Электронный контроллер машиниста
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНТРОЛЛЕР МАШИНИСТА, содержащий датчики положения рукоятки контроллера, к выходам которых подключены входы элементов НЕ и один из входов дешифратора, К другим входам которого подключены выходы элементов НЕ и первого триггера , отличающийся тем, что, с целью повышения надежности , он снабжен элементами И, входы первого элемента И подключены к выходам элементов НЕ, а выход - к разделительному входу первого триггера , другой вход которого подключен к выходу второго элемента И, соединенного входами соответственно с выходом одного из датчиков положения рукоятки контроллера и выходом второго триггера, один вход которого подключен к выходу первогр элемента И, а другой - к выходу третьего элемента И, входы которого соединены соответственно с выходом другого датчика положения рукоятки кон (Л троллера и с одним из выходов первого триггера.
(191 (И) СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
3 (59
ГОСУД СтВЕННЫй НОМИТЕТ COCP
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPtifTHA
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (212 3350703/24-11 (22) 29.10.81 (46) 15.10.83. Бюл. И 38 (72) И.С.Ефремов, А.Я.Калиниченко, М.С.Панов, В.А.Скибинский, В.И.Гуре" вич, А.А.Рассолов и Н.Н.Стригун (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт вагоностроения (53) 621 337(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
N 241497, кл. В 60 L 15/22) 1967. (54) (57) 1. ЭЛЕКТРОННЫИ КОНТРОЛЛЕР
МАШИНИСТА, содержащий датчики положения рукоятки контроллера, к выходам которых подключены входы элемен: тов НЕ и один из входов дешифратора, к другим входам которого подключены выходы элементов НЕ и nepeoro триггера, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен элементами И, в> оды первого элемента И подключены к выходам элементов НЕ, а выход " к разделительному входу первого триг" гера, другой вход которого подключен к выходу второго элемента И, соединенного входами соответственно с выходом одного из датчиков положения рукоятки контроллера и выходом второго триггера, один вход которого подключен к выходу первого элемента И, а другой - к выходу третьего элемента И, входы которого соединены соответственно с выходом дру- и гого датчика положения рукоятки кон-
Ж троллера и с одним из выходов первого триггера.
С:
1О
2. Электронный контроллер машинистапоп.1,отличающий с я тем, что, с целью расширения диапазона регулирования, он снабжен дополнительными элементами И, НЕ, блоком реверсирования и двоичным счетчиком, входы которого соединены с выходами блока реверсирования, один вход которого подключен к выходу
4774 дополнительного элемента И, а другой - к выходу дешифратора, а входы дополнительного элемента И подключены соответственно к выходам одного и другого элементов НЕ, при этом вход дополнительного элемента НЕ соединен с другим выходом первого триггера, а выход - с третьим входом первого элеменТа И.
Датчики 1 положения рукоятки контроллера, выполненные, например, индукционными подключены к входам элементов 2 и 3 HE и к одним из входов дешифратора 4, другие входы которого. подключены к выходу триггера входы которого соединены с выходами элементов 6 и 7 И. Входы элемен-
Изобретение относится к транспор-. ту, в частности к устройствам для управления транспортными средствами, например вагонами метро, травмая, электропоездами, электровозами, тепло- 5 возами.
Известен электронный контроллер машиниста, содержащий датчики положвния рукоятки контроллера, к выходам которых подключены входы эле- 10 ментов HE и один из входов дешифратора, к другим соответствующим входам которого подключены выходы элементов НЕ и одного из триггеров (1 ).
Однако такой контроллер машинис- 15 та требует наличия большого числа датчиков для задания большого числа команд, что требует набора матриц дешифратора на число логических входов, равное удвоенному числу датчи- 20 ков и применения элементов HE по числу датчиков,что значительно усложняет контроллер, а следовательно, надежность такого контроллера мала.
Целью изобретения является повы- 25 шение надежности электронного кон— троллера машиниста транспортного средства, а также расширение диапазона регулирования.
