Колодочный тормоз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ, содержащий тормозной барабан, колодки с фрикционными накладками, стяжные пружины, неподвижный суппорт и поворотный рычаг. связанный с разжимным устройством, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем стабилизации тормозного момента, он снабжен симметрично установленными на суппорте между колодками направляющими и смонтированными посередине каждой колодки роликами, торцы колодок выполнены параллельными друг другу и подвижно установлены в направляющих, а разжимное устройство выполнено в виде диска с равномерно расположенными по его окружности рабочими поверхностями, установленного с возможностью взаимодействия этих поверхностей с роликами тормозных колодок при замыкании тормоза. 72 (Л 00 ю /J
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0„„1108270
А з(5ц F 16 D 51/ОГ) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
У E
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Риг. 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3607956/25-27 (22) 15.06.83 (46) 15.08.84. Бюл. № 30 (72) И. И. Лепешко, Н. Ф. Метлюк, В. П. Автушко и П. P. Бартош (71) Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (53) 62-592 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 410189, кл. F 16 D 51/38, 1974 (прототи п) . (54) (57) КОЛОДОЧНЫЛ ТОРМОЗ, содержащий тормозной барабан, колодки с фрикционн ым и накладка ми, стяж ные пружины, неподвижный суппорт и поворотный рычаг, 15 связанный с разжимным устройством, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем стабилизации тормозного момента, он снабжен симметрично установленными на суппорте между колодками направляюшими и смонтированными посередине каждой колодки роликами, торцы колодок выполнены параллельными друг другу и подвижно уста новлены в направляюгцих, а разжимное устройство выполнено в виде диска с равномерно расположенными по его окружности рабочими поверхностями, установленного с возможностью взаимодействия этих поверхностей с роликами тормозных колодок при замыкании тормоза.
1108270
Изобретение относится к маш и ностроен ию.
Известен колодочный тормоз, содержащий тормозной барабан, колодки с фрикци они ыми накладками, стяжные пружины, неподвижный суппорт и поворотный рычаг, связанный с разжимным устройством (11.
Недостатками данного тормоза являются наличие большого количества тяг, рычагов и подвижных соединений и использование трубчатых пружин, имеющих непостоянные упругие характеристики. Все это снижает надежность и эффективность тормоза.
Цель изобретения — повышение эффективности и надежности путем стабилизации тормозного момента.
Указанная цель достигается тем, что колодочный тормоз, содержащий тормозной барабан, колодки с фрикционными накладками, стяжные пружины, неподвижный суппорт и поворотный рычаг, связанный с разжимным устройством, снабжен симметрично установленными на суппорте между. колод.ками направляющими и смонтированными посередине каждой колодки роликами, торцы колодок выполнены параллельными друг другу и подвижно установлены в направляющих, а разжимное устройство выполнено в виде диска с равномерно расположенными по его окружности рабочими поверхностями, установленного с возможностью взаимодействия этих поверхностей с роликами тормозных колодок при замыкании тормоза.
На фиг. 1 изображена схема колодочного тормоза; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1 (подвижное соединение тормозных колодок с направляющими этих колодок).
Колодочный тормоз содержит тормозной барабан 1, имеющий ось вращения О, симметричные тормозные колодки 2 с накладками 3, поворотный рычаг 4, соединенный через втулку 5 с разжимным диском 6, стягивающие пружины 7, ролики 8, установленные на серединах симметричных тормозных колодок 2 и контактирующие с рабочими поверхностями 9 разжимного диска 6, корпус 10 тормоза, направляющие 11, установленные симметрично по окружности на суппорте 12, связанном с корпусом 10, и имеющие прямоугольные пазы с буртиками 13 и 14. Каждая из тормозных колодок 2 имеет параллельные другой колодке торцовые плоскости 15 и 16, опирающиеся на параллельные плоскости 17 и 18 пазов в направляющих 11. Длина выпуклых рабочих поверхностей 9 (выполненных по любому профилю, например, в виде спирали Архимеда) обозначена отрезком кривой а — б, а прилагаемое усилие к поворотному рычагу 4— через P. Линия Π— В оси соединяет середину
t5
50 длины каждой колодки и ось ролика 8 с центром вращения О тормозного барабана (на чертеже показана такая ось).
Колодочный тормоз работает следующим образом.
В статическом положении, когда тормозной барабан 1 не вращается и усилие P к рычагу 4 не прилагается, стяжные пружины 7 удерживают колодки 2 в таком положении, чтобы между ними и тормозным барабаном сохранялся заданный зазор, причем этот зазор по всему периметру барабана 1 имеет одинаковую величину, так как тормозные колодки 2 посажены торцами в специальные параллельные пазы направляющих 11, которые не допускают перекоса тормозных колодок 2. Поворотный рычаг 4 и разжимной диск 6 находятся в крайних правых положениях, а ролики 8 касаются рабочих поверхностей 9 разжимного диска 6 в начале образующих а — б (фиг. 1) . Колодочный тормоз находится в ра стор моженном состоянии.
В процессе торможения к поворотному рычагу 4 прилагается усилие Р, поэтому поворотный рычаг 4 и разжимной диск 6 поворачиваются вокруг центра вращения О влево. Так как рабочие поверхности 9 разжимного диска 6 имеют выпуклый по форме профиль и расстояния Об больше Оа, то с поворотом разжимного диска 6 влево последний перемещает ролики 8 и связанные с ними тормозные колодки 2 в радиальных направлениях к внутренней поверхности барабана 1. Колодки 2 соприкасаются своими накладками 3 с барабаном 1, причем накладки прижимаются к барабану одновременно всей поверхностью, так как такую ориентацию колодок осуществляют параллельные плоскости 15 и 16 на торцах колодок 2 и параллельные плоскости 17 и 18 в пазах направляющих 11, исключающие перекос колодок 2. Таким образом обеспечивается эффективное и надежное торможение.
При оттормаживании сила P не прикладывается к рычагу 4, поэтому. все детали колодочного тормоза возвращаются в исходное положение под действием стяжных пруж ин.
Использование изобретения, по сравнению с базовым объектом — тормозом автомобиля МА3-500А, обеспечивает высокую эффективность, стабильность величины зазора между колодками и периметром барабана, стабильность тормозного момента, хорошее быстродействие, надежность, простоту в обслуживании, относительно простую конструкцию, взаимозаменяемость симметричных колодок.
19
Рие, Я
Составитель А. Безуглый
Редактор А. Гулько Техред И. Верес Корректор М. Демчик
Заказ 5391/26 Тираж:913 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4