Планетарная коробка передач (ее варианты)

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. Планетарная коробка передач, содержащая входной и выходной валы, пять управляемых тормозов, две управляемые муфты и пять планетарных рядов, включающих каждый солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, причтем входной вал соеди:нен с солнечной шестерней четвертого ряда, выходной вал - с водилами четвертого и пятого рядов, солнечная шестерня и водило первого ряда связаны первой муфтой, эпицикл этого же ряда соединен с солнечной шестерней третьего ряда, водило последнего соединено с эпициклом четвертого ряда и солнечной шестерней пятого ряда, а солнечная шестерня первого ряда и эпициклы третьего, четвертого и яятого рядов связаны соответственно с первым, вторым, третьим и четверТ м тормозами, отли чающаяся, т«м, что, с целью увеличения количества передач, солнечные шестерни первого и второго рядов соединены между собой,.водило первого ряда связано с пятым тормозом, солнечная шестерня и водило третьего ряда связаны второй муфтой, а водило и эпицикл второго -ряда соединены соответственно с эпициклом первого ряда и входным валом. /J J ff ffiji f7 ff fTr т .if t2 /« fff u u u 29 20 28 Л. T 22 ts 2S. tti.f

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (1 l) 3 F 16 H 3/44

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Э Ь

4 (21) 3459806125-.28 (22) 02.07.82 (46) 07,11.83. Бюл. V 41 (72) В.Б. Альгин, В.В. Грицкевич, О.Л. Косткин, В.П. Меленцевич, И.С. Цитович, И.Г. Иейнкер, С.А. Альгина, А.А. Бобров, С ° Н. Поддубко и О.П. Царев (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР и Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции авто" мобильный завод (53) 629.113-535.127(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

4 962700, кл. F 16 Н 3/44, 1980.

Патент CtJA t 3505907, кл. F 16 Н 5/02, 1970 (прототип).-(54) ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ .(EE ВАРИАНТЫ). (57) 1. Планетарная коробка передач, содержащая входной и выходной валы, пять управляемых тормозов, две управляемые муфты и пять планетарных рядов, включающих каждый солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, причем входной вал соеди нен с солнечной шестерней четвертого ряда, выходной вал - с водилами четвертого и пятого рядов, солнечная шестерня и водило первого ряда связаны первой муфтой, эпицикл этого же ряда соединен с солнечной шестерней третьего ряда, водило последнего соединено с эпициклом четвертого ряда и солнечной шестерней пятого ряда, а солнечная шестерня первого ряда и эпициклы третьего, четвертого и пятого рядов связаны соответственно с первым, вторым,. третьим и четвертйм тормозами, отличающаяся тем, что, с целью увеличения количества передач, солнечные шестерни первого и второго рядов соединены между собой,. водило первого ряда связано с пятым тормозом, солнечная шестерня и водило третьего ряда связаны второй муфтой, а водило и эпицикл второго -ряда соединены соответственно с эпициклом первого ряда и входным валом.

10,>2

2. Планетарная коробка передач, содержащая входной и выходной валы, пять управляемых тормозов, две управляемые муфты и пять планетарных рядов, включающих каждый солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, причем входной вал соединен с солнечной шестерней четвертого ряда, выходной вал соединен с водилом пятог-o ряда, солнечная шестерня и водило первого ряда связаны первой муфтой, эпицикл этого же ряда соединен с солнечной шестерней третьего ряда, а солнечная шестерня первого ряда и эпициклы третьего, четвертого и пятого рядов связаны соответственно с пер7C) l

1 вым, вторым, третьим и неTBppTblH тор" мозами,о личающаясягем. что, с целью увеличения количества передач, солнечные шестерни первого и второго рядов соединены межцу собой, водило первого ряда соединено с пятым тормозом, солнечная шестерня и водило третьего ряда связаны второй муфтой, водило и эпицикл второго ряда соединены соответственно с эпициклом пер" вого ряда и входным валом, последний соединен с солнечной шестерней пято го ряда, а водило четвертого ряда имеет парные сателлиты и соединено с водилом третьего ряда и эпициклом пятого ряда.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве планетарной коробки передач в трансмиссиях автомобилей и тракторов.