Цель достигается тем, что электронный контроллер машиниста, содержащий датчики положения рукоятки контроллера, к выходам которых подключены входы элементов HE и один из входов дешифратора, к другим входам которого подключены выходы элементов
WE и первого триггера, снабжен элементами И, входы первого элемента И подключены к выходам элементов НЕ, а выход - к раздельному входу первого триггера, другой вход которого подключен к выходу второго элемента И, соединенного входами соответственно с выходом одного из датчиков положения рукоятки контроллера и выходом второго триггера, один вход которого подключен к выходу первого элемента И, а другой - к выходу тре- тьего элемента И, входы которого соединены соответственно с выходом другого датчика положения рукоятки контроллера и с одним из выходов первого триггера, Кроме того, он снабжен дополнительными элементами И, НЕ, блоком реверсирования и двоичным счетчиком, входы которого соединены с выходами блока реверсирования, один вход которого подключен к выходу дополнительного элемента И, а другой - к выходу дешифратора, а входы дополнительного элемента И подключены соответственно к выходам одного и другого элементов НЕ, при этом вход дополнительного элемента HE соединен с другим выходом первого триггера, а выход - с третьим входом первого элемента И.
На фиг. представлена блок-схема электронного контроллера машинисте для заданного режима работы транспортного средства в пределах семи позиций; на фиг. 2 — блок-схема электронного контроллера машиниста для задания любого числа режимов работы транспортного средства.
3 1047 та 6 И подключены к выходам элементов 2 и 3 НЕ, а входы элемента 7 И подключены к выходу триггера 8 и выходу датчика l, при этом входы триггера 8 подключены соответственно к выходу элемента 9 И и к выходу элемента 6 И. Входы двоичного счетчика
10 соединены с выходами блока ll реверсирования, один вход которого под" ключен к выходу дополнительного !0 элемента 12 И, а другой - к выходу дешифратора 4, а входы дополнительного элемента 12 И подключены соответственно к выходам элементов 2 и
3 НЕ, при этом вход дополнительного элемента 13 НЕ соединен с выхо" дом триггера 5, а вход - с входом элемента 6 И.
Электронный контроллер машиниста работает следующим образом.
Первоначально рукояткой контроллера машиниста задается режим "Вы" бег", при котором на выходах датчиков 1 сигнал отсутствует. Учитывая это с выходов элементов 2 и 3 HE сиг" налы, поступая на вход элемента 6 И,. проходят на один из входов триггера 5, переводя его в такое состояние, при котором появляется сигнал на одном из выходов, обеспечивая включение тормозных режимов. При постановке рукоятки контроллера машиниста в положение "Тормоз", на выходе одного из датчиков 1 появляется сигнал. При этом на одни из входов дешифратора 4 поступает сигнал с одного из выходов триггера 5, а на другие входы поступает двоичный код о наборе именно этой позиции контроллера. При переводе рукоятки контроллера в следующее положение "Тор" моз" появляется сигнал на выходе другого датчика 1 при снятии сигнала с выхода первого датчика 1. Однако триггер 5 при этом своего положения 45 не изменяет, так как через элемент
7 И сигнал на его второй вход не поступает. Это достигается тем, что сигнал с раздельного выхода триг,гера 5, поступая на один вход эле,. мента 9 И, на другой вход которого поступил сигнал с выхода второго датчика l, перевел триггер 8 в такое;состояние, при котором на второй вход элемента 7 И сигнал не поступает. Это позволяет сохранить режим
"Торможение" без изменения на всех трех позициях торможения.
745 4
При постановке рукоятки контроллера машиниста в положении "Ход" после положения "Выбег" первоначально появляется сигнал на выходе датчика
1. Учитывая, что в положении "Выбег" сигнал с выхода элемента 6 И переводит триггер 8 в такое состояние, при котором с его выхода поступает сигнал на второй вход элемента 7 И, в положении "Ход" с датчика 1 поступает сигнал через элемент .7 И на второй вход триггера 5. Этот сигнал переводит триггер 5 в другое устойчивое состояние, при котором уже появляется сигнал на втором его раздельном выходе, который, поступая на дешифратор 4, в виде ходовых режимов, разрешает выполнение команд только на "Ход" в соответствии с кодами, поступающими на дешифратор
4 по другим входам с выходов датчиков и элементов HE при перемещении рукоятки контроллера в другие ходсвые положения, при которых коды повторяются при одном и том же режиме работы. Однако, учитывая что на одном входе дешифратора 4 присутствует сигнал ходовых режимов, происхо" дит подача с выходов дешифратора лишь ходовых команд.
