Планетарная коробка передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ , содержащая соосные входной и выходной валы, две управляемые муфты, четыре управляемых тормоза и четыре планетарных ряда, один из двух последних рядов - блокируемый, а другой - дифференилальный , включающие каждый солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, из которых солнечные шестерни первого и второго рядов соединены между собой, солнечные щестерни блокируемого и дифференциального рядов также соединены между собой, водило первого ряда посредство.м одной из муфт связано с входным валом, водило блокируемого ряда связано с первым тормозом и посредством другой муфты - с солнечной шестерней этого же ряда, эпицикл которого и водило дифференциального ряда соединены с выходным валом, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности коробки, входной вал соединен с солнечной шестерней первого ряда, водило этого же ряда связано S с вторым тормозом, эпициклы первого и (Л дифференциального рядов соединены с водилом второго ряда, а эпицикл второго и солнечная шестерня блокируемого рядов соединены соответственно с третьим и четвертым тормозами.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
3(51) F 16 Н 3/44
ЪЩ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
К А BTOPGKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
CO
4 (АР
Ю 3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3594937/25-28 (22) 24.05.83 (46) 23.07.84. Бюл. № 27 (72) В. Б. Альгин, В. В. Грицкевич, О. Л. Косткин, В. П. Меленцевич, С. Н. Поддубко, О. П. Царев, И. С. Цитович. и И. Г. Шейнкер (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН Белорусской ССР и
Минский дважды ордена Ленина и ордена
Октябрьской Революции автомобильный завод (53) 621.833.6 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 511450, кл. F 16 Н 3/44, 1974.
2. Авто рс ко е св идетел ьс тво С С С P № 1.054604, кл. F 16 Н 3/44, 1982 (прототип). (54) (57) ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержашая соосные входной и выходной валы, две управляемые муфты, четыре управляемых тормоза и четыре планетарных ряда, один из двух последних ря„„SU„„1104327 дов — блокируемый, а другой — дифферен ци ал ьн ый, включа югцие кажды и солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, из которых солнечные шестерни первого и второго рядов соединены между собой, солнечные шестерни блокируемого и дифференци ального рядов также соединены между собой, водило первого ряда посредством одной из муфт связано с вход— ным валом, водило блокируемого ряда связано с первым тормозом и посредством другой муфты — с солнечной шестерней этого же ряда, эпицикл которого и водило дифферен ци ал ьного ряда соеди иены с вы ходным валом, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности коробки, входной вал соединен с солнечной шестерней первого ряда, водило этого же ряда связано с вторым тормозом, эпициклы первого и дифференциального рядов соединены с водилом второго ряда, а эпицикл второго н солнечная шестерня блокируемого рядов соединены соответственно с третьим и четвертым тормозами.
1104327
1О
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве планета рной коробки передач в трансмиссиях транспортных машин.
Известна коробка передач, содержащая входной и выходной валы, управляемую муфту, четыре управляемых тормоза и четыре планетарных ряда, включающих каждый солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, которые кинематически связаны между собой, с валами, муфтой и тормозами (1).
Однако эта коробка характеризуется невозможностью получения более двух передач заднего хода.
Наиболее близкой по технической сущности к изобретению является планетарная коробка передач, содержащая входной и выходной валы, две управляемые муфты, четыре управляемых тормоза и четыре планетарных ряда, один из двух последних рядов — блоки руемый, а другой — — дифференциальный, включающие каждый солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, из которых солнечные шестерни первого и второго рядов соединены между собой, солнечные шестерни блокируемого и дифференциального рядов также соединены между собой, водило первого ряда посредством одной из муфт связано с входным валом, водило блокируемого ряда связано с первым тормозом и посредством другой муфты — с солнечной шестерней этого же ряда, эпицикл которого и водило дифференциального ряда соединены с выходным валом (2) .
В этой коробке входной вал соединен с эпициклом первого ряда, имеется промежуточный вал, с которым соединены водило первого ряда, эпицикл второго ряда и солнечные шестерни третьего и четвертого рядов, а солнечная шестерня первого ряда, водило второго ряда и эпицикл третьего ряда связаны с соответствующими тормозами.
Недостатком известной коробки является относительная перегружен ность звеньев и элементов управления (т.е. тормозов и муфт) двух последних рядов, что снижает долговечность коробки.
Цель изобретения — повышение долговечности коробки передач.
Указанная цель достигается тем, что в планетарной коробке передач, содержащей соосные входной и выходной валы, две управляемые муфты, четыре управляемых тормоза и четыре планетарных ряда, один из двух последних рядов — блокируемый, а другой — дифференциальный, включающие каждый солнечную шестерню, водило с сателлитами и эпицикл, из которых солнечные шестерни первого и второго рядов сое20
40 динены между собой, солнечные шестерни блокируемого и дифференциального рядов также соединены между собой, водило первого ряда посредством одной из муфт связано с выходным валом, водило блокируемого ряда связано с первым тормозом и посредством другой муфты — с солнечной шестерней этого же ряда, эпицикл которого и водило дифференциального ряда соединены с выходным валом, входной вал .соединен с солнечной шестерней первого ряда, водило этого же ряда связано с вторым тормозом, эпициклы первого и дифференциального рядов соединены с водилом второго ряда, а эпицикл второго и солнечная шестерня блокируемого рядов соединены соответственно с третьим и четвертым тормозами.
На фиг. 1 представлена кинематическая схема предлагаемой коробки передач; на фиг. 2 и 3 — другие варианты ее компоновки.
Планетарная коробка передач содержит входной 1 и выходной 2 валы, две управляемые муфты 3 и 4, четыре управляемых тормоза 5-8 и четыре планетарных ряда, из которых первый включает солнечную шестерню 9, водило 10 с сателлитами 11 и эпицикл 12, второй ряд включает солнечную шестерню 13, водило 14 с сателлитами 15 и эпицикл 16, третий ряд — блокируемый включает солнечную шестерню 17, водило 18 с сателлитами 19 и эпицикл 20, четвертый ряд включает солнечную шестерню 21, водило 22 с сателлитами 23 и эпицикл 24.
Солнечные шестерни 9 и 13 соединены между собой, солнечные шестерни 17 и 21 соединены между собой, водило 10 посредством муфты 3 связано с входным валом 1, водило 18 связано с тормозом 8 и посредством муфты 4 с солнечной шестерней 17, эпицикл
20 и водило 22 соединены с выходным валом 2, входной вал 1 соединен с солнечной шестерней 9, водило 10 связано с тормозом 5, эпицикл 12 и эпицикл 24 соединены с водилом 14, а эпицикл 16 и солнечная шестерня
17 связаны соответственно с тормозами 6 и 7.
В вариантах компоновки коробки (фиг.
2 и 3) два последние ряда по сравнению с фиг. 1 взаимно переста влены местами. В варианте компоновки коробки (фиг. 3) управляемые элементы 4,7 и 8 расположены за последним рядом.
Планетарная коробка передач работает следующим образом.
При попарном включении управляемых элементов (муфт и тормозов) звенья рядов соединяются в определен ную кинематическую схему с получением передаточных отношений, соответствующих определенным передачам.
Порядковые номера получаемых передач, включаемые при этом управляемые
1104327 элементы и величины передаточных отношений при соотношениях чисел зубьев эпициклов и солнечных шестерен рядов: Z /
IZ 9 = 3,08; Хяв/Z> — — 2,03; Zzg /Z <т = 2,03, и Z24/Z2(— — 3,08, приведены в таблице.
+ 6.00
4.01
3..03
+ 1.98
1У
1 .33
1. 00
+ -б.11
-4.08 — 3.08
Фиг.3
Составитель О. Косарев
Техред И. Верес Корректор И.Муска
Тираж 913 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ПГ1П «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор А. Шандор
Заказ 5007/26
УП 3.Х
УШ З.Х
1Х З.Х
Предлагаемое выполнение коробки передач позволяет снизить неравномерность нагружения рядов коробки, т.е. обеспечить их равнопрочность и тем самым повысить долговечность коробки в целом.