом упомянутого датчика текущих значений

Ф углов. между продольными осями соседних прицепных звеньев.

1034933

Укаэанная цель достигается тем, что гидрообъемная трансмиссия многозненного транспортного средства с комбинированной трансмиссией, содержащего тягач с механической транс миссией и по меньшей мере одно активизированное путем отбора мощности от трансмиссии тягача прицепное звено с гидрообъемной трансмиссией, включающей в себя нерегулируемый насос, связанный с двигателем тягача через коробку передач и соединенный напорной и сливной гидролиниями по меньшей мере с одним гидромотором, а через обратные клапаны — с гидробаком, снабженное датчиком текущих значений углов между продольными осями соседних прицепных .звеньев, установленным в местах их сцепки, снабжена двухпозиционным 55 трехлинейным гидрораспределителем, торцовые полости которого соединены соответственно с напорной или сливной гидролиниями, и имеющим запорно-регулирующий элемент pery- ц) лируемый гидроаппаратом клапанного типа, соединенным через двухпоэицион; ный трехлинейный гидрораспределитель с напорной гидролинией, а эапорно-регулирующий элемент указанно- 5

Изобретение относится к автотрак-. торному машиностроению, в частности к гидропринодам самоходных машин, и может быть использовано в качестве привода ведущего моста активногр полуприцепа, где требуется обеспечить 5 актинную безопасность автопоезда при движении по криволинейной траектории.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является многозвенное транспортное средство с комбинированной трансмиссией, содержащее тягач с механической трансмиссией и по меньшей мере одно активизированное путем отбора мощности 15 от трансмиссии тягача звена с гидрообъемной трансмиссией, включающей в себя нерегулируемый насос, соединенный напорной и сливной гидролиниями по меньшей мере с одним гидромото- 20 ром, а через обратные клапаны - с гидробаком, снабженное датчиком текущих значений углов между продольными осями соседних прицепных звеньев, установленными н местах их сцепки (13

Недостатком этой конструкции является невозможность обеспечения активной безопасности при движении по криволинейной траектории.

Цель изобретения — повышение ак": тинной безопасности транспортного средстна эа счет исключения опрокидывания тягача под действием толкающего усилия полуприцепа при движе-,. нии по криволинейной траектории, го регулируемого гидроаппарата связан с выходом упомянутого датчика текущих значений углов между продольными осями соседних прицепных звеньев.

На фиг. 1 показана принципиальная схема объемного гидропривода активного полуприцепа, на фиг. 2 — схема движения активного автопоеэда по криволинейной траектории, на фиг. 3-. схема конструкции регулируемого гидроаппарата, установленного в напорной гидролинии.

В некоторых случаях криволинейного движения автопоезда на фиг. 2 сила тяги колес полуприцепа Р, может создать в точке сцепки антопоезда толкающего усилие, которое имеет составляющую Р, направленную ндоль оси тягача и составляющую Р, направленную перпендикулярно оси тягача.

Боковая сила Р может вызвать опрокидывание Tÿãà÷à. Опрокидывание происходит, если боковая сила P> = Pni.

sin у удовлетворяет условию

G„ В

R 7

У 2 ° ф(р где — угол складывания автопоезда, G — сцепной вес тягача, 8 - база колес тягача, h„, — высота точки сцепки.

Для исключения опрокидывания тягача необходимо уменьшать силу тяги колес полуприцепа Рп (путем снижения давления н напорной гидролинии объемного гидропривода) при углах складывания автопоезда, допускающих возникновение опасной боковой опрокидывающей силы.

На фиг. 1 показана принципиальная схема объемного гидропривода активного полуприцепа, который содержит нерегулируемый гидронасос 1 с приводом от коробки 2 отбора мощности, установленной на раздаточной короб1 ке 3 тягача. Гидронасос 1 соединен гидролиниями 4 и 5 с нерегулируемым гидромотором 6, а через обратные клапаны 7 и 8 — с гидробаком 9. Параллельно гидромотору установлен гидрораспределитель 10, соединяющий регулируемый гидроаппарат 11 клапанного типа с гидролинией 4 в позиции A или с гидролинией 5 в позиции Б. Запорнорегулирующий элемент регулируемого гидроаппарата 11 связан с датчиком 12 угла складывания автопоеэда.

На фиг. 3 показана схема конструкции регулируемого гидроаппарата 11 (термин "регулируемый гидроаппарат"см. ГОСТ 17752-72 "Объемный гидропривод и пневмопривод", ГОССТАНДАРТ, N., 1972, с. 29), который представляет собой предохранительный клапан с регулируемым поджатием пружины.

Он состоит из эапорно-регулирующего элемента 13 и пружины 14, поджатие

1034933

}0 которой определяется смещением штока 15, являющегося выходным звеном датчика угла складывания 12 например, кулачкового типа

Работа гидропривода осуществляется следующим образом.

При прямолинейном. движении вперед гидронасос 1 всасывает жидкость иэ гидробака 9 через обратный клапан 8 и подает ее по гидролинии 4 к гидромотору б. Гидрофаспределитель 10 находится в позиции A. При этом ре. гулируемый гидроаппарат 11 выполняет функции предохранительного клапана. При движении по криволинейной траектории возникает угол складыва- l5 ния автопоезда g . Если его величина больше допустимой„ шток. 15, связанный с выходным звеном датчика 12 угла складывания, перемещается вверх, уменьшая предварительное поджание пружины 14, что приводит к снижению. давления срабатывания регулируемого гидроаппарата 11, следовательно снижается сила тяги колес активного полуприцепа, т.е. исключается опрокидывание тягача.

При движении задним ходом гидронасос 1 всасывает жидкость иэ гидробака 9 через обратный клапан 7 и подает ее по гидролинии 5. к гидромотору б. При этом гидрораспределитель переключается на позицию Б и соединяет регулируемый гидроаппарат 11 с гндролинией 5. Работа регулируемого гидроаппарата 11 аналогична указанной.

Таким образом, за счет обеспечения воэможности ограничения давления. в напорной гидролинйи в зависимости от угла складывания активного автопоезда, повышается активная безопасность при движении по криволинейной траектории.

1034933 фна3

Составитель Л.Смольская

Редактор A.Õèì÷óê Техред,Т.Маточка Корректор. О.Тигор

Заказ 5733/16 Тираж 675 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушскаи наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г,ужгород, ул. Проектная, 4