Колесный редуктор транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. КОЛЕСНЫЙ РЕДУКТОР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий корпус с установленньп4И на подшипниках ведущим и полым ведомым валами, последНИИ из которых выполен с радиальным пазом, соединенными друг, с другом посредством установленных на валах шестерен через промежуточный элемент в виде шестерни с внешним и внутренним венцами, устройство для отключения , содержащее шток с фиксатором, устройство для регулировки подшипников , содержащее резьбовое соединение и размещенный в пазу поводок, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и упрощения конструкции, промежуточный элемент свободно уста .новлен на ведомом валу, а ведомая шестерня установлена с возможностью осевого перемещения по шлицам ведомого вала посредством поводка, соединенного со штоком. 2.Редуктор по п.1, о т л и ч а ющ и и с я тем, что устройство регулировки подшипников выполнено в виде полого стержня с радиальным пазом , охватывающего установленные в , нем шток с фиксатором и поводок, и установлено в полости ведомого вала, а резьбовое соединение расположено со сторо,ны ступицы колеса. СП 3.Редуктор поп.1,отличающ и и с я тем, что резьбовое соединение устройства регулировки подшипников выполнено на ведомом валу и о расположено со стороны полуоси привода ведущего вала. ч. О Од ts9
СООЗ СОВЕТСКИХ
MWllNWI
РЕСОУЬЛ4К еа 01) Р(д) В 60 К 17/32
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ OCCAM
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬПИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н AB mPCNONIV СЗИДВТОЬстВУ (21) 3323655/27-1 i. (22) 28.07.81 (46) 15.05.84. Бюл. М 18 (72) В.К.Замчевский и О.Т.Снегарь (53) 629.1)3.012.35) (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР по заявке И - 2983816/27-11, кл. В 60 К 17/32, 1980 (прототип). (54)(57) 1. КОЛЕСНЫЙ РЕДУКТОР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий корпус с установленными на подшипниках ведущим и полым ведомым валами, последний из которых выполен с радиальным пазом, соединенными друг, с другом посредством установленных на валах шестерен через промежуточный элемент в виде шестерни с внешним и внутренним венцами, устройство для отключения, содержащее шток с фиксатором, устройство для регулировки подшипников, содержащее резьбовое соединение и размещенный в пазу поводок, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью расширения функциональных воэможностей и упрощения конструкции, промежуточный элемент свободно уста.новлен на ведомом валу, а ведомая шестерня установлена с возможностью осевого перемещения по шлицам ведомо-.. го вала посредством поводка, соединенного со штоком.
2. Редуктор по п.l, о т л и ч а юшийся тем, что устройство регулировки подшипников выполнено в виде полого стержня с радиальным пазом, охватывающего установленные в нем шток с фиксатором и поводок, и установлено в полости ведомого вала, а реэьбовое соединение расположено Е со стороны ступицы колеса.
3. Редуктор по п.l, о т л и ч а юшийся тем, что резьбовое соединение устройства регулировки подшипников выполнено на ведомом валу и Q
Ф расположено со стороны полуоси привода ведущего вала.
1092062 1
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств.
Известен колесный редуктор транс5 портного средства, содержащий корпус с установленными на подшипниках ведущим и полым ведомым валами, последний из которых выполнен с радиальным пазом, соединенными соответствен- 10 но с полуосью и ступицей колеса и связанные друг с другом посредством установленных на валах шестерен через промежуточный элемент в виде шестерни с внешним Й внутренним венцами, устройство для отключения, содержащее шток с фиксатором, устройство для регулирования подшипников, содержащее резьбовое соединение, и размещенный в пазу поводок 51 1.
Нецостатком известно о устройства является сложность конструкции, что ограничивает ее применение на ряде транспортных средств.
Цель изобретения — расширение функциональных возможностей и упроще-. ние конструкции.
Поставленная цель достигается тем, что в колесном редукторе транспортного средства, содержащем корпус с установленными на подшипниках ведущим и полым ведомым валами, последний иэ которых выполнен с радиальным пазом, соединенными соответственно с полуосью и ступицей колеса и связанные друг с другом посредством установленных на валах шестерен через промежуточный элемент в виде шестерни с внешним и внутренним венцами, устройство для отключения, содержащее шток с фиксатором, устройство для регулировки подшипников, содержащее реэьбовое соединение, и размещенный в пазу моВодок промежуточный эле" мент свободно установлен на ведомом валу, а ведомая шестерня установлена с возможностью осевого перемещения по шлицам ведомого вала и посредством поводка, соединенного со штоком.