Известна планетарная коробка передач, содержащая входной и выходной валы, четыре управляемых тормоза, муфту свободного хода и пять планетарных рядов, включающих каждый солнеч ную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, которые кинематически связаны между собой валами, тормозами и муфтой свободного хода. Коробка обеспечивает получение шести передач переднего хода (1) .

К недостаткам указанной коробки относится невозможность получения количества передач более шести.

Наиболее близкой к предлагаемой является планетарная коробка передач, содержащая входной и выходной валы, пять управляемых тормозов, две управляемые муфты и пять планетарных У5 рядов, включающие каждый солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, входной вал соединен с солнечной шестерней четвертого ряда, выходной вал - с водилами четвертого щ и пятого рядов, солнечная шестерня и водило первого ряда связаны первой муфтой, эпицикл этого же ряда соединен с солнечной шестерней третьего ряда, водило последнего соединено с эпициклом четвертого ряда и солнечной шестерней пятого ряда, а солнечная шестерня первого ряда и эпициклы третьего, четвертого и пятого рядов связаны соответственно с первым, вторым, трет ьим и чет вертым тормозами. . В этой коробке водило первого ряДа соединено с входным валом, эпицикл второго ряда связан с пятым тормозом и посредством второй муфты с солнечной шестерней этого же ряда, которая соединена.с солнечной шестерней третьего ряда, эпицикл которого соединен с водилом второго ряда. Коробка обеспечивает получение шести передач переднего хода и одной передачи заднего хода (2) .

К недостаткам известной коробки передач относится невозможность получения передач переднего хода более шести, а также невысокая долговечность муфт вследствие встречцого вращения дисков муфт на низких передачах переднего хода и на заднем ходу.

Цель изобретения - увеличение количества передач.

Указанная цель по первому варианту достигается тем, что в планетарной коробке передач, содержащей входной и выходной валы, пять управляемых тормозов, две управляемые муфты и пять планетарных рядов, включающих каждый солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, причем входной вал соединен с солнечной

1052761

IUf Tñ" рн, и и: т f34. рт го ряда, выходной

<; водилами p T Rp pTQ o и рядов, солнечная шестерня и водило первого ряда связаны первой муфтой, эпицикл этого же ряда соединен с солнечной шестерней третьего ряда, водило последнего соединено с эпициклом четвертого ряда и солнечной шестерней пятого ряда, а солнечная шестерня первого ряда и эпициклы третьего, четвертого и пятого рядов связаны соответственно с первым, вторым, третьим и четвертым тормозами, солнечные шестерни первого и второго рядов соединены между собой, водило первого ряда связано с пятым тормозом, солнечная шестерня и водило третьего ряда связаны второй муфтой а водило и эпицикл второго pR да соединены соответственно с эпициклом первого ряда и входным валом.

По второму варианту в планетарной коробке передач, содержащей входной и выходной валы, пять управляемых тормозов, две управляемые муфты и пять планетарных рядов,,включающих. каждый солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, причем входной вал соединен с солнечной шестерней четвертого ряда, выходной вал сое- динен с водилом пятого ряда, солнечная шестерня и водило первого ряда связаны .первой муфтой, эпицикл этого же ряда соединен с солнечной шестерней третьего ряда, а солнечная шестерня первого ряда и эпициклы треть.его, четвертого и пятого рядов связа ны соответственно с первым, вторым, третьим и четвертым тормозами, солнечные шестерни первого и второго рядов соединены между собой, водило первого ряда соединено с пятым тормозом, солнечная шестерня и водило третьего ряда связаны второй муфтой, водило и эпицикл второго ряда соеди нены соответственно с эпициклом первого ряда и входным валом, последний соединен с солнечной шестерней пятого ряда, а водило четвертого ряда имеет парные сателлиты и соединено с водилам третьего ряда и эпициклом .пятого ряда.

На фиг. 1 изображена кинематичес кая схема планетарной коробки передач, первый вариант; на фиг. 2 - то же, второй вариант.

