Система автоматического управления блокировкой гидротрансформатора транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ БЛОКИРОВКОЙ ГИДРОТРАНСФОРМАТОРА , содержащая решающее устройство, первую цепь управления, в которой импульсный преобразователь частоты вращения насосного колеса посредством формирователя импульсов и преобразователя токапоследовательно связан с первым входом решающего устройства, вторую цепь управления, в которой импульсный преобразователь частоты вращения турбинного колеса посредством формирователя импульсов и преобразователя тока после fA / довательно связан со вторым входом решающего устройства, электромагнитный клапан, выход которого связан с исполнительным элементом фрикциона блокировки гидротрансформатора , а вход через усилитель мощности - с выходом решающего устройства , отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности путем обеспечения возможности изменения порогов срабатывания решающего устройства, она снабжена функциональным блоком, включающим в себя последовательно соединенные руглируемые диод-резисторные ячейки, количество которых равно количеству электромагнитных клапанов управления фрикционами переключения передач транспортного средства , причем выходы упомянутых электромагнитных клапанов соединены с входами диодов диод-резисторных ячеек, являющих (Л ся взводами функционального блока, а выходы диод-резисторных ячеек соединены с общим выходом последнего, связанного с Третьим входом решающего устройства. со 4 00 vl .
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
3(5D В 60 К 41 06 " "< 53
11 14 Р 1 " 13
".ХЧИЧФКач - ЛИОГЕМА
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ и,) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3402816/27-11 (22) 26.02.82 (46) 15.03.84. Бюл. № 10 (72) Н. А. Сидоров, В. В. Вовк, А. В. Вовк и В. В. Геращенко (71) Могилевский машиностроительный институт (53) 629.113.582.52 (088.8) (56) 1. Патент ФРГ № 2122861, кл. В 60 К 41/18, 1980 (прототип). (54) (57) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ БЛОКИРОВКОЙ ГИДРОТРАНСФОРМАТОРА, содержащая решающее устройство, первую цепь управления, в которой импульсный преобразователь частоты вращения насосного колеса посредством формирователя импульсов и преобразователя тока ° последовательно связан с первым входом решающего устройства, вторую цепь управления, в которой импульсный преобразователь частоты вращения турбинного колеса посредством формирователя импульсов и преобразователя тока послег „„SU„„1079487 А довательно связан со вторым входом решающего устройства, электромагнитннй клапан, выход которого связан с исполнительным элементом фрикциоиа блокировки гидротрансформатора, а вход через усилитель мощности — с выходом решающего устройства, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности путем обеспечения возможности изменения порогов срабатывания решающего устройства, она снабжена функциональным блоком, включающим в себя последовательно соединенные руглируемые диод-резисторные ячейки, количество которых равно количеству электромагнитных клапанов управления фрикционами переключения передач транспортного средства, причем выходы упомянутых электромагнитных клапанов соединены с входами диодов диод-резисторных ячеек, являющихся входами функционального блока, а выходы диод-резисторных ячеек соединены с общим выходом последнего, связанного с третьим входом решающего устройства.
1079487
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам управления блокировкой гидротрансформатора транспортного средства.
Известна система автоматического управления блокировкой гидротрансформатора, содержащая решающее устройство, первую цепь управления, импульсный преобразователь частоты вращения насосного колеса, хоторый посредством формирователя импульсов, преобразователя тока последовательно связан с первым входом решающего устройства, вторую цепь управления, импульсный преобразователь частоты вращения турбинного колеса, которой посредством формирователя импульсов, преобразователя тока последовательно связан с вторым входом решающего устройства, электромагнитный клапан, выход которого связан с исполнительным элементом фрикциона блокировки гидротрансформатора, а вход через усилитель мощности — с выходом решающего устройства (1) .
Недостатком известной системы является то, что в ней блокирование гидротрансформатора производится без учета топливоэкономических или тяговых характеристик транспортного средства. Указанный недостаток обусловлен тем, что блокировка гидротрансформатора осуществляется при достижении одним из решающих устройств неизменного порога срабатывания, установленного с учетом режима работы только гидротрансформатора. При этом никакой информации о топливо-экономических или тяговых параметрах транспортного средства в решающие устройства не поступает. Это исключает возможность снижения расхода топлива на большинстве режимов работы транспортного средства при блокировке гидротрансформатора.
Целью изобретения является повышение эффективности путем обеспечения возможности изменения порогов срабатывания решающего устройства, Указанная цель достигается тем, что система автоматического управления блокировкой гидротрансформатора, содержащая решающее устройство, первую цепь управления, в которой импульсный преобразователь частоты вращения насосного колеса, посредством формирователя импульсов и преобразователя тока последовательно связан с первым входом решающего устройства, вторую цепь управления, в которой импульсный преобразователь частоты вращения турбинного колеса посредством формирователя импульсов и преобразователя тока последовательно связан со вторым входом решающего устройства, электромагнитный клапан, выход которого связан с исполнительным элементом фрикциона блокировки гидротрансформатора, а вход через усилитель мощности — с выходом решающего устройства, снабжена функциональным блоком, 5
1О
f5
2 включающим в себя последовательно соединенные регулируемые диод-резисторные ячейки, количество которых равно количеству электромагнитных клапанов управления фрикционами переключения передач транспортного средства, причем выходы упомянутых электромагнитных клапанов соединены с входами диодов диод-резисторных ячеек, являющихся входами функционального блока, а выходы диод-резисторных ячеек соединены с общим выходом последнего, связанного с третьим входом решающего устройства.
На чертеже приведена функциональная схема системы.
Система автоматического управления блокировкой гидротрансформатора транспортного средства содержит решающее устройство 1, первую цепь управления, в которой импульсный преобразователь частоты вращения насосного колеса 2 посредством формирователя импульсов 3, преобразователя тока 4 связан с первым входом решающего устройства 1, вторую цепь управления, в которой импульсный преобразователь
5 частоты вращения турбинного колеса посредством формирователя импульсов 6, преобразователя тока 7 связан с вторым входом решающего устройства, функциональный блок 8, состоящий из регулируемых диод-резисторных ячеек 9 — 13, соединенных между собой последовательно, количество которых равно количеству электромагнитных клапанов управления фрикционами переключения передач транспортного средства, равному, например, пяти. Причем входы регулируемых диод-резисторных ячеек 9 — 13, являющихся входами функционального блока 8, посредством имеющихся в них диодов, разделяющих электроцепи питания электромагнитных клапанов, соединены с входами электромагнитных клапанов 14 — !8 управления фрикционами переключения передач. Выходы регулируемых диод-резисторных ячеек соединены с общим выходом функционального блока 3, который соединен с третьим входом решающего устройства 1.
Фрикцион блокировки гидротрансформатора
19 управляется посредством электромагнитного клапана 20, соединенного через усилитель мощности 21 с выходом решающего устройства 1.
Система работает следующим образом.
При движении на первой передаче включается электромагнитный клапан 14; значение напряжения, поступающего на первый вход блока 8, равно U >, При движении транспортного средства на одной из передач, например второй, включается электромагнитный клапан 15. В этом случае значение напряжения, поступающего на второй вход функционального блока 8, соответствующего входу второй регулируемой диод-резисторной ячейки 10, равно Uq„q. Это напряжение поступает на вход решающего уст1079487
Составитель А. Барыков
Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко
Тираж 657 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытии
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор Л. Повхан
Заказ 1230/16
3 ройства 1 и устанавливает определенный порог его срабатывания. Когда частота вращения турбинного колеса гидротрансформатора достигает такого значения, при котором выходное напряжение второй цепи управления достигает в решающем устройстве 1 установленного функциональным блоком 8 порога, решающее устройство 1 срабатывает и на выходе появляется напряжение, которое посредством усилителя мощности 21 приводит в действие электромагнитный кла- 10 пан 20. Клапан 20 включается и масло начинает поступать в исполнительный цилиндр фрикциона блокировки 19. Фрикцион 19 включается и производится блокировка гидротрансформатора. При включении третьей передачи значение входного напряжения 15 функционального блока 8 равно U»q, а выходного — U Соответственно изменяется и порог срабатывания решающего устройства 1, при котором производится блокировка гидротрансформатора на третьей передаче.
При движении транспортного средства на остальных передачах входное напряжение блока 8 равно V»4 и U»z и порог срабатывания решающего устройства 1 также различен.
В случае, когда частота вращения насосного колеса начинает превосходить частоту вращения турбинного колеса и, следовательно, выходное напряжение первой цепи управления стает больше выходного напряжения второй цепи управления, решающее устройство 1 выключается и происходит разблокировка гидротрансформатора.
Основные преимущества предлагаемой системы по сравнению с известными — точность в установлении и соблюдении порогов срабатывания решающего устройства, надежность, простота, обеспечивающие повышение топливной экономичности транспортного средства.
Применение предлагаемой системы автоматического управления блокировкой гидротрансформатора позволяет повысить топливную экономичность транспортного средства на 5 — 8о/о.