Кроме того, устройство регулировки подшипников выполнено в виде полого стержня с радиальным пазом, охватывающего установленные в нем шток с фиксатором и поводок, и .установлено в полости ведомого вала, а резьбовое соединение расположено со стороны 55 ступицы колеса, а также резьбовое соединение устройства регулировки подшипников выполнено на ведомом валу
3 и расположена .со.стороны по"„ удим;:,:,:;Ь -.-. вода ведущего вала."
На фиг.1 представлена конструкция колесного редуктора, общий вид; на фиг.2 — колесный редуктор, вариант выполнения.
Колесный редуктор транспортного средства (фиг.1) состоит иэ корпуса 1, закрепленного жестко на рычаге подвески транспортного средства, ведущего и ведомого валов 2 и 3 и установленных на них шестерен 4 и 5.
Кроме того, на ведомом валу установлен промежуточный элемент 6, выполненный в виде шестерни с внешним и внутренним зацеплением. Валы 2 и 3 установлены в картере на подшипниках качения.
Вал 2 шарнирно соединен с полуосью транспортного средства, которая кинематически связана с помощью приводных механизмов с двигателем транспортного средства, а шестерня 4 установлена на валу 2 жестко, например, при помощи шлицев.
Вал 3 полый, имеет продолговатый сквозной паз, шлицы и фланец 7, на котором крепится тормозной барабан 8 и колесо транспортного средст-. ва (не показано ).
На валу.3 установлен с возмож-. ностью вращения промежуточный элемент 6, выполненный в виде шестерни с внешним и внутренним зацеплением и закрепленный .,на валу 3 от осевого перемещения стопорным кольцом.
На шлицах вала 3 установлена с возможностью осевого перемещения шестерня 5, которая может взаимодействовать зубьями внутреннего зацепления элемента 6.
В полости вала 3 установлен стержень 9, при помощи которого установлен вал 3 в корпусе 1. Регулировку подшипников )О, на которых установлен вал 3 в корпусе 1. Регулировку подшипников можно осуществлять с торца фланца 7 колесного редуктора. Стержень 9 выполнен пустотелым со сквозным пазом. Б полости стержня установ- лен шток 12 с фиксатором 13. Имеется поводок 14, соединяющий жестко меж-. ду собой через пазы вала 3 и стержня 9 шестерню 5 и шток 11. Поводок 13 закреплен от выпадания стопорным кольцом, установленным в проточке на ступице шестерни 5.
062
3 1092
- При помощи штока 11 и поводка 13 можно перемещать шестерню 5 в осевом направлении, вводя ее в зацепление с. промежуточным элементом 6 или выводя ее из зацепления. При этом элемент 6 образует с валом 3 жесткую систему или свободно проворачивается на нем.
Для фиксации шестерни 5 в крайних положениях шток 11 снабжен фиксато- lp ром 12, состоящем, например, из двух подпружиненных шариков и двух кольцевых канавок, выполненных на внутренней поверхности полости стержня 9. !5
Для удобства перемещения штока 12 на его наружном конце выполнена кольцевая проточка.
Согласно варианту изобретения устройство регулировки подшипников 1420 может быть выполнено со стороны полуоси (фиг.2 I.
Колесный редуктор работает следующим образом.
Когда нет необходимости в действии колесного редуктора и он отключен от двигателя, перемещая при помощи штока 11 и поводка 13 шестерню 5 в крайнее положение, выводят ее иэ зацепления с промежуточным элементом 6. При этом разрывается связь вала 3, а с ним и колеса транспортного средства с остальными движущимися частями колесного редуктора, Поэтому при движении транспортного средства не затрачивается мощность двигателя на вращение.
В случае необходимости, чтобы колесный редуктор передавал мощность от двигателя на колесо, перемещают штоком 11 и поводком 13 в обратном направлении шестерню 5, которая входит в зацепление с промежуточным элементом 6. Система вал 3 элемент 6 становится жесткой. После этого крутящий момент от двигателя передается на колесо транспортного средства.
Применение предлагаемого изобретения позволяет улучшить конструкцию колесного редуктора при сохранении его габаритов, повысить динамические и экономические качества транспортного средства, уменьшить уровень шума, повысить долговечность.!
092062 фие,2
ВЩДПЩ Эахаз 3186/IO тираж ЬУ ИОДаИСааВ филиал ППП "Пвтвкт", г.Уагород, ул.Проев Фмав, 4