Планетарная коробка передач содер" жит входной вал 1, выходной вал 2, управляемые тормоза 3-7, управляемые муфты 8 и 9, планетарные ряды, включающие солнечную шестерню t О, водило

11 с сателлитами !2 и эпицикл 13 первый ряд; солнечную шестерню 14, водило 15 с сателлитами 16 и эпицикл

17 - второй ряд, солнечную шестерню

18, водило 19 с сателлитами 20 и эпицикл 21 - трети" ; солнечную шестерню 22, водило 23 с сателлитами 24 и эпицикл 25 - четвертый ряд; солнечную шестерню 26, водило 27 с сателлитами 28 и эпицикл 29 - пятый ряд.

Согласно первому варианту (фиг.1) в коробке передач входной вал l сое.динен с солнечной шестерней 22, выходной вал 2 соединен с водилами 23 и 27, солнечная шестерня 10 и водило

11 связаны муфтой 8, эпицикл 13 сое- динен с солнечной шестерней 18, водило 19 соединено с эпициклом 25 и солнечной шестерней 26, солнечная шестерня 1О и эпициклы 21, 25 и 29 связаны соответственно с тормозами 3-6, солнечные шестерни 10 и 14 соединены между собой, водило 1t связано с тормозом 7, солнечная шестерня 18 и водило 19 связаны муфтой 9, водило 15 соединено с эпициклом 13, а эпицикл

17 соединен с входным валом 1.

Согласно второму варианту (фиг.2) в коробке передач водило 23 четвертого ряда имеет дополнительно сателлиты

30, парные с сателлитами 24, входной вал 1 соединен с солнечной шестерней

22, выходной вал 2 соединен с водилом

27, солнечная шестерня 10 и водило 11 связаны муфтой 8, эпицикл 13 соединен с солнечной шестерней t8, солнечная шестерня 10 и эпициклы 21, 25 и 29 связаны соответственно с тормозами 3-,6, солнечные шестерни 10 и 14 соединены между собой, водило 11 соединено с тормозом 7, солнечная шестерня 18 и водило 19 связаны муфтой

9, водило 15 соединено с эпициклом

13, эпицикл 17 соединен с входным валом 1, последний соединен с солнеч ной шестерней 26, а водило 23 соединено с водилом 19 и эпициклом 29.

Планетарная коробка передач работает следующим образом.

При включении двух элементов управления из числа указанных тормозов и муфт звенья планетарных рядов соединены в определенную силовую схему для получения соответствующего пере.даточного отношения . Для коробки согласно первому варианту (фиг. 1) пе) 052761

Включаемые элементы

Передаточные

5 отношения

Передачи

5,0

3 5

2,85

2 5

f,25

1,0

VI 1 Vl I I

-6,0 редачи переднего хода получаются привключении следующих пар элементов управления: тормозов 5 и 7, тормозов 4 и 7, тормозов 3 и 4, муфты 8 и тормоза 4, муфты 9 и тормоза 7, муфты 9 и тормоза 3, муфт 8 и 9, Передача заднего хода получается при включении тормоза 6.

В таблице приведены порядковые номера передач, включаемые при этом 10 элементы управления (обозначены крестиками), и значения передаточных отношений при следующих соотношениях чисел зубьев эпициклов и солнечных шестерен планетарных рядов: z y /z1 = .15

- 3 * ц/z q= 3 z<== 4; zing/zing= 1,75.

Согласно второму варианту фиг.2} для коробки передач переднего хода в порядке возрастания их номеров получается при включении следующих пар элементов управления: тормозов 6 и 7, тормозов 4 и 7, тормозов 3 и 4, тормоза 4 и муфты 8, тормоза 7 и муфты 9, тормоза 3 и муфты 9, муфт

8 и 9.. Передача заднего хода получается при включении тормоза 5. При указанном порядке включения элементов управления и тех же соотношениях чисел зубьев эпициклов и солнечных шестерен, кроме z /z>> = 3 получаются те we значения передаточных отношений для передач прямого хода, приведенные в таблице, на восьмой передаче заднего хода передаточное отношение получается равным минус пяти.

Предлагаемое выполнение планетарной коробки передач позволяет увеличить количество передач прямого хода до семи, а также повысить долговечность муфт путем обеспечения попутного вращения дисков при включении муфт.

1052761

Тираж 925 Подписное..

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, .Москва, Ж-35, Раушская наб ., д. 4/5

Заказ 8828/30

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель О. Косарев

Редактор А. Власенко ТехредМ.Гергель КорректорА. Ференц