При возвращении рукоятки контроллера машиниста в положение "Выбег" вновь с выходов элементов 2 и 3 HE сигнал через элемент 6 И, поступая на один раздельный вход триггера 5, переводит его в другое состояние, задавая режим "Тормоз".
Работа устройства (фиг. 2) в ча сти задания режимов работы "Ход" и
"Тормоз" соответствует работе устройства (фиг. 1). Для исключения работы контроллера в режиме "Ход" запрещается изменение состояния триггера 5 при работе на всех зонах.
Это достигается подключением второго триггера 5 через элемент 13 НЕ к третьему входу элемента 6 И.
Первоначально рукоятка контроллера машиниста находится в положе" нии "Выбег", при котором с выхода элемента 6 Й сигнал подается на один из входов три ггера 5, задавая режим
"Тормоз". Одновременно сигнал с выхода элемента 12 И поступает н блок
11 реверсирования, на другой вход которого с дешифратора 4 поступает сигнал об исполнении команды "Выбег".
Учитывая, что на данной стадии на
2047745 втором выходе триггера 5 сигнал отсутствует, с выхода элемента 23 НЕ подается сигнал на третий вход элемента 6 И. 8 данном положении, когда еще ме осуществлен счет зон уп- 5 равления при поступлении первого сигнала с элемента 12 И на блок 11 реверсирования, устанавливается первая зона управления, при которой появляется сигнал на выходе 24 счетчика 10, который подается на дешифратор 4.
После установки рукоятки контроллера машиниста в положение "Ход" сигнал с первого выхода триггера 5 исчезает, а появляется на втором выходе, запрещая тем самым прохождение сигнала на третий вход эпемента 6 И и запрещая изменение положен, ния этого триггера в режиме "Ход" при появлении сигналов на выходах обоих датчиков .1. Эта блокировка необходима для сохранения положения триггера 5 при появлении сигналов на выходах элементов 2 и 3 НЕ. По мере увеличения позиций при изменении положения рукоятки контроллера при последующих появлениях сигнала на обоих выходах элементов 2 и 3 НЕ, что свидетельствует о переходе на другую, зону регулирования, подает я сигнал через элемент 12 И и блок
11 реверсирования на вход сложения счетчика 10. При каждом очередном З5 поступлении сигнала изменяется зона управления с повторением кодовых комбинаций.
При возвращении рукоятки контроллера машиниста в исходное состояние при наличии сигнала о первой зоне регулирования происходит выполнение команды "Выбег", триггер 5 вновь изменяет свое состояние, при котором вновь снимается сигнал с третьего входа элемента 6 И.
При задании тормозных команд счетчик 10 вновь изменяет последовательно свои состояния при каждом отсутствии сигналов на выходах обоих датчиков, задавая последовательно эоны регулирования. Прохождение сигналов в этот момент через элемент 6 И на первый вход триггера 5 не запрещается, так как эти сигналы не изменяют состояние триггера 5, который задает режим торможения. Кодовые комбинации в пределах каждой зоны повторяются, как и при выполнении режима "Ход".
Таким образом, предлагаемый электронный контроллер машиниста представляет возможность снизить габариты, массу, потребляемую мощность контроллера, повысить надежность, привести его к более однородной схеме, используя лишь два датчика, независимо от числа режимов работы транспортного средства.
Уменьшение числа датчиков одновременно приводит как к сокращению габаритов, потребляемой мощности, так и к уменьшению матрицы дешифра" тора, к сокращению числа логических элементов НЕ, к упрощению самой кон,струкции контроллера машиниста,а следовательно, к повышению его надежности, 1047745
Составитель Л.Резникова
Редактор Г.Гербер . Техред A.Áàáèíåö
Корректор М.немчик филиал ППП "Патент", г ° Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ.7833/18. Тираж 675 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, N-35, Раушская наб, д. 4/5