Устройство для определения неравномерности срабатывания тормозов транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ СРАБАТЫВАНИЯ ТОРМОЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт. св. № 787200, отличающееся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости определения параметров тормозного процесса и снижения влияния субъективного фактора на результаты диагноза, оно снабжено вычитателем, третьим и четвертым пороговыми элементами и светодиодом, причем к объединенным выходам пороговых элементов подключен светодиод, а к входам выход вычитателя, входы которого соединены соответственно с выходами интеграторов. (Л со 4 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 787220 (21) 3556070/27-11 (22) 24.02.83 (46) 30.05.84. Бюл. № 20 (72) Н. Ш. Габитов, А. Б. Брюханов, В. В. Фомин и Д. Ш. Габитов (71) Институт повышения квалификации руководяших работников и специалистов (53) 629.113-59 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 787220, кл. В 60 Т 17/22, 1979.

„„SU „„1094778

3(5п В 60 Т 17/22; G 01 M 1700 (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ СРАБАТЫВАНИЯ ТОРМОЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА по авт. св. № 787200, отличаюи ееся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости определения параметров тормозного процесса и снижения влияния субьективного фактора на результаты диагноза, оно снабжено вычитателем, третьим и четвертым пороговыми элементами и светодиодом, причем к объединенным выходам пороговых элементов подключен светодиод, а к входамвыход вычитателя, входы которого соединены соответственно с выходами интеграторов.

1094778

Изобретение относится к технической диагностике, преимущественно к средствам стационарного диагностирования тормозов автомобилей.

По основному авт. св. № 787220 известно устройство для определения неравномерности срабатывания тормозов транспортного средства, содержащее датчики тормозных сил, первый и второй пороговые элементы, элемент ИЛИ, одновибратор, дифференцирующую цепь, блок индикации и интеграторы, входы которых совместно .с входами пороговых элементов соединены с соответствующими датчиками тормозных сил, выходы пороговых элементов подключены через элемент ИЛИ к входу одновибратора, выход которого соединен с входами разрешения интегрирования и через дифференцирующую .цепь — с входами установки в исходное состояние интеграторов, а выходы последних соединены с блоком индика ции (1) .

Однако в известном устройстве оператор определяет неравномерность срабатывания тормозов, сравнивая величины напряжений на выходах интеграторов. Во-первых, это снижает производительность устройства, поскольку оператору требуется определенное время для подобного анализа. А поскольку в процессе одного торможения вычисляется значительное число параметров тормозного процесса: время торможения, средние значения тормозных сил, время срабатывания тормозов, разность тормозных сил колес, неравномерность оттормаживания и т. д., то оператору требуется значительное время для их анализа, что повышает трудоемкость определения параметров тормозного процесса. Во-вторых, на результаты диагноза влияет субьективный фактор, поскольку вычисление разности интегралов и оценка величины этой разности осуществляется оператором.

Цель изобретения — уменьшение трудоемкости определения параметров тормозного процесса и снижение влияния субьективиого фактора на результаты диагноза.

Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено вычитателем, третьим и четвертым пороговыми элементами и светодиодом, причем к объединенным выходам пороговых элементов подключен светодиод, а к входам — выход вычитателя, входы которого соединены соответсвенно с выходами интеграторов.

На фиг. 1 приведена функциональная схема устройства для определения неравномерности срабатывания тормозов колес одной оси транспортного средства; на фиг. 2— диаграммы нарастания тормозных сил правого и левого колес одной оси.

Устройство содержит датчик 1 тормозной силы правого колеса (Р,), выход которого подключен к инвертирующему входу

55 порогового элемента 2 и к входу интегратора 3. Выход датчика 4 тормозной силы левого колеса (P ) соединен с инвертирующим входом порогового элемента 5 и с входом интегратора 6. К неинвертирующим входам элементов 2 и 5 подключен источник 7 опорного напряжения, определяющий пороги их срабатывания. Выходы элементов

2 и 5 соединены через элемент ИЛИ 8 с входом запуска одновибратора 9, выход которого соединен с дифференцирующей цепочкой 10 и с входами разрешения интегрирования интеграторов 3 и 6. Длительность ь импульса одновибратора 9 определяет время интегрирования интеграторов 3 и б. Выход дифференцирующей цепочки 10 соединен с входами установки в исходное состояние интеграторов 3 и 6, выходы кото- рых соединены с блоком 11 индикации и с входами вычитателя 12. Объединенные инвертирующие и неинвертирующие входы пороговых элементов 13 и 14 подключены к выходу вычитателя 12, неинвертирующие и инвертирующие — соответственно к источникам 15 и 16 опорного напряжения, определяющим пороги срабатывания компараторов, а выходы — к светодиоду 17.

Интеграторы 3 и 6 содержат операционные усилители 18 и 19, интегрирующие конденсаторы 20 и 21, полевые транзисторы 22 и 23, при открывании которых коротким импульсом, вырабатываемым дифференцирующей цепочкой 10 по переднему форонту импульса одновибратора 9,. происходит разряд конденсаторов 20 и 21, и интегра-., торы 3 и б возвращаются в исходное состо- яние. При поступлении импульса с выхода одновибратора 9 открываются транзисторы

22 и 23 и разрешается интегрирование сигналов датчиков 1 и 4.

Устройство работает следующим образом.

Автомобиль затормаживают на стенде, снабженном датчиками 1 и 4 тормозных сил колес. При достижении тормозной силы

Р, и Р любого из колес заданного значения Р„„, определяемого истоником 7 опор ного напряжения, происходит переключение выходного сигнала одного из элементов 2 или 5, через элемент ИЛИ 8 запускается одновибратор 9.

По переднему фронту импульса одновибратора вырабатывается дифференцирующей цепочкой 10 импульс, который на короткое время отпирает транзисторы 22 и 23, конденсаторы 20 и 21 разряжаются, и интеграторы 3 и б возвращаются в исходное состояние. Одновременно импульс одновибратора 9 открывает транзисторы 24 и 25, и напряжения датчиков 1 и 4 поступают на входы интеграторов 3 и 6. По окончанию импульса одновибратора транзисторы 24 и 25 запираются и работа устройства заканчивается.

1094778

При этом выходные напряжения интеграторов 3 и 6 пропорциональны интегралам от тормозных сил Р и Р, вычисляемым начиная от момента t, достижения тормозной силы заданного значения Р первым из колес в течение установленного времени (фиг. 2). Напряжения с выходов интеграторов поступают в блок 11 индикации и на входы вычитателя 12. На выходе вычитателя вырабатывается напряжение, пропорциональное разности площадей заштрихованных частей тормозных диаграмм, которое соответствует неравномерности срабатывания тормозов и поступает на входы пороговых элементов 14 и 13.

Допустим, что напряжения источников

15 и 16 опорного напряжения, пропдрциональные нормативам неравномерности срабатывания тормозов, выбраны равными + 1 и -1 В соответственно.

Тогда, если по окончании процесса торможения выходное напряжение вычитателя 12 находится в пределах зоны -1

+1 В, то .выходные транзисторы пороговых элементов 13 и 14 закрыты и светодиод 17 отключен, что свидетельствует о том, что неравномерность срабатывания тормозов колес испытуемой оси автомобиля не превышает допустимого уровня.

Когда выходное напряжение вычитателя 12 выходит за пределы диапазона -1—

+1 В, то открывается выходной транзистор одного из пороговых элементов 13 и 14, которым включается светодиод 17, что снгнализирует оператора о превышении неравно-, мернрсти срабатывания тормозов допустимого уровня.

Пороги срабатывания элементов 2 и 5, соответствующие заданному значению тормозной силы Р ц,, вырабатываются при помощи источники 7 опорного напряжения минимально возможными, но такими, чтобы элементы 2 и 5 не срабатывали от помех датчиков 1 и 4. Длительность импульса одно- вибратора 9 задается такой постоянной величины, чтобы при всяких торможениях вычисление интегралов производилось на участке нарастания тормозных сил.

Диагностические нормативы неравномерности срабатывания тормозов, задаваемые источниками 15 и 16 опорного напряжения, могут быть установлены исходя из условия, что автомобиль при экстренном торможении не должен выходить за пределы

«коридора безопасности» шириной 3,5 м.

Для этого в тормозную систему автомобиля искусственно вводится неисправность, например изменяется зазор между барабаном и накладкой у тормозного механизма одного из колес испытуемой оси. Для каждого значения зазора автомобиль затормаживается на стенде и в дорожных условиях.

При торможении на стенде фиксируется показание блока 11 индикации предлагаемого устройства, а при торможении на дороге

20 измеряется рулеткой поперечное смещение крайней габаритной точки автомобиля. Для получения воспроизводимых результатов для каждого значения зазора необходимо производить несколько торможений. Показание блока 11 индикации, соответствующее поперечному смещению автомобиля на 1,75 м, принимается за диагностический норматив неравномерности срабатывания тормозов и в соответствии с полученным нормативом устанавливаются опорные напряжения ucgp точников 15 и 16.

Таким образом, в предлагаемом устройстве производится автоматическое сравнение вычисленного значения неравномерности срабатывания тормозов с нормативом и опе35 ратору выдается световой сигнал при помощи одного. светодиода лишь при выходе указанного параметра за пределы допустимого значения, что уменьшает трудоемкость контроля и снижает влияние субъективного фактора на результаты диагноза.

1094778

ЗИ

Составитель О. Алексеев

Редактор В. Иванова Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи

Заказ 3509/10 